СОВНАРХОЗЫ, территориальные органы управления промышленностью.
1. В 1920 — начале 1930-х гг. находились в структуре центральных, а затем местных органов государственной власти и подчинялись Высшему совету народного хозяйства РСФСР (ВСНХ) РСФСР.
Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) образован по Декрету Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) от 1 декабря 1917, первоначально вырабатывал общие нормы и план регулирования экономической жизни. Обладал правом конфискации и реквизиции имущества, принудительного синдицирования отраслей промышленности и торговли, распределения продукции и финансовых средств, национализации промышленности и непосредственного руководства предприятиями. В течение ноября 1917 — марта 1918 в целом по стране в собственность государства отчуждено 836 предприятий, из них 640 (76,3%) — по решению местных советов, Совнархозов и профсоюзов. С 28 июня 1918 с принятием Декрета о национализации все предприятия считались перешедшими в собственность государства, но находились в безвозмездном арендном пользовании прежних владельцев впредь до особого распоряжения.
В Сибири до мая 1918 представителями ВСНХ и местными органами власти также осуществлялась национализация частной промышленности. Член Западно-Сибирского бюро профсоюзов М.М. Рабинович был послан ВСНХ в феврале 1918 для ускорения национализации Кузнецких каменноугольных копей. В период белой Сибири проводилась денационализация промышленности.
Первый Всероссийский съезд совнархозов (26 мая — 4 июня 1918) ограничил функции местных совнархозов. Хотя их представители вошли в руководящие органы ВСНХ (пленум и президиум), руководили местные совнархозы лишь мелкими кустарными заведениями, которые работали по нарядам Главкустпрома ВСНХ.
В соответствии с новым положением о ВСНХ, принятым на втором Всероссийском съезде совнархозов (19—27 декабря 1918) органы управления промышленностью окончательно приспособились к условиям Гражданской войны. ВСНХ превратился в строго централизованную систему промышленных отделов, главных и центральных управлений (главков и центров). Они полностью руководили предприятиями своей отрасли, непосредственно их финансировали, снабжали сырьем, топливом, осуществляли сбыт продукции. Поскольку промышленность работала исключительно по заданиям главков, в ведении губсовнархозов осталось небольшое количество предприятий полукустарного типа. Местные органы власти, по существу, были отстранены от управления промышленностью, т. к. не распоряжались материально-техническими ресурсами. Областные (региональные) и уездные совнархозы к началу 1919 почти повсеместно ликвидировались. В годы Гражданской войны за счет 52 главков удалось централизовать производство и распределение готовой продукции. Жестко подчиненная государству промышленность явилась основой для производства вооружений и обмундирования, что стало необходимым условием победы большевиков в Гражданской войне.
В декабре 1919 на Сибирь распространилась юрисдикция советской власти. Началось образование губернских и уездных совнархозов, которые занялись регистрацией и оформлением прав собственности на промышленные предприятия. При этом некоторые предприятия переходили в ведение самих совнархозов.
Одновременно формировались общесибирские хозяйственные органы, которым подчинялись районные и губернские совнархозы. Создавались новые областные (объединявшие несколько губерний) хозяйственные органы ВСНХ — областные бюро (позже — промбюро). Они назначались Президиумом ВСНХ и руководили деятельностью государственных предприятий, регулировали и контролировали кооперативную и частную промышленность и торговлю. 5 мая 1920 на основе реорганизации Урало-Сибирской комиссии ВСНХ образован Сибирский совет народного хозяйства (Сибсовнархоз), подотчетный Президиуму ВСНХ и подконтрольный Сибревкому. Отделы и управления Сибсовнархоза выполняли функции главков и центров ВСНХ и имели широкие полномочия. Под его руководством осуществлялась национализация частной промышленности в Сибири, в 1920 — начале 1921 Сибсовнархоз начал работать в Омске, в мае 1921 был переведен в Новониколаевск. 3 сентября 1921 он переименован в Сибирское областное бюро ВСНХ, 3 февраля 1922 в соответствии с новым положением — в Сибпромбюро ВСНХ.
К 1920 ресурс военно-коммунистической модели управления был исчерпан. В Сибири из общего числа национализированных в 1920 предприятий большая часть бездействовала или работала с неполной нагрузкой. Отсутствовали необходимое сырье, топливо, денежные средства. Поэтому перестройка системы управления промышленностью началась до введения новой экономической политики. В соответствии с постановлением VIII съезда советов (23—29 дек. 1920) главки и центры ВСНХ реорганизовались в органы, руководящие работой губсовнархозов; последние получили функции оперативного руководства предприятиями.
Более основательная реорганизация началась в условиях нэпа. По постановлению СТО (август 1921) в составе ВСНХ вместо главков и центров создано 16 главных управлений по отраслям промышленности. Наиболее крупные, технически оснащенные и близко расположенные друг к другу предприятия одной отрасли стали объединяться в тресты. Во главе трестов находились правления, выступавшие от имени предприятия на рынке. Само предприятие не обладало правом юридического лица и не распоряжалось собственными средствами.
Для объединения в тресты отбирали крупные, наиболее перспективные для обеспечения государственных интересов фабрики и заводы. Из 1 640 национализированных предприятий в распоряжении государственных органов в Сибири осталось 695, из них 299 предприятий с 41 140 рабочими — на государственном снабжении. Остальные предприятия были переданы в аренду, законсервированы или закрыты. Это позволило консолидировать финансовые и материально-технические ресурсы, улучшить организацию производства, освободить государство от балласта нерентабельных предприятий.
Трестирование закончилось в 1922. В середине 1923 в стране насчитывалось 478 трестов, из них 345 местных. В Сибири к 1 октября 1922 существовало 38 трестов, объединивших 184 предприятия с 31,4 тыс. работников (77,6% всех рабочих, занятых на государственных предприятиях). Наиболее значимые — «Сибзолото», «Сибуголь», «Сиблестрест», «Сибкожтрест», «Сибметаллтрест», «Сибрасмаслотрест» и др. Основные отрасли промышленности в Сибири — угольная и золотодобывающая — трестированы полностью. Центральные тресты находились в ведении ВСНХ, а местные — в ведении областных совнархозов.
Тресты имели слабый торговый аппарат и не справлялись со сбытовыми функциями. Поэтому стали создаваться синдикаты, ведающие торговлей, сбытом продукции и распределением заказов среди предприятий. В конце 1922 было организовано 16 синдикатов, которые обслуживали 176 трестов (68 % от их числа). Синдикаты являлись юридическими лицами и подчинялись ВСНХ. В Сибири образованы «Сибсоль», «Сиблес», «Сибкожсиндикат», «Сибхим-синдикат» и другие.
Так как оперативная работа по управлению предприятиями сосредоточилась в трестах, Сибиромбюро ВСНХ из органа, непосредственно управляющего предприятиями, превратилось в орган, регулирующий и планирующий деятельность трестов. В его прямом подчинении осталось ограниченное число предприятий. Произошла перестройка аппарата управления местных совнархозов. Их производственные отделы реорганизовались в тресты, а функции регулирования работы промышленности были переданы общепроизводственным техническим отделам совнархозов.
На Сибпромбюро ВСНХ возлагались руководство деятельностью губсовнархозов, надзор за выполнением государственными трестами и синдикатами, частными предприятиями обязательств перед государством, регулирование работы кустарной промышленности, определение способов эксплуатации предприятий. В состав Сибпромбюро входили арендная и общеплановая комиссии, управление планового снабжения. Для рассмотрения организационных вопросов, взаимоотношений с Сибревкомом и губисполкомами (губсовнархозами) было создано административно-организационное управление. Техническо-промышленное управление занималось экспертизой и наблюдением за рациональным использованием предприятий, осуществляло финансовый контроль. Кроме того, функционировали отделы по управлению топливной промышленностью, кустарной и местной промышленностью, горным делом. 17 июля 1923 структура Сибпромбюро ВСНХ дополнилась финансово-коммерческим управлением, статистическим и экономическим отделами, бюро лесной промышленности и другими подразделениями.
Губсовнархозы занимались арендными отношениями, планово-проектной экспертизой, снабжением, образовывали комиссии по топливу, торговле, кустарнй промышленности и т. д. С 10 февраля 1922 на местах из наиболее жизнеспособных предприятий создавались промышленные комбинаты губернского масштаба. Концентрация промышленности в губернском масштабе позволила увеличить выпуск продукции, рационально разместить и удешевить производство при сокращении числа действующих предприятий.
В целях усиления координации работы разных отраслей в ноябре 1923 на основе слияния губсовнархозов с губкоммунотделами начали создаваться губернские отделы местного хозяйства (ГОМХ). Отделы и секции местного хозяйства создавались в структурах исполнительной власти по отраслевому принципу. Кроме того, существовал учетно-регистрационный отдел, а также отдел кустарной промышленности. Они руководствовались в области промышленности директивами ВСНХ, а в области коммунального хозяйства — директивами НКВД РСФСР. В дальнейшем это понизило административный статус местной промышленности. Промышленные подотделы местного хозяйства стали рассматриваться как придаток к губкоммунхозам, ослабло их взаимодействие с Сибпромбюро ВСНХ.
С 1923 в связи с образованием СССР промышленность разделена на общесоюзную, республиканскую и местную. В начале 1924 перестроен аппарат управления ВСНХ и местных совнархозов. В структуре Сибпромбюро ВСНХ осталось 3 отдела: производственно-экономический, горный и управление делами. Укрупнение отделов позволило усилить влияние Сибпромбюро ВСНХ на работу трестов и промышленных предприятий за счет распределения кредитов, регулирования заготовок сырья и сбыта продукции.
В связи с районированием в 1925 началось перераспределение промышленных и торговых предприятий между краевым и окружным уровнями. Часть предприятий из ведения округов передавалась трестам. К октябрю 1925 основной отрасли промышленности в Сибири (металлообрабатывающая, маслобойная, винокуренная, лесная, цементная, мелкая золотодобывающая) были объединены в краевые тресты с непосредственным подчинением Сибпромбюро ВСНХ. Эта мера способствовала концентрации капиталов и рабочей силы, налаживанию бесперебойного снабжения сырьем. Дополнительно в ход были пущены 8 бездействующих предприятий. Учитывая отдаленность
Сибири от Центра, трестам краевой промышленности на первых порах передали функции снабжения и сбыта, которые раньше выполняли синдикаты.
В связи с образованием Сибирского края на основании постановления Сибревкома от 4 сентября 1925 Сибпромбюро ВСНХ переименовано в Сибкрайсовнархоз. Соответствующий приказ издан ВСНХ РСФСР 14 февраля 1926. Сибкрайсовнархоз также был в двойном подчинении, являясь отделом Сибкрайисполкома и органом ВСНХ на территории Сибири. На него возлагались управление предприятиями краевого подчинения, а также контроль над предприятиями союзного и республиканского подчинения в соответствии с распоряжением ВСНХ. Ему подчинялись ГОМХ Сибири, входившие на правах отделов в состав губисполкомов. В свою очередь, отделы местного хозяйства (ОМХ) получили в свое ведение руководство местной промышленностью. Сибкрайсовнархоз и ОМХ осуществляли контроль над частной, кооперативной и кустарной промышленностью.
Объединение промышленных предприятий в тресты и создание синдикатов позволило определить пути развития основных отраслей промышленности и рационального использования местных сырьевых ресурсов, способствовало оживлению деловой активности и восстановлению промышленности. Но к 1926 стали отчетливо выявляться негативной стороны трестовской системы управления промышленностью. Координируя деятельность предприятий (через коммерческо-сбытовую деятельность, финансы, поставки сырья и оборудования), советская бюрократия определяла их специализацию, ограничивала в выборе экономических решений и снижала мотивацию. Стали образовываться сверхнормативные запасы сырья и материалов. Тресты создавали фактически не хозяйствующие субъекты.
Поэтому были приняты меры по усилению оперативной самостоятельности низовых звеньев и сужению функций трестов, синдикатов и ОМХ при одновременном усилении функций центрального аппарата управления промышленностью, формируемого по отраслевому принципу. 29 июня 1927 принят закон о трестах, в 1929 — постановление «О реорганизации управления промышленности». В соответствии с ними самостоятельной производственной единицей с правом юридического лица становилось предприятие. За органами управления ВСНХ остались контролирующие и регулирующие функции. Права правлений трестов и синдикатов в 1927 были сокращены.
Сибкрайсовнархоз отказался от оперативного вмешательства и сосредоточился на планировании финансов капитальных работ по технической реконструкции отраслей промышленности, инспектировании предприятий и трестов. Согласно положению от 27 ноября 1927, в структуре управления сохранилось только 4 отдела: планово-экономический, производственный, горный и административно-финансовый.
Местные совнархозы и окр. ОМХ передавали подведомственные предприятия Центру. Например, в 1928 Дальневосточный крайисполком инициировал перевод трестов «Сахалин-нефть» и «Дальуголь» в прямое подчинение ВСНХ. Местные совнархозы постепенно из органов управления промышленностью на местах трансформировались в органы управления местной промышленностью. В июле 1929 принято постановление ВЦИК и СНК РСФСР о преобразовании совнархозов в отделы исполкомов местных советов. Их роль в управлении промышленностью резко снизилась. Территориальные органы ВСНХ окончательно потеряли свое влияние.
В 1930 постановление Сибкрайисполкома трансформировало Сибкрайсовнархоз в орган, планирующий местную промышленность. Окружные ОМХ ликвидировались, а подведомственные им предприятия перешли в состав краевых трестов. В том же году тресты и синдикаты сменились отраслевыми объединениями, действующими по плановым заданиям ВСНХ. Например, в Металлообъединение вошли объединения «Сталь» и «Союзуголь», все предприятия черной металлургии. В 1931 из ВСНХ в отдельные наркоматы промышленности выделились легкая, лесная и деревообрабатывающая отрасли. 5 января 1932 ВСНХ преобразовали в Наркомат тяжелой промышленности. Для руководства заводами и фабриками появился институт уполномоченных Наркомтяжпрома и других наркоматов. Процесс ликвидации совнархозов в Сибири завершился 19 апреля 1932 решением Президиума Запсибкрайисполкома о преобразовании Крайсовнархоза в управление легкой промышленности. Так установилась централизованная отраслевая система управления промышленностью, действовавшая до 1950-х гг.
2. Возврат к территориальной системе управления промышленностью имел 2 причины. Во-первых, ведомственные барьеры мешали взаимодействию предприятий различных отраслей на региональном уровне. Во-вторых, научно-техническая революция и создание ядерного оружия (для которого требовались средства доставки) к середине 1950-х гг. поставили на повестку дня вопрос об ускоренном развитии Зауралья. Именно в восточных регионах находились основные природные ресурсы, необходимые для строительства крупных электростанций, развития на принципиально новой технологической основе радиотехнической и электронной промышленности, изготовления сверхчистых металлов (особенно цветных) и новых материалов химических производств.
Первым шагом в децентрализации промышленности стало перераспределение функций управления промышленностью в 1954—56. 15 тыс. предприятий различных отраслей промышленности перешли из общесоюзного в республиканское подчинение. В ведении общесоюзных структур оставались лишь наиболее крупные сибирские предприятия; они производили 58,2% промышленной продукции Сибири; 24,2 % приходилось на предприятия, подчиненные структурам РСФСР; 17,6% — на предприятия местного подчинения. Таким образом, на уровне области функционировали предприятия промышленности и строительства 3 форм подчинения.
В 1957 была осуществлена основная часть реформы. В соответствии с решениями февральского Пленума ЦК КПСС постановление Совета министров РСФСР от 1 июня 1957 во всех областях и краях были созданы совнархозы. Из 67 совнархозов, образованных в РСФСР, на Западную Сибирь приходилось 7 (Алтайский, Кемеровский, Курганский, Новосибирский, Омский, Томский и Тюменский); на Восточную — 5 (Бурятский, Иркутский, Красноярский, Читинский и Якутский).
Структура совнархозов как органа управления включала отраслевые управления (оборонной, химической, легкой промышленности и т. д. — набор для каждого совнархоза определялся спецификой экономического района) и функционирования управления и отделы (планово-производственный, технический, инспекция по качеству продукции и т. д.).
С созданием совнархозов повысилась ответственность местных органов власти за результаты работы предприятий и организаций промышленности и строительства. Совнархозы стремились более комплексно развивать экономику регионов и межотраслевой экономической связи, повышать специализацию и кооперирование производства, создавать межотраслевые предприятия по ремонту оборудования и изготовлению инструмента. Они объединили родственные предприятия легкой, пищевой, деревообрабатывающей промышленности и на их основе создали отраслевые производственные объединения. Была ликвидирована система промкооперации, ее промартели в основном объединены с предприятиями совнархозов и местной промышленности.
По итогам 4 лет работы совнархозов было отмечено замедление темпов роста промышленного производства. План ввода в действие основных производств, фондов не выполнялся. Строительные организации не осваивали выделяемые капитальные средства. Таким образом, совнархозы не справились с возложенными на них задачами. При этом отрыв управления промышленностью от организаций-разработчиков новых технологий (они остались в центральных областях) породил новую проблему: замедлились темпы внедрения научно-технических достижений в промышленное производство.
В Сибири в конце 1950-х гг. начала складываться своя система, направленная на ускорение научно-технического прогресса в промышленности. Формировалось Сибирское отделение АН СССР, укреплялись действующие и создавались новые НИИ, промышленные предприятия, особенно радиотехнического и электронного профиля. Однако эта система не была связана с совнархозами. Они и подведомственные им предприятия в большей мере были заинтересованы в выполнении государственного плана по выпуску освоенной продукции, от чего зависело их финансовое состояние. Внедрение в производство новой техники считалось не первоочередным делом.
Проблемы с внедрением новой техники проявились в 1959 и 1960 на 2 пленумах ЦК КПСС, на которых этот вопрос рассматривался в качестве основного. Попыткой решить проблему внедрения, а также укрепить отрасли всесоюзной специализации стало создание государственных комитетов по отраслям, в ведении которых находились НИИ, конструкторское бюро и проектная организации (авиационная, оборонная, электронная, радиотехническая промышленность, судостроение и др.). Для руководства государственными отраслевыми комитетами создали СНХ СССР.
Однако поскольку государственные комитеты имели меньше возможностей воздействовать на предприятия, чем совнархозы, проблемы с внедрением сохранялись. Кроме того, стало ясно, что ограничение управления промышленностью областными рамками подрывает координацию работы между предприятиями одной отрасли. Пытаясь расширить экономические связи предприятий, Совет министров РСФСР 26 декабря 1962 принял постановление об укрупнении совнархозов. Вместо 67 совнархозов в РСФСР осталось 24, в т. ч. Западно-Сибирский (промышленные предприятия Новосибирской, Омской и Томской областей), Кузбасский (предприятия Алтайского края и Кемеровской области), Красноярский (предприятия Красноярского края и Тувинской АССР), Восточно-Сибирский (предприятия Иркутской, Читинской областей, Бурятской и Якутской АССР); предприятия промышленности Тюменской и Курганской областей входили в Уральский СНХ.
Таким образом, началось движение в сторону централизации. Следующим шагом на этом пути стало создание в январе 1963 «Главзапсибстроя». Ему передали строительные организации всей Западной Сибири, находившиеся в подчинении центральных органов управления РСФСР и СССР. В мае 1963 над совнархозами появились новые координирующие органы: плановые комиссии в Западно-Сибирском и Восточно-Сибирском экономическом районах (с центрами соответственно в Новосибирске и Иркутске). Одновременно председатели этих комиссий вместе с руководством исполкомов, совнархозов, крупнейших предприятий, строительных, исследовательских и проектных организаций объединились в составе советов по координации развития народного хозяйства. Такие советы появились в Западно-Сибирском и Восточно-Сибирском экономических районах.
Окончательное свертывание деятельности совнархозов относится к 1965. В апреле в составе совнархозов ликвидировали управления, непосредственно связанные с оборонной промышленностью, а их предприятия передали вновь созданным министерствам, основой которых являлись государственные комитеты по отраслям промышленности. В соответствии с решениями сентября (1965) Пленума ЦК КПСС практически была восстановлена досовнархозовская система управления промышленностью, воссозданы союзные, союзно-республиканские и республиканские министерства, которым подчинены промышленные предприятия.
В целом 2-я попытка введения территория управления промышленностью дала 2 результата. Во-первых, промышленность стала еще более централизованной, чем до реформы. Во-вторых, провал попытки показал невозможность сочетания территориальной системы управления с централизованной плановой экономикой.
Лит: Хавин А.Ф. От ВСНХ к совнархозам наших дней // История СССР. 1960. № 4; Самохвалов Ф.В. Советы народного хозяйства в 1917—1932 гг. М., 1964; Дробижев В.З. Главный штаб социалистической промышленности: очерки истории ВСНХ. М., 1966.
А. А. Николаев, И.М. Савицкий
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей