Новости

Великий северный железнодорожный путь // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ВЕЛИКИЙ СЕВЕРНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ (ВСП), проект, предлагавшийся в 1915— 32 А. А. Борисовым и В.М. Воблым.

Первой очередью строительства ВСП предусматривалось сооружение железнодорожной линии Обь—Котлас—Сорока (Бело-морск)—Мурманск с целью обеспечить хлебную и лесную торговлю морским сообщением с европейским рынком. В ноябре 1916 Особое межведомственное совещание по выработке плана железнодорожного строительства на пятилетие 1917—22 рекомендова­ло Обь-Мурманскую линию к реализации за предела­ми 5-летнего плана. Трасса 2-й очереди намечалась по северной границе возможного развития земледелия: от Оби (Берёзов или село Мужи) на Туруханск и Якутск, с дальнейшими выходами на Охотское побережье (Аян, Элькан) и Императорскую Гавань (с 1922 — Советская Гавань) и системой соединений с Транссибирской магистралью. Строительство железнодорожной линии на восток от Оби обосновывалось необходимостью создания транспортных предпосылок для масштабного освоения богатых природных ресурсов Севера.

Инициаторы проекта и финансировавший их деятельность норвежский предприниматель Э. Ганневиг в 1919 предлагали советскому правительству осуществить строительство ВСП на концессионных началах. Расходы на постройку они считали возмож­ным окупить поставкой деловой древесины в Западную Ев­ропу и добычей алмазов, на вероятность обнаружения которых указывал в 1840-х гг. английский геолог Р. Мурчисон (в 1950-х гг. в районах, через которые предлагалось провес­ти ВСП, действительно открыли кимберлитовые трубки). Концессионное заявление до 1934 изучалось Концескомом, об­суждалось научной и инженерной общественностью. В 1929—32 при газете «Известия» существовал Комитет содействия строительству ВСП. В итоге идея ВСП трансформировалась в проект Байкало-Амурской магистрали. Ее сооружение, начавшееся в 1932, обосновывалось в первую очередь необходимостью дублирования Транссиба, проходяще­го в опасной близости от границы.

Лит: Борисов Н.П. Художник вечных льдов. Л., 1983; Сига-лов М.Р., Ламин В. А. Железнодорожное строительство в практике хозяйственного освоения Сибири. Новосибирск, 1988.

В.В. Ламин

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири