Новости

Бурятское национальное движение // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

БУРЯТСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ

1-й этап Бурятского национального движения (1900—03) связан с протестом против проведения землеустроительных работ и упразднения институтов родового самоуправления в районах компактного проживания бурятского этноса. Его основными формами являлась подача петиций и прошений на имя Николая II об отмене законов о земельной и волостной реформе, сохранении за коренным населением «породных» земель и традиционной системы местного управления. Наряду с обращениями в органы власти, исходившими от этнической элиты, в среде инородцев возникали волнения, носившие стихийный и локальный характер. В целом протестантское движение аборигенов Бурятии не смогло изменить колонизаторскую направленность административной и аграрной политики царизма. Но оно сыграло значительную роль в формировании национального самосознания бурятского народа, служившего одной из главных предпосылок дальнейшего развития Бурятского национального движения.

2-й этап (1905—07) связан с событиями революции 1905—1907. В это время внутри бурятские элиты формируются 2 идейных течения — панмонгольское («стародумы», народники) и западническое («партия прогрессивных бурят», бурят, социал-демократы). Идеологическое размежевание внутри Бурятского национального движения оказало значительное влияние на программу установки его участников. Их оформление происходило в рамках новой формы национального движения — общебурятских съездов. В апреле 1905 в Чите состоялся съезд бурят Забайкальской области, выступивший с идеей восстановления институтов родового управления (степных дум) в пределах бывших ведомств. В противовес этой позиции общебурятский съезд Иркутской губернии (август 1905) выдвинул проект создания органов земского самоуправления по типу русских земств. Несмотря на политические разногласия, бурятских обществ, элита консолидировано выступила за развитие национального образования и культуры, пыталась противодействовать насаждавшейся из Центра аграрной реформе. Наряду с мирными формами протеста в районах проживания бурят вспыхивали вооруженные выступления. После завершения революции 1905—07 начался спад Бурятского национального движения, которое вновь приобрело характер локальных волнений, направленных против переселенческой политики правительства П.А. Столыпина. В целом, в начале XX в. произошла относительная консолидация бурятской элиты вокруг идеи национального-культурного самоопределения этноса.

После победы Февральской революции начался 3-й этап Бурятского национального движения (1917—19), связанный с возникновением и развитием движения за общенациональную автономию. В апреле 1917 состоялся 1-й общенациональный съезд бурят Забайкальской области и Иркутской губернии. Его участники приняли «Статут о временных органах по управлению культурно-национальными делами бурят-монголов и тунгусов Забайкальской области и Иркутской губернии», являвшийся проектом бурятской автономии с широкими правами в области внутреннего законодательства, административного управления, судопроизводства, охраны порядка, здравоохранения, образования, духовной культуры. По инициативе делегатов съезда был создан Бурятский национальный комитет (Бурнацком). В октябре 1917 в Верхнеудинске прошел 3-й общебурятский съезд, учредивший единый верховный орган исполнительной власти — Центральный Бу­рятский национальный комитет с резиденцией в Чите.

В его состав вошли представители бурятской интеллигенции — Д. Банзаргашин, Г. Гомбоев, Б. Ирдынеев, Э.-Д. Ринчино, Ж. Самбуев, М. Богданов. Деятельность Бурнацкома способствовала созданию в конце 1917 бурятских ай­маков в Иркутской губернии (Ангарский, Эхирит-Булагатский, Тункинский) и Забайкальской области (Ангинский, Баргузинский, Хоринский, Селенгинский), возрожде­нию институтов национального самоуправления.

Значительное влияние на особенности национального-государственного строительства в районах компактного проживания бурят оказала Октябрьская революция. Под давлением местных большевиков Бурнацком формально признал советскую власть. В конце 1917 — начале 1918 процесс формирования бурятской национальной автономии протекал в условиях мирной политической борьбы Бурнацкома с органами новой революционной власти — советами. В марте—апреле 1918 состоялся III съезд представителей рабочих, крестьян, казаков и инородцев Забайкальской области, который признал право бурятского народа на самоопределение. При этом в бу­рятских аймаках сохранялись органы национального самоуправления.

Летом—осенью 1918 в условиях развернувшейся Гражданской войны и падения советской власти в Восточной Си­бири бурятская национальная элита была вынуждена пойти на сотрудничество с правительством атамана Г.М. Семенова, а затем и правительством А. В. Колчака. В ноябре 1918, после объединения Бурнацкома с бурятским отделом Правительства Забайкальской обл., образована Бурятская национальная дума. К началу 1919 формальные цели Бурятского национального движения были достигнуты, поскольку органы национального самоуправления были официально признаны лидерами белого движения.

4-й этап Бурятского национального движения (1919—22) связан с попытками бу­рятской элиты реализовать право на самоопределение этноса в условиях Гражданской войны. Одной форм национального движения в этот период являлось проведение конференций по обсуждению проблемы этнополитического и культурного единства всех монгольских народов. Их идейной основой являлся панмонголизм, который в годы войны стал стержнем неосуществившегося проекта по созданию «Велико-Мон­гольского государства».

Более успешная попытка оформления национальной государс­твенности бурятского народа была осуществлена в рамках Дальневосточной республики (ДВР). В марте 1920 группа бурят-автономистов образовала Временный об­щебурятский национальный комитет. В мае—июне 1920 в Верхнеудинске состоялся съезд представителей бурятского насе­ления Хоринского, Селенгинского и Баргузинского ай­маков Забайкальской области. Его участники провозгласили основой самоопределения достижение территориальной целостности всего бурятского народа в рамках национальной автономии, при­няли решение о сохранении национальных административно-территориальных единиц. Делегаты съезда учредили орган исполнительной власти — Бурят-Монгольский народно-революционный комитет. Важной ве­хой в процессе национально-государственного строительства в бурятских аймаках стало принятие конституции ДВР (апрель 1921). В соответствии с ее положениями территория, занятая бурятским населением (Агинский, Баргузинский, Хоринский и Чикойский ай­маки), выделялась в Бурят-Монгольскую АО (БМАО). Общебурятская автономия была наделена широкими правами в сфере судопроизводства, административно-хозяйственной и культурно-национальной жизни. В мае 1921 по инициативе бурят-депутатов Уч­редительного собрания ДВР Бурятский народно-революционный ко­митет был упразднен и вместо него создано Временное областное управление БМАО ДВР. Аймачные и хошунные народные ревкомы преобразовывались в управления. В августе 1921 Временное областное управление было признано официальным ор­ганом исполнительной власти БМАО. В октябре—ноябре 1921 в Чите состоялось 1-е национальное собрание, на котором произошла смена руководства в Бурятского национального движения. Национальное собрание БМАО ДВР сформировало Областное управление под предводителем М.И. Амгаева, в котором ведущую роль играли коммунисты. С это­го момента дальнейшее развитие национальной бурятской автономии происходило под контролем местных органов РКП(б). В начале 1922 на основе объединения бурятских аймаков Ир­кутской губернии создана Бурят-Монгольская АО в соста­ве РСФСР. После упразднения ДВР начался процесс формирования общебурятской автономии. 30 мая 1923 постановлением ЦИК СССР автономной области бурят-монголов объединены в Бурят-Монгольскую АССР, в рамках которой буряты получили право на реализацию национально-культурной автономии в составе РСФСР.

Во 2-й половине 1980-х гг. в условиях перестройки на­чался новый этап Бурятского национального движения. Идеологической основой зарождения национального движения в БАССР являлась идея национального возрож­дения, включавшего восстановление истории народа, литературы, образования, письменности, государственности. Одной из ведущих форм Бурятского национального движения являлись неформальные организации. В 1988 создано 1-е региональное политическое объедине­ние — «Гэсэр». Основными положениями его платформы яв­лялись воссоединение бурятских автономных округов с БАССР, выдвижение представителей этноса на высшие руково­дящие посты в республике, возрождение национального языка и культуры. В конце 1980-х гг. в Бурятии возникло еще несколько общественных организаций — Союз бурятской интеллиген­ции, Клуб избирателей, Народный фронт. Их деятельность заключалась в организации непосредственного обращения к руководителям партии и правительства, проведении публичных фору­мов по национальному вопросу.

Процесс демократизации общественной жизни в БАССР обусловил развитие форм Бурятского национального движения, обеспечивших политическую консолидацию его участников. В 1989 в Улан-Удэ состоялось расширенное собрание, на котором обсуждалась проблема государственно-правового и территориального единства бурятского народа. В ноябре 1990 была создана Бурят-Монгольская народная партия, в состав которой вошли представители бурятской интеллигенции. Стержнем ее платформы являлась идея о возрождении бурят-монгольского народа через духовное и территориальное воссоединение, воссоздание единой Бу­рят-Монгольской республики, этнизация образования и культуры, возвращение к общемонгольским корням.

На закате перестройки произошло возрождение од­ной из традиционных форм Бурятского национального движения — общебурятских съездов. В феврале 1991 в Улан-Удэ состоялся I Всебурятский съезд. Основными направлениями его работы стали обсуждение воп­росов политической и национально-культурного развития Бурятии, осуждение акта 1937 о разделении БМАССР. По инициативе делегатов учреждена Всебурятская ассоциация развития культуры.

Формирование современной бурятской государственности в со­ставе России способствовало возникновению новых об­щественных объединений этнического толка. В 1992 организовано Движение национального единства «Нэгэдэн», ставшее одной из ведущих общественно-политических организаций Бурятии. В конце 1992 по ее инициативе произошло объединение «Нэгэдэл», БМНП и бурятского отделения Демократической пар­тии России в блок «Народное согласие», члены которого разработали программу по комплексному восстановлению политических, гражданских и культурных прав бурятского народа. В начале 1993 руководство ДНЕ «Нэгэдэн» в Улан-Удэ организова­ло научно-практическую конференцию по проблемам фор­мирования государственности Бурятии. Ее участники выступили за построение бурятской государственности на основе самоопределения народа, приоритета прав и интересов граждан, экономической самостоятельности. Ито­ги данной конференции оказали значительное влияние на разработку положений конституции Республики Бурятия, принятой в 1994.

Во 2-й половине 1990-х гг. в условиях стабильного раз­вития президентско-парламентской республики начался спад Бурятского национального движения. В 1996 по инициативе делегатов II Всебурятского съезда создан Конгресс бурятского народа, ставший ведущей общественной организацией. Деятельность Конгресса была направлена на проведение научно-практической конференций по проблемам воссоединения и реабилитации бурятского народа. Однако данные акции уже не оказывали значительное воздействия на общественно-политические процессы в республике.

В начале XXI в. продолжается дальнейшее разви­тие традиционных форм Бурятского национального движения. В современной Бурятии проводятся «круглые столы» по проблемам обеспечения деятельности организаций, научно-практической конференции, всебурятские съез­ды по вопросам национально-культурного развития этноса. При этом основной проблемой национального движения остается слабое влия­ние неформальных объединений на политическую и духовную жизнь республики.

Лит.: История Бурят-Монгольской АССР. Улан-Удэ, 1954. Т. 1; 1959. Т. 2; Егунов Н.П. Колониальная политика царизма и пер­вый этап национального движения в Бурятии в эпоху империализ­ма. Улан-Удэ, 1963; Он же. Первая русская революция и второй этап национального движения в Бурятии. Улан-Удэ, 1970; Очер­ки истории и культуры Бурятии. Улан-Удэ, 1972. Т. 1; 1974. Т. 2: Елаев А. А. Бурятия: Путь к автономии и государственности. М., 1994; Он же. Бурятский народ: становление, развитие, самоопре­деление. М., 2000; Хамутаев В. Бурятское национальное движе­ние в 1980-2000 гг. Улан-Удэ, 2005.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири