КОММУНИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИБИРИ. После победы Февральской революции местные большевики легализировали свое положение.
Сначала они не имели самостоятельных городских и уездных организационных структур, а вместе с меньшевиками-оборонцами и интернационалистами входили в единые организации РСДРП. В марте 1917 численность таковых в Сибири не превышала 3 десятков, а количество членов — 4,5 тыс. человек. Большевики образовали в них немногие группы или фракции, состоявшие в основном из бывших политических ссыльных. Решающее влияние на раскол единых организаций РСДРП и создание самостоятельных большевистских структур оказали Апрельские тезисы В.И. Ленина, постановление VII (Апрельская) конференции РСДРП(б), деятельность учрежденного ЦК РСДРП(б) в Красноярске 13 апреля Сибирского районного бюро и его органа газету «Сибирская правда». 30 мая образовалась первая самостоятельная большевистская организация в Красноярске (около 100 человек), между 24 июня и 2 июля в Барнауле (15 человек), 6 сентября в Томске (около 250 человек), 14 сентября в Новониколаевске, 8 октября в Иркутске, 12 октября в Омске, 18 октября в Кургане (21 человек), 6 декабря в Тюмени (67 человек), 14 декабря в Ишиме. В июне—октябре 1917 организации большевиков возникли в Ачинске, Бийске, Верхнеудинске, Енисейске, Камне-на-Оби, Канске, Мариинске, Минусинске, Нижнеудинске, Чите, на Анжерских и Судженских копях, на Знаменском заводе, Кемеровском химическом заводе, на станции Иланская и Тайга, появились большевистские ячейки и группы в нескольких селах. В целом по Сибири к концу октября 1917 численность большевиков достигла примерно 9 тыс. человек. Их социальной опорой в городах являлись рабочие промышленных предприятий, железнодорожного транспорта и солдаты гарнизонов, в поселках — горняки, в селах — бывшие фронтовики.
Летом—осенью 1917 свою основную задачу большевики Сибири видели в углублении революции и в доведении ее до социалистические фазы. С это целью они непрерывно наращивали организационную и агитационно-пропагандистскую деятельность в массах. Главным лозунгом, под которым они вели работу, являлось требование передачи всей власти советам. После Октябрьской революции в Петрограде большевики сконцентрировали усилия на упрочении своих позиций в советах и на захвате ими власти на местах. К весне 1918 почти во всех областных, губернских и уездных административных центрах Сибири, кроме Тобольской губернии и Якутии, большевистские советы взяли власть в свои руки. По мере их утверждения у власти на передний план выдвигалась задача налаживания деятельности советов как органов государственного управления и подавления сопротивления контрреволюции. Для этого в советах были сформированы большевистские фракции, которые параллельно занимались и внутрипартийными вопросами. В итоге проблемы организационно-партийного строительства временно отошли на второй план. Только в конце мая 1918 в Омске была проведена 1-я Западно-Сибирская конференция РКП(б), на которой принято решение о создании областного комитета партии для руководства организационно-партийным строительством, учреждении партийного журнала и школы.
Вспыхнувший в конце мая 1918 Чехословацкий мятеж, поддержанный внутренней контрреволюцией, привел к свержению советской власти в Сибири. Часть большевиков отступила с Красной армией на Урал и Дальний Восток, одни погибли, другие были арестованы, третьи скрывались. Летом 1918 городские большевистские организации на короткий срок прекратили существование. Но через месяц — другой оставшиеся на свободе большевики во всех городах создали подпольные комитеты и приступили к нелегальной деятельности. 18—23 августа 1918 близ Томска состоялась конференция западно-сибирских организаций РКП(б). Она приняла решение готовить местных рабочих для вооруженной борьбы за восстановление советской власти в Сибири. Три месяца спустя в Томске состоялась конференция сибирских большевистских организаций. Она признала необходимым для оказания помощи Красной армии дезорганизовать тыл контрреволюции, используя политические стачки, саботаж, диверсии, и провозгласила основной задачей большевиков подготовку восстаний против колчаковской диктатуры. Зимой 1918 — весной 1919 подпольщики произвели несколько восстаний в городах (22 декабря в Омске, 27 декабря в Канске, 6—26 февраля в Енисейске, 7 марта в Туринске, 13 марта в Тюмени) и рабочих поселках (26 января в Бодайбо, 6 апреля в Кольчугино). Все эти восстания белогвардейские власти без труда подавили, а большевики и рабочие понесли огромные потери. 20—21 марта в Омске состоялась 2-я конференция сибирских организаций РКП(б). Учитывая неудачный опыт городских восстаний и рост партизанского движения, она поставила перед большевиками задачу поднять крестьянство на борьбу с колчаковским режимом. Но весной—летом 1919 подпольщики понесли настолько существенные потери от белогвардейской контрразведки, что не смогли широко развернуть работу в деревне. Иркутская организация РКП(б) оказалась единственной, которая в конце 1919 — начале 1920 приняла активное участие в антиколчаковском восстании, а затем добилась от Политцентра передачи власти созданному ей военно-революционному комитету.
После освобождения Сибири от колчаковцев большевистские организации вышли из подполья ослабленными и не ориентировались в новой для них военно-коммунистической политике советской власти. В силу указанных обстоятельств в области партийного строительства в Сибири был взят курс, который сочетал в себе жесткий организационный централизм и смягчение отдельных норм партийного устава. В соответствии с этим курсом руководящие коллегии местных партийных организаций не избирались коммунистами, а назначались сверху. Так, для руководства партийной работой в общесибирском масштабе 27 октября 1919 прибывший из Москвы партийно-советский актив учредил Сибирское областное бюро РКП(б). 8 апреля 1920 пленум ЦК партии санкционировал его создание и наделил полномочиями регионального отдела ЦК РКП(б). В конце 1919—20 это бюро назначило все губернские, а те, в свою очередь, — уездные руководящие партийные коллегии. В их числе было много коммунистов, откомандированных из Центра, и политработников Красной армии, активно внедрявших в партийную среду военную дисциплину и методы работы. Такая практика позволила ЦК РКП(б) добиться от местных партийных организаций безоговорочного выполнения его директив. В то же время из-за малочисленных коммунистов, имевших право давать рекомендации для вступления в партию, особенно в деревне, в Сибири был введен институт сочувствующих РКП(б). Благодаря его использованию к концу 1920 численность партийных организаций края выросла до 72,8 тыс. человек, главным образом за счет бывших повстанцев и партизан. Они стали в основном крестьянскими по своему составу. Но в лице сельских коммунистических ячеек советская власть получила широкую опору для проведения своей политики. Тысячи молодых коммунистов работали в местных советских органах, добровольно ушли на Западный и Южный фронты, активно участвовали в подавлении антикоммунистических восстаний крестьянства и казачества, в сборе продразверстки.
[caption id="attachment_19438" align="aligncenter" width="300"] Деревенские коммунисты начинали убивать представителей крестьянской буржуазии. Так возник красный бандитизм[/caption]
Середина 1920-х гг. прошла для партийных организаций Сибири под знаком роста рядов и адаптации к нэпу. За счет массовых приемов в РКП(б) во время «ленинского» 1924 и «октябрьского» 1927 призывов их численность выросла до 93,2 тыс. человек, причем увеличение шло в основном за счет рабочих от станка, выходцев из комсомола и бывших красноармейцев. Для молодых коммунистов была организована система партийной учебы, в которой большое внимание уделялось ликвидации элементарной, политической и экономической неграмотности, усвоению норм социалистической законности. Совершенствовался партийно-советский аппарат, шел поиск путей развития народного хозяйства макрорегиона. Серьезным испытанием для партийных организаций края на самостоятельность стала поездка И.В. Сталина в Сибирь, осуществленная в начале 1928. Сталин единолично дал директивы, внесшие существенные коррективы в политику партии по крестьянскому вопросу. Хотя они фактически являлись отходом от принципов нэпа, большинство коммунистов Сибири приняло их к руководству и исполнению.
С весны 1928 важнейшей задачей партийных организаций Сибири стали развитие сельскохозяйственной кооперации и коллективизация деревни. С этой целью они усилили внимание к работе по политическому сплочению батраков и бедноты, их вовлечению в ряды партии и по ограничению кулачества. С конца 1929 на очередь дня выдвинулась массовая коллективизация, осуществлявшаяся форсированными темпами и сопровождавшаяся широкомасштабными репрессиями по отношению к зажиточной и сопротивлявшейся части кр-н. Параллельно началась реализация сибирской части Урало-Кузнецкого промышленного комплекса. Коммунисты стали руководителями и главными исполнителями всех мероприятий по реконструкции народного хозяйства. Одновременно большие изменения произошли в жизни самих партийных организаций. К 1929 численность их членов в Сибири превысила 100 тыс. человек. В начале 1930-х гг. она продолжала расти как за счет рабочих промышленных предприятий, транспорта, связи, так и новых категорий населения: колхозников, рабочих совхозов и машинно-тракторных станций (МТС). В связи с изменениями в экономике был начат переход от тер-риториального принципа построения первичных партийных организаций к производственному, упразднены окружкомы, а вместо них для руководства парт-политической работой в деревне образованы сельские райкомы ВКП(б), что больше соответствовало интересам дела. Вслед за разукрупнением в середине 1930 Сибирского края на Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский вместо Сибкрайкома были созданы Запсибкрайком и Востсибкрайком партии.
Для преодоления тяжелой ситуации в сельском хозяйстве и на транспорте, сложившейся вследствие форсированной коллективизации и индустриализации, ЦК ВКП(б) принял решение о создании чрезвычайных руководящих партийных органов — политотделов. В начале 1933 они были учреждены при совхозах и МТС, в середине 1933 — на железной дороге, а затем в гражданском воздушном флоте и на водном транспорте. Политотделы сочетали в себе политические, административно-хозяйственные и карательные функции и фактически не подчинялись районным партийно-советским органам. На новые структуры возлагалась задача добиваться от колхозов, совхозов и МТС своевременного выполнения обязательств по сдаче сельскохозяйственной продукции государству, навести порядок на транспорте, обеспечить овладение рабочими новой техникой. Сочетая массово-политические и репрессивные меры, политотделы обеспечили очередную победу коммунистического режима над крестьянством, на этот раз колхозным. Они сломили сопротивление крестьян и местных властей, добились относительной нормализации в работе колхозов и совхозов, смогли создать вокруг сельских партийных и комсомольских организаций широкий беспартийный актив и стабилизировали политическую ситуацию в деревне. В конце 1934 политотделы были упразднены.
На основе решений XVII съезда ВКП(б) в центре и на местах создаются производственно-отраслевые отделы в партийных комитетах. Они призваны заниматься всей организационно-партийной, кадровой и агитационной работой в конкретной отрасли. В региональных крайкомах и обкомах партии формируются отделы: сельскохозяйственный, промышленно-транспортный, советско-торговый, руководящих парторганов (городских и районных), культуры и пропаганды ленинизма. Производственно-отраслевые отделы создаются в горкомах и райкомах, затем упраздняются, вместо них функционирует штат ответственных инструкторов. Однако вскоре выявляется необходимость восстановления некоторых отделов аппарата на основные сочетания отраслевых и функциональных принципов для оптимизации работы партийных комитетов. Работа с кадрами выделяется из функций отраслевых отделов и передается в отделы партийных кадров. В крупных горкомах ВКП(б) организуются секретариаты.
Для улучшения идеологической работы в краевых и областных комитетах создавались новые отделы. Так, в 1935 в крайкомах и обкомах партии образовывались отделы школ (в некоторых — науки и школы). Большое внимание уделялось идеологической подготовке партийно-советской номенклатуры, для которых при партийных комитетах организовывались курсы марксизма-ленинизма, готовившие партийных организаторов, пропагандистов и работников печати.
Создание первичных организаций было нацелено на повышение роли коммунистов в управлении и усиление их влияния на решение производственных вопросов. Ужесточение принципов функционирования партийных организаций, усиление администрирования и единоначалия повлияло на качественный состав рядов ВКП(б). Возросло число рабочих (по сибирской парторганизации — с 31,3 до 43,2%), содержание партийного учета и контроля. Были развернуты кампании по массовой «чистке» партии, практиковавшиеся советским руководством с момента прихода к власти. В 1929 XVI конференция ВКП(б) решает провести генеральную «чистку» партии. В Сибири, по данным на март 1930, из партии было исключено 12 530 человек (13,4%). В 1933 последовала очередная «чистка» рядов партии. Коммунисты Западно-Сибирской краевой партийной организации проходили «чистку» в основном в 1934. В ходе «чистки» выявились существенные недостатки в организации партийного учета. Поэтому вслед за ней на основании постановления ЦК ВКП(б) от 13 мая 1935 была проведена проверка, а затем с 1 февраля 1936 — обмен партийных документов. В некоторых территориях Сибири и Дальнего Востока «чистки» не проводились в связи с начавшейся проверкой партийных документов. Так, данные о численности ряда организаций были завышены. В Восточно-Сибирской краевой организации коммунистов оказалось почти на 3 тыс. меньше заявленного.
Для предвоенного периода характерна частая сменяемость и колоссальные размеры текучести местных руководящих партийных кадров. Нестабильность усиливалась и вследствие действия репрессивного аппарата. Значительные масштабы репрессии приняли в годы «Большого террора». В обстановке массовых репрессий большинство номенклатур, функционеров в сибирских партийных организациях были сняты со своих постов, осуждены и расстреляны. Среди них Р.И. Эйхе, И.И. Алексеев, М. О. Разумов и другие.
Возрастанию роли ВКП(б) в государственном, хозяйственном и культурном строительстве способствовало разукрупнение административно-территориальных образований страны. В Сибири в 1934 из Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского края выделились Омская область и Красноярский край. Новые области создавались на Дальнем Востоке. Создание соответствующих краевых и областных партийных организаций позволяло сделать руководство комитетами ВКП(б) более конкретным и оперативным.
Важнейшей задачей партийных организаций Западной Сибири в первой половине 1930-х гг. стало руководство созданием 2-й угольно-металлургической базы страны. С целью усиления партийного руководства при решении производственных вопросов в строительстве и технической реконструкции в региональных комитетах партии был введен институт секретарей по отраслям промышленности.
Управленческие реформы 1939 усилили централизацию партийной власти. Создание в ЦК ВКП(б) отраслевых и функциональных управлений было нацелено на обеспечение бесперебойной работы партийных организаций на местах в рамках мобилизационной политической системы. Отделы партийной пропаганды и агитации и отделы печати и издательств объединялись в единые отделы пропаганды и агитации. В каждом сибирском крайкоме и обкоме ВКП(б) на одного из секретарей возлагалась обязанность заниматься вопросами пропаганды и агитации. Недолгое отсутствие в структуре партийного аппарата производственно-отраслевых отделов (упразднены в марте 1939) показало их важность, и в ноябре 1939 отделы были воссозданы. Они выполняли функции по реализации партийных директив в области промышленности и транспорта, контролировали выполнение производственных планов, проверяли осуществление первичными партийными организациями контроля над хозяйственной деятельностью администрации.
В Москве 15-20 февраля 1941 проходила XVIII Всесоюзная партийная конференция. На ней было признано недостаточным наличие в партийных органах индустриальных центров лишь одного секретаря, занимавшегося промышленностью и транспортом. В ЦК компартий союзных республик, крайкомах, обкомах, горкомах признавалось целесообразным введение нескольких должностей секретарей по промышленности (соответственно ведущим отраслям). Устанавливалась подотчетность политотделов на транспорте региональным и городским комитетам ВКП(б). В результате этих мероприятий городские и региональные комитеты ВКП(б) охватили все сферы жизнедеятельности городов и регионов, поставив их под свой контроль.
Усложнение задач, поставленных перед партийными комитетами, и ужесточение ответственности региональных партийных лидеров за их реализацию на практике потребовало создания наиболее эффективной в условиях войны системы управления. В партийных комитетах осуществляются структурные перестройки, ликвидируются старые и образуются новые отделы и секторы. С начала Великой Отечественной войны претерпевает изменения организационная структура аппарата региональных комитетов ВКП(б). Если в 1937 в структуре Новосибирского обкома ВКП(б) было 11 отделов, то в 1942 — уже 30, они охватывали все сферы жизнедеятельности области и города. Резко расширяется институт отраслевых секретарей и отделов. По мере развертывания военной промышленности в краях и областях Сибири в штат партийных комитетов вводятся должности секретарей по танковой, авиационной, минометной промышленности, по боеприпасам, вооружению. Так, в Новосибирском обкоме ВКП(б) были введены должности секретарей по авиационной промышленности, боеприпасам, вооружению, химической, металлургической промышленности, цветной металлургии, горнорудной и угольной промышленности, электростанциям, электропромышленности.
С начала войны значительно расширяется и группа парторгов ЦК ВКП(б) (институт парторгов введен в 1933, просуществовал до 1966) на ведущих предприятиях Сибири. Парторги ЦК ВКП(б) были назначены на 1 170 крупных военных заводов и предприятий тяжелой промышленности прежде всего на востоке страны. В ноябре 1941 на селе создаются чрезвычайные партийные органы — политотделы МТС и совхозов. Для руководства политотделами образуется система политорганов: при краевых, областных земельных управлениях (политсекторы).
Сибирских партийных организаций за годы войны направили в ряды действующей армии значительное число коммунистов. Только с июня 1941 по ноябрь 1944 в Вооруженные силы было призвано членов ВКП(б) (в тыс. человек): от Алтайской партийной организации — 21,3, Бурят-Монгольской — 6,1, Иркутской — 11, Красноярской — 16,1, Новосибирской (включая Кемеровскую и Томскую партийные организации) — 34,5, Омской — 20,3, Приморской — 12, Хабаровской — 15,9, Читинской — 9, Якутской — 2,2. Несмотря на это, в Сибири в годы войны наблюдался рост партийных рядов за счет эвакуированных. Только за первый год войны в Новосибирскую областную партийную организацию прибыло 15 тыс. коммунистов. С января 1942 местным партийным органам разрешалось принимать прибывших коммунистов на временный учет по предъявлении ими партийного документа, а на постоянный — после получения учетной карточки. Это позволило значительно упрочить партийное влияние в производственных коллективах.
В годы войны образуются новые административно-территориальные единицы в составе РСФСР. В 1943 создаются Кемеровская и Курганская области, в 1944 — Томская и Тюменская области, а также получает статус автономной области в составе РСФСР Тува. Вслед за созданием новых регионов формируются областные партийные организации. Областные комитеты партии возглавляют опытные партийные работники, среди которых С.Б. Задионченко, Ф.М. Чубаров, С.К. Тока. Создание новых региональных комитетов ВКП(б) способствовало активизации партийной работы на производстве увеличивается численность коммунистов. Так, только в Кузбассе за первый год существования областных партийных организаций в партию вступило 1 640 человек.
В мае 1943 были ликвидированы чрезвычайные органы партийного руководства на селе — политотделы МТС и совхозов, а также политотделы на транспорте. В августе 1943 постановлением ЦК «Об организационном упорядочении работы горкомов, обкомов, крайкомов и ЦК компартий союзных республик» ликвидирован институт отраслевых секретарей партийных органов. Учреждались должности заместители секретарей, которым вменялась обязанность руководить отраслевыми отделами. Секретари партийных органов (не более 5 в каждом комитете) возглавили основные направления деятельности партийных комитетов.
Партийный аппарат постоянно подвергался реформированию своей организационной структуры, что приводило к высвобождению части работников и способствовало изменению количественного состава номенклатуры. Численность номенклатуры в регионах Сибири была следующей: Алтайского крайкома (самая значительная по численности за счет Горно-Алтайской АО) сократилась с 3 142 человек в 1946 до 2 215 человек в 1949, райкомов и горкомов — с 30 154 до 28 292 человек соответственно. Эта тенденция прослеживается и по другим регионам. Так, номенклатура Томского обкома сократилась с 2 974 человек в 1946 до 2 030 человек в 1949, Омского — соответственно с 2 420 до 2 162, Новосибирского — с 2 248 до 2 223 человек.
Со второй половины 1940-х гг. партийных организаций Сибири значительно наращивают свою численность, расширяют свое влияние на социально-экономические процессы. 2 августа 1946 Цолитбюро ЦК ВКП(б) преобразует организационно-инструкторский отдел ЦК в Управление по проверке партийных органов. В штате новой структуры предусматривается инспекторская группа с широкими полномочиями по проверке региональных партийных организаций. Первоначально было 3 инспектора: Н.И. Гусаров (первый секретарь Пермского обкома в 1938—46), В.Г. Жаворонков (1-й секретарь Куйбышевского обкома в 1943—46), С.Б. Задионченко (1-й секретарь Кемеровского обкома в 1943—46). В дальнейшем деятельность инспекторов регулировалась постановлением Политбюро от 24 марта 1947 «Об инспекторах ЦК ВКП(б)», согласно которому постоянный инспектор ЦК ВКП(б) устанавливался для каждой союзной республики и для группы краев и областей РСФСР. Для Сибири полагалось 2 инспектора: по Западной Сибири (Алтайский край, Новосибирская, Кемеровская, Томская, Тюменская и Курганская области) и Восточной Сибири (Красноярский край, Иркутская и Читинская области, Тувинская АО, Бурят-Монгольская и Якутская АССР). Изменяется структура аппарата партийных органов — укрупняются отраслевые отделы, значительно сокращается численность группы партийных организаторов ЦК ВКП(б).
Меняется кадровый потенциал номенклатуры партийных органов. С целью укрепления руководства партийных организаций освобожденных районов СССР высвобождается значительное число опытных функционеров из сибирских организаций. Важное значение для подготовки партийных кадров в Сибири имело постановление ЦК ВКП(б) от 2 августа 1946 «О подготовке и переподготовке руководящих партийных и советских работников». Этим документом создается Высшая партийная школа при ЦК ВКП(б) (на базе Высшей школы парторганизаторов), образуется Академия общественных наук, регламентируется порядок создания областных партийных школ при обкомах и крайкомах ВКП(б).
В июле 1948 была установлена новая структура аппарата ЦК ВКП(б). Вместо управлений кадров, пропаганды и агитации, проверки партийных органов создавались отделы: партийных, профсоюзных и комсомольских органов, пропаганды и агитации, внешних сношений, тяжелой промышленности, легкой промышленности, машиностроения, транспортный, сельскохозяйственный, административный и планово-финансово-торговый. Изменение структуры коснулось и региональных комитетов. Сокращалось количество отделов по отраслям промышленности (их число не должно было превышать 4). Обязательными для всех партийных комитетов краевого и областного масштаба признавались отделы партийных, профсоюзных и комсомольских органов, пропаганды и агитации, сельскохозяйственный, административный и планово-финансово-торговый. В Тувинском и Горно-Алтайском обкомах ВКП(б) имелись отделы по работе среди женщин.
В окружкомах, горкомах и райкомах партии создавались отделы партийных, профсоюзных и комсомольских органов, пропаганды и агитации. В ряде горкомов, городских и сельских райкомов организовывались промышленно-транспортные отделы, а в сельских райкомах — сельскохозяйственные отделы. В ряде горкомов учреждались планово-финансово-торговые, а в наиболее крупных из них — административные отделы. Последующие структурные изменения имели целью усиление контроля над конкретными участками экономики и идеологической работы. В декабре 1950 Отдел пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) был разделен на 4 отдела: пропаганды и агитации, науки и высших учебных заведений, художественной литературы и искусства, школ. Подобным образом реорганизовывались и отделы пропаганды и агитации в краевых и областных партийных органах Сибири. С 1949 отменялась практика совмещения первыми секретарями крайкомов и обкомов обязанностей первых секретарей горкомов региональных центров. Проявилась тенденция некоторой децентрализации руководства Центра деятельностью региональных и местных партийных структур, в том числе придание последним большей полноты действий в решении вопросов местного значения, в отстаивании перед Центром местных интересов и потребностей. Вновь активно насаждались особые, фактически чрезвычайные партийные структуры, характерные для периода военного времени. Так, в сентябре 1948 на железнодорожном транспорте вновь создаются политотделы, упраздненные в мае 1943.
С началом «оттепели» меняются подходы к организации управления местными партийными организациями. Решениями сентября (1953) Пленума ЦК КПСС признавалось целесообразным провести перестройку партийного аппарата в сельских районах таким образом, чтобы иметь в райкоме на каждую МТС группу работников во главе с секретарем райкома, которая должна была вести партийно-политическую работу в МТС и обслуживаемых ею колхозах. Общее руководство деятельностью этих групп осуществлял первый секретарь райкома. Усиление районного звена партийных органов негативно сказалось на функционировании аппарата краевых и областных комитетов партии, штаты которых подверглись сокращению. Так, в Тюменском обкоме КПСС пришлось упразднить ряд секторов в отделах партийных органов, пропаганды и агитации.
Перед партийными организациями Западной Сибири ставились задачи по освоению целинных и залежных земель. Значительные новации в сельскохозяйственном производстве требовали организационного укрепления колхозов. 25 марта 1955 ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление «О мерах по дальнейшему укреплению колхозов руководящими кадрами». К июлю 1955 планировалось отобрать не менее 30 тыс. добровольцев, способных обеспечить руководство колхозами. Подавляющее большинство из них было коммунистами. Другое важное направление кадровой политики было связано с подбором руководящих партийных кадров для работы в сельских районах Сибири. В 1954—56 Алтайская краевая организация КПСС направила в 64 сельских районах 444 коммуниста, которые стали работать секретарями, заведующими отделами и инструкторами райкомов КПСС, председателями, заместителями председателя райисполкомов, а также освобожденными секретарями партийных организаций колхозов, МТС и совхозов.
В 1957 были упразднены инструкторские группы сельских райкомов партии по зонам МТС. Во второй половине 1950-х гг. расширяется компетенция местных партийных органов. Так, парткомам крупных предприятий, насчитывавших свыше 1 тыс. коммунистов, предоставлялись права райкомов по приему в партию, рассмотрению персональных дел, учету членов и кандидатов в члены партии, а также бюджетно-финансовым вопросам.
В 1962 территориальный принцип построения партийных организаций был заменен производственным. В большинстве краев и областей созданы промышленные и сельские партийные организации. При разделении большинства партийных организаций Сибири сельские краевые и областные организации оказались в более выгодном положении. В них были включены и наибольшее число коммунистов, и наибольшее количество партийных организаций, предприятий и учреждений. Например, Алтайская краевая промышленная организация КПСС при создании получила 45 тыс. коммунистов и 1 050 первичных организаций, а сельская краевая организация — 70 тыс. коммунистов, объединенных в 2 080 первичных организаций. В большинстве областных центров с районным делением признавалось нецелесообразным сохранение горкомов партии. В Сибири исключение было сделано лишь для Красноярска, Иркутска и Кемерова. Опыт функционирования сельских и промышленных партийных организаций показал искусственный характер реформы, необходимость возвращения к прежней организационной структуре. Воссоединение партийных организаций по территориальному принципу произошло в конце 1964.
Во второй половине 1960-х — первой половине 1970-х гг. стабилизировался корпус региональных руководителей КПСС. Изменение взаимоотношений между ЦК КПСС и региональными комитетами (частичная децентрализация управления, упрочение положения региональных лидеров) позитивно повлияло на решение проблем социально-экономического развития краев и областей Сибири. Среди первых секретарей крайкомов и обкомов КПСС, внесших значительный вклад в региональное развитие в этот период, выделяются А.В. Георгиев, А.Ф. Ештокин, Ф.С. Горячев, А.А. Кокарев, А.У. Модогоев, С.И. Манякин, Е.К. Лигачев, А.И. Смирнов, С.К. Тока, А.К. Черный, Б.Е. Щербина, С.Н. Щетинин.
Вплоть до середины 1980-х гг. численность коммунистов в партийных организациях Сибири неуклонно растет. Среди крупнейших партийных организаций за Уралом выделяются Кемеровская (244 692 коммунистов по состоянию на 1 января 1989) и Красноярская (207 192 коммунистов по состоянию на 1 января 1989). В этот период структура аппарата региональных органов КПСС адаптируется к новым условиям (необходимость социально-экономической модернизации) руководства социально-экономическим развитием. В 1984 повсеместно образуются экономические отделы и отделы промышленности краевых и областных комитетов. Среди задач новых подразделений — изучение тенденций развития и повышения эффективности общественного производства, размещения производительных сил в регионах. Кадры аппарата курировали отрасли производства различных видов подведомственности.
Вплоть до середины 1980-х гг. краевые и областные партийные организации оставались «руководящей и направляющей силой» регионов. Однако с середины 1980-х гг. стали очевидны кризисные явления практически во всех сферах, особенно экономические, советские общества (застой в экономике, снижение уровня жизни населения и его недовольство руководством партии, нарастание межэтнической и межнациональной напряженности и др.). Это привело к реорганизации власти, инициированной на XIX Всесоюзной партийной конференции (июнь 1988). Намеченные меры по перестройке политической системы в СССР осуществлены к весне 1990. Изменился принцип функционирования государственных органов, начался переход к многопартийной системе («Закон об общественных организациях» (1990) легализовал многопартийность).
В этих условиях назревает необходимость структурной перестройки аппарата органов и учреждений КПСС. С конца 1988 ликвидируются отраслевые отделы в крайкомах, обкомах, окружкомах и горкомах КПСС. Меняются формы взаимоотношений с советами: изживается практика принятия совместных постановлений, руководители исполкомов исключаются из состава бюро партийных комитетов.
В ходе политических реформ краевые и областные партийные организации, как и в целом КПСС, теряют власть и влияние в обществе. Со второй половины 1980-х гг. в условиях нарастания в стране социально-политического кризиса ежегодно сокращается число принятых в КПСС, а с 1989 начинается массовый выход коммунистов из партийных рядов. КПСС хотя и оставалась самой массовой организацией, численность ее организаций в годы перестройки сократилась до 15 млн человек. Так, в 1989 из Новосибирской партийные организации было исключено 5 188 человек, из них 2 799 человек вышли добровольно. Кризисные явления в партии повлияли на укомплектованность кадрами партийного аппарата. Впервые в истории существования КПСС в 1991 в горкомах и райкомах Новосибирской области не были укомплектованы 27 должностей ответственных работников. Началось упразднение партийных комитетов с правами райкомов партии. Нарастает организационный кризис на низовом уровне КПСС. Так, за период с конца 1988 по конец 1990 в Омской области партийные организации КПСС количество цеховых организаций уменьшилось на 17,6%, а партийных групп — на 40%.
В начале 1990-х гг. крайне нестабильным остается корпус руководителей краевых и областных партийных организаций. Проведение альтернативных выборов не сняло проблемы укрепления руководства авторитетными лидерами. В ряде регионов (Омская, Кемеровская, Новосибирская области) обкомы возглавили функционеры, не имевшие опыта работы в партийном аппарате регионального уровня. Часть первых секретарей, возглавивших областные и краевые советы народных депутатов, сложили с себя полномочия по руководству партийными организациями. Подрыв организационной структуры КПСС усилился в связи с решениями о департизации предприятий и учреждений. Изменяется система финансирования партийных органов и учреждений, краевые и областные комитеты КПСС вынуждены изыскивать дополнительные источники доходов (сдача помещений и транспорта в аренду, инвестирование средств партийного бюджета в производство). Если ранее партийный бюджет формировался за счет партийных взносов, то из-за массового выхода коммунистов из партии в 1991 взносы составили всего 0,7% от доходов Новосибирской партийной организации.
Указом Президента РСФСР от 23 августа 1991 деятельность партийных организаций на территории РСФСР была приостановлена, а Указом от 6 ноября 1991 полностью прекращена.
Сибирские партийные организации являлись «кузницей кадров» для руководства ЦК КПСС, союзно-республиканских министерств и ведомств. В состав Политбюро и Секретариата ЦК КПСС в разное время входили бывшие руководители сибирских и дальневосточных партийных организаций А.Б. Аристов, Н.И. Беляев, Г.И. Воронов, В.И. Долгих, Е.К. Лигачев, Н.М. Пегов, О.С. Шенин, А.С. Щербаков и другие.
Лит.: Славное сорокалетие: Из истории Красноярской партийной организации (1917—1957 гг.). Красноярск, 1957; Сафронов В.П. Октябрь в Сибири. Большевики Сибири в борьбе за победу Великой Октябрьской социалистической революции (февраль 1917 — март 1918 г.). Красноярск, 1962; Шорников М.М. Большевики Сибири в борьбе за победу Октябрьской революции. Новосибирск, 1962; Очерки истории партийной организации Тюменской области. Свердловск, 1965; Очерки по истории Иркутской организации КПСС. Иркутск, 1966. Ч. 1; 1976. Ч. 2, кн. 1; 1977. Ч. 2, кн. 2; Очерки истории Красноярской партийной организации. Красноярск, 1967-1970. Т. 1-2; История Сибири. Л., 1968. Т. 4; 1969. Т. 5; Плотников И. Ф. Героическое подполье. Большевистское подполье Урала и Сибири в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны (1918—1920). М., 1968; Очерки истории Бурятской организации КПСС. Улан-Удэ, 1970; Очерки истории Читинской областной организации КПСС. Иркутск, 1975 (изд. 2-е. Иркутск, 1986); Молетотов И.А. Сибкрайком: партийное строительство в Сибири. 1924—1930 гг. Новосибирск, 1978; Очерки истории Красноярской краевой организации КПСС (1895—1980). Красноярск, 1982; Очерки истории Алтайской организации КПСС. Барнаул, 1985; Очерки истории партийной организации Кузбасса: В 3 ч. Кемерово, 1985. Ч. 3; Очерки истории Омской областной организации КПСС. Омск, 1987; Коновалов А.Б. Партийная номенклатура Сибири в системе региональной власти (1945—1991). Кемерово, 2006.Шевляков А. С. Сталинские политотделы в Сибири. Чрезвычайные органы ВКП(б) в политическом и социокультурном пространстве советской деревни (1930-е гг.). Томск, 2007.
А.Б. Коновалов, В.И. Шишкин
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей