ТОФАЛАРСКИЙ ЯЗЫК (тофский, устаревшее название - карагасский). По классификации Н.А. Баскакова, относится к уйгуро-тюкюйской подгруппе уйгуро-огузской группы тюркских языков. Однако результаты сравнительно-исторические исследования В.И. Рассадина показали, что тофаларский язык, современный тувинский и сойотский языки России, языки цаатанов, уйгуро-урянхайцев и тувинцев Цэнгэльского сомона МНР, кёк-мончаков Монголии и Китая образуют группу близкородственных, так называемых саянских тюркских языков. По типу грамматического строя тофаларский язык агглютинативноаналитический. Спецификой является наличие кратких фарингализованных фонем. В лексике заметное количество архаичных словоформ, восходящих как к древне-огузскому, так и к древне-уйгурскому языкам. Много заимствований из бурятского языка, а также из средневекового монгольского языка. Синтаксический строй сохранил древне-тюркский тип, в котором почти нет союзов, а вместо придаточных предложений используются деепричастный и причастный обороты.
На тофаларском языке говорит малочисленное коренное население, проживающее ныне на территории Тофаларского, Нерхинского и Верхнегутарского сельских советов Нижнеудинского района Иркутской области. Самоназванные «то’фа» (ту’фа, ты’фа) зафиксировано в научной литературе XIX в., оно восходит к древнему племенному названию «дубо», которое упоминается в китайских исторических хрониках начиная с V в. Тофалары как народность сформировались из 3 групп тюркоязычного населения тех районов, где сейчас распространен тофаларский язык. Северо-западная, гутаринская группа, состоит из родов hааш и сары-hааш; еще недавно был род кара-hааш, по которому, как утверждали М.А. Кастрен и В.В. Радлов, тофалары были названы карагасами. Этноним «hааш» связан с хакасским «хаас» - названием качинцев. Кастрен предполагал, что эта группа тофаларов происходит от качинцев. Юго-восточная, алыгджерская, группа состоит из родов чогды, ак-чогды, кара-чогды и по происхождению связана с тувинской этнической группой чооду, а также с родами чооды у цаатанов, ак-чооду, кара-чооду у дархатов Монголии. Центральная, нерхинская, группа - род чептэй, который происходит от нижнеудинских бурят, о чем свидетельствуют предания тофаларов. До 1930-х гг. тофалары вели исключительно кочевой образ жизни и не имели стационарных поселений. Согласно переписи 1989 тофаларов насчитывалось 731 человек (в РСФСР - 722), в Иркутской области проживало 630 человек. По данным Нижнеудинской районной администрации, их численность в самой Тофаларии в 1994-98 колебалась от 620 до 697 человек. Согласно переписи 2002 тофаларским языком владеют 378 человек.
По фонетическим и лексическим признакам тофаларский язык подразделяется на алыгджерский и гутаринский говоры. 1-й по происхождению связан с тувинским этносом, 2-й - с хакасским.
До 1989 тофаларский язык существовал только в устной форме. Русские школы появились у тофаларов при советской власти, после перехода их к оседлости. Дети обучались и жили в интернате в поселке Алыгджер, в течение долгих лет оторванные от своих родителей. Это привело к отрыву от родного языка и родной культуры, способствовало быстрейшему обрусению тофаларов. В настоящее время в интернате живут лишь старшеклассники, т. к. начальные школы теперь есть и в других тофаларских поселках.
Фиксация тофаларского языка впервые была проведена Ю.И. Штубендорфом, который в 1854 передал тофаларский материал русскими буквами в этнографической статье о карагасах. В 1857 была опубликована «Грамматика койбальского и карагасского языков» М.А. Кастрена, где приведено свыше 1 тыс. тофаларских слов в латинской графике. В 1890 Н.Ф. Катанов записал большое количество произведений тофаларского фольклора с использованием особой транскрипции на кириллице. Эти записи изданы В.В. Радловым в 1907. В 1963 была опубликована статья Н.П. Дыренковой о тофаларском языке, написанная в 1933—34, в которой также применялась латинская графика. В 1971 издана монография В.И. Рассадина о фонетике и лексике тофаларского языка, где тофаларские материалы переданы в точной фонетической транскрипции на латинской основе. В приложении к этой работе приведены 2 сказки и этимологический словарь.
В 1989 для тофаларского языка была создана и утверждена письменность на основе кириллицы, учитывающая все его фонетические особенности. В том же году издан 1-й тофаларский букварь, а затем некоторые другие школьные учебники, в основном хрестоматии и словари. С 1990 тофаларскому языку обучают в начальных классах тофаларских школ, а также в старших группах детских садов. Областью применения тофаларского языка остались домашнее общение и традиционные отрасли хозяйства — оленеводство и охота.
Совр. Т. я. исследован В.И. Рассадиным, к-рый разработал письменность, является автором букваря, школ. учебников и словарей, принимал участие в подготовке мест. учителей.
Лит.: Castren M.A. Versuch einer koibalischen und karagassischen Sprachlehre nebst W6rterverzeichnissen aus den tatarischen Mundarten des Minussinischen Kreise. St.-Pb., 1857; Рассадин В.И. Фонетика и лексика тофаларского языка. Улан-Удэ, 1971; Он же. Морфология тофаларского языка в сравнительном освещении. М., 1978; Он же. Тофаларско-русский, русско-тофаларский словарь. Иркутск, 1995.
В.И. Рассадин
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей