БУРЯТСКИЕ ЛЕТОПИСИ. Бурятские исторические сочинения называют «летописями», «хрониками», но данные термины в собственном смысле этих слов могут быть применены с большими оговорками.
Бурятские летописи не похожи на европейские или русские летописи, даже на собственно монгольские. Характерной особенностью бурятских летописей является их синкретизм, смешение исторического и литературного жанров, стилей. Данные памятники пользовались большой популярностью среди бурятских читателей, имели хождение исключительно в рукописях, которые распространялись подвижниками-библиофилами бурятских степей. Собственно бурятские сочинения на старомонгольской письменности стали появляться в XVIII в. в связи с консолидацией бурят в самостоятельную народность и ростом национального самосознания.
Литературное наследие бурят основанное на старомонгольской письменности включает в себя исторические, дидактические, медицинские, филологические, лексикографические, юридические, буддийские сочинения. В условиях кочевого образа жизни буряты сумели создать, сохранить и донести до наших дней уникальные памятники культуры монголоязычных народов, среди которых особое место занимают исторические хроники.
К наиболее читаемым и популярным хроникам следует отнести хоринскую хронику «Предание о Бальжин-хатун» (1760—70), «Историю агинских бурят», написанную в 1863 главным тайшой агинских бурят Т. Тобоевым, «Историю селенгинских бурят», написанную в 1868 гл. тайшой селенгинских бурят Д.-Ж. Ломбоцыреновым, «Летопись хоринских бурят», созданную в 1875 главой цаганского рода шуленгой В. Юмсуновым, «Летопись хори-бурят», составленную в 1887 помощником главного тайши хоринских бурят зайсаном галзутского рода Ш.-Н. Хобитуевым (насчитывается около 30 списков данной летописи), «Историю баргузинских бурят», написанную в 1887 гл. тайшой баргузинских бурят Ц. Сахаровым, и другие.
Некоторые летописи, например хроника В. Юмсунова, анонимный «Ацагатский очерк о хори-бурятах», перерастают рамки хроник и представляют собой историко-этнографические очерки, разделенные на главы по тематическому признаку. В частности, в хронике В. Юмсунова, состоящей из 12 озаглавленных разделов, прослеживается история хоринцев начиная с древнейших времен до второй половины XIX в. В летописи представлена история распространения буддизма в Монголии и Бурятии, дается детальное описание верований и обрядов шаманства; подробно говорится об административном устройстве и управлении хоринцев; приводятся данные о главных хоринских тайшах и их помощниках; рассказывается о грамоте Петра I от 26 марта 1703 и всех последующих указах и предписаниях русских царей, по которым за хоринскими родами были закреплены земли от Байкала до монгольских границ; сообщаются сведения о правах бурят, о развитии хозяйства у хоринских бурят, о несении службы на пользу империи, об отделении агинских бурят и т. д. Летопись В. Юмсунова является самой большой по объему и наиболее обстоятельной из всех бурятских летописей. Почти в каждой главе сообщаются не известные до этого факты и детали.
Бурятские исторические сочинения писались по образцу монгольских памятников, таких как анонимная летопись «Altan tobei», изданная Г. Гомбоевым, летопись С. Сэцэна «Erdeni-yin tobei» и другие. Но в отличие от них бурятские летописи написаны на основании подлинных документов бурятских степных дум. Более того, при ссылке на документы указываются даты и номера соответствующих распоряжений властей, что придает сочинениям более достоверный характер. В хрониках широко использованы не только делопроизводственные документы, но и ранее написанные летописные работы, устные легенды и предания бурят. Все это придает летописям характер научных очерков.
Помимо летописей Т. Тобоева, В. Юмсунова, Ш-Н. Хобитуева, Д.-Ж. Ломбоцыренова, Ц. Сахарова и других авторов, существуют и хроники, хранящиеся в семейных архивах. Например, в архиве Д.З. Зандановой имеется рукопись анонимной хоринской летописи, доведенной до 1903.
Бурятские летописцы были образованными людьми своего времени, незаурядными представителями знати дореволюционной Бурятии. Например, летописец Т. Тобоев, находившийся более 60 лет на государственной службе, остался в памяти народа как один из самых уважаемых и авторитетных предводителей хоринских бурят. К нему за советом и помощью обращались не только буряты, но и русские казаки, поселенцы.
Точных сведений о количестве бурятских летописей и их авторах пока нет, поскольку рукописи находятся в разных архивных фондах Улан-Удэ, Иркутска, Читы, Томска, Москвы, С.-Петербурга, Улан-Батора, а также в частных коллекциях. В настоящее время выявлено около 40 больших и малых бурятских летописей, из них опубликовано на современном бурятском языке 20 хроник, на русском языке — 11 летописей, на английском языке — 1 хроника, на старописьменном монгольском языке — 9 летописей. Изданные бурятские хроники составляют лишь некоторую часть летописного наследия бурят, большая их часть все еще остается в рукописях.
В советский период отечественной истории данные памятники духовной культуры бурят XVIII—XIX вв., как и другие литературные памятники бурят на старомонгольской письменности, долгое время находились в забвении, многие ценные памятники были утрачены. Летописи представляют определенный источниковедческий интерес как отражение представлений бурятского народа о собственной истории.
Лит.: Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Улан-Удэ, 1972; Исторические хроники, летописи и родословные //Буряты. М., 2004; Бадмаева Л.Б. Язык бурятских летописей. Улан-Удэ, 2005.
Л. Б. Бадмаева
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей