Новости

Борисов, Александр Алексеевич // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

БОРИСОВ Александр Алексеевич (2 ноября 1866, деревня Глубокий Ручей Вологодской губернии — 17 августа 1934, Красноборск), живописец, автор проектов освоения Севера и Си­бири.

Из крестьян, в 18 лет ушел из деревни в иконописную мастерскую при Соловецком монастыре (в котором ранее работал в рыболовецкой арте­ли). Благодаря протекции заезжих собирателей живописи переехал в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру. Учился в гипсово-головном классе Академии художеств у И.И. Шишкина и А.И. Куинджи. В июне 1894 в качестве рисовальщика и фотографа принял участие в поездке министра финансов С. Ю. Витте на Мурман для отыскания удобной военно-морской гавани.

Занимаясь живописанием природы Севера, Борисов од­новременно увлекся вопросом строительства на Севере железных дорог, считая его необходимым для экономического развития региона. Пришел к идее создания разветвленной железнодорожной сети, свя­зывающей Север с Сибирью и центром России. Про­ект Борисова включал 3 дороги: Обь—Котлас—Сорока (Беломорск)—Мурман; Котлас—Вельск—Коноша—Петроград; Котлас—Великий Устюг—Кострома. В 1915 на личные средства Борисова проведены изыскания по трассе Обь—Кот­лас—Сорока. Проект имел и стратегическое значение, широко обсуждался в научно-технических и экономических комиссиях и был при­знан отвечающим задачам и целям железнодорожного строительства на Севе­ре. Однако воплотить его не удалось даже с помощью концессии, предлагавшейся в 1918—19.

В советские годы Борисов продолжал пропагандировать идею Великого Северного железнодорожного пути, который должен соеди­нить 3 океана и 2 материка. Управлял курортом «Солониха» (создан самим Борисовым). Состоял внештатным сотрудником Госплана СССР, участвовал в решении экономических проблем Севера (транспорт и капитальное строительство).

До 1930-х гг. существовала комиссия содействия строительству Великого Северного железнодорожного пути, включавшая крупных государственных де­ятелей. По проекту Борисова и В.М. Воблого, дорога должна была проходить по северной границе земледелия, через северную оконечность Байкала с выходом на Амурскую дорогу и далее, к Советской Гавани. На обсуждении в Гео­графическом обществе (1930) проект раскритиковали, но в итоге идея Великого Северного пути трансформировалась в проект Байкало-Амурской магистрали.

Лит.: Борисов Н.П. Художник вечных льдов. Л., 1983.

В.В. Ламин

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири