КАРТОЧНАЯ СИСТЕМА, система нормированного снабжения населения продовольственными и промышленными товарами повседневного спроса. В Сибири впервые введена в годы Первой мировой войны.
Причина заключалась в росте цен на продукты питания и их остром дефиците, вызванном усиленным спросом на предметы продовольствия со стороны армии и их масштабными государственными заготовками (см. Заготовки сельскохозяйственной продукции государственные). Появлению карточной системы предшествовало введение регулирования губернаторами и городскими управами цен на предметы первой необходимости в соответствии с циркуляром Министерства внутренних дел от 31 июля 1914. В 1915 в городах возникли комиссии по регулированию цен и продовольственные отделы. Органы городского самоуправления развернули самостоятельные заготовки с целью сдержать рост дороговизны. Заготовленные товары продавались населению с минимальными наценками. Это не принесло ожидаемого эффекта, а только усилило ажиотаж на рынке. Во второй половине 1915—16 продовольственные управы городов начали нормированное распределение товаров по продовольственным карточкам. По мере увеличения набора товаров, отпускаемых по карточкам, в большинстве городов появились целые продовольственные книжки, удостоверявшие право горожан на ежемесячное получение в городских лавках определенного количества различных товаров.
В 1917 карточная система охватывала широкую номенклатуру товаров — сахар, мука, крупа, соль, мыло, спички и другое. Круг товаров, распределяемых по карточкам, и нормы снабжения со временем могли меняться. В 1917 сельское население стало получать по карточкам сахар и некоторые другие товары через кооперативные продовольственные лавки. В сельской местности карточная система в годы Гражданской войны не получила широкого распространения. В городском снабжении она, напротив, укрепилась. К нормированным товарам добавились водка, ткани, обувь. Во многих городах снабжали по карточкам мануфактурой, рыбой, мясом, овощами, керосином, дровами и др. Но выдача нормированных товаров осуществлялась крайне нерегулярно. Часто карточки не отоваривали из-за отсутствия запасов, выдавали товары по сниженным нормам, взамен одних товаров выдавали другие. Карточная система открывала широкие возможности для злоупотреблений. По сообщениям прессы, не только работники городских лавок, но и руководители продовольственных управ, отвечающие за организацию закупок продовольствия, оказывались причастны к спекуляции. Население возмущали факты, когда карточки не отоваривались, а отсутствующие в городских лавках товары свободно продавались на рынке по спекулятивным ценам. Другим поводом для недовольства становилась сама организация распределения. До потребителей многие товары доходили ненадлежащего качества, их получение часто было связано с простаиванием в больших очередях. Тем не менее подавляющая часть населения требовала ужесточения карточной системы.
В 1929 в городах СССР, в том числе расположенных в восточных регионах, введена нормированная продажа хлеба и других продовольственных товаров. Государство, искусственно поддерживая закупочные цены на зерно и другие виды сельскохозяйственной продукции на низком уровне, спровоцировало в 1927/28 хозяйственном году хлебный кризис. Перебои в снабжении хлебом в городских поселениях Урала, Сибири и Дальнего Востока возникли уже в 1928.
С введением карточек городское население разделялось на 4 категории: в 1-ю входили рабочие, пайщики потребительской кооперации; во 2-ю — рабочие, не состоявшие ее членами; в 3-ю — служащие, члены потребительской кооперации; в 4-ю — дети, иждивенцы и все остальные. По повышенным нормам и в первую очередь снабжались те, кто имел карточки 1-й категории. Лишенные избирательных прав, не получали карточек. С 1931 было введено обеспечение населения по спискам (особый список, списки № 1, 2, 3), в которые местные власти включали различные категории населения. Деление осуществлялось не только по социальной принадлежности людей, но и по степени приоритетности, важности их труда в общем народнохозяйственном комплексе, в жизни общества. Установленные нормы получения продуктов по карточкам должны были обеспечивать необходимый минимум потребления. По карточке рабочего, включенного в список № 1, можно было купить 800 г хлеба в день, 4,4 кг мяса, 2,5 кг рыбы, 3 кг крупы, 1,5 кг сахара, 400 г масла, 10 шт. яиц в месяц. Но «отоварить» карточки, т. е. выкупить продукты по этим нормам, удавалось далеко не всегда. Поступавших в сибирские города товарных ресурсов, как правило, не хватало, нормы выдачи сокращались, в магазинах необходимо было выстоять огромные очереди. Часто срок действия карточки оканчивался раньше, чем ее удавалось «отоварить». В 1929—30 были введены карточки не только на продовольствие, но и на промышленные изделия повседневного спроса. Свободно купить любые товары в системе государственной торговли стало невозможно.
Данные о структуре розничного товарооборота отражают низкий уровень жизни городского населения Сибири в 1930-е гг. Покупки продовольствия составляли в общем товарообороте в 1933—37 56—60%, в том числе около 1/3 всех затрат на продовольственные товары шло на водку и другие алкогольные напитки. Из промышленных товаров, составлявших 40—44% розничного товарооборота, покупались в основном готовая одежда, обувь, ткани, на покупки мебели приходилось только 0,5%, культтоваров — 4%.
Нормированное распределение товаров породило особую систему торговли: закрытые рабочие кооперативы (ЗРК), снабжавшие коллективы крупных предприятий или нескольких мелких. Рабочие и служащие по месту работы прикреплялись к ЗРК, где могли покупать товары народного потребления по так называемым заборным книжкам. Карточная система создала благодатную почву для различных махинаций, хищений и спекуляции. Постоянные проверки выявляли расхождения в числе прикрепленных к ЗРК и реально работающих на предприятии, количестве проданных продуктов и карточек, включение в особый и 1-й список лиц, не имевших на это права. Похищенные из нормированной торговли товары продавались на «черном» рынке. Помимо него существовала система коммерческой торговли, в которой товары народного потребления можно было купить свободно, но по высоким (в 2—3 раза выше обычных) ценам. В ряде сибирских городов открылись и магазины «Торгсин» (система торговли с иностранцами, где товары продавались за валюту или золото).
Дефицит товаров вызывал массовое недовольство, тормозил развитие экономики из-за снижения материальных стимулов, что заставило руководство страны принять меры по улучшению снабжения населения. С 1 января 1935 были отменены карточки на хлеб, с 1 октября 1935 — на мясо, рыбу, картофель, жиры, сахар. В 1936 постепенно отменяются карточки на промышленные товары. Вместо разделения торговых заведений на коммерческие и торгующие по карточкам вновь создается единая система торговли.
С начала Великой Отечественной войны продовольственные ресурсы страны резко сократились, что обусловило введение жесткой системы нормированного распределения. С сентября 1941 в Омске, Новосибирске, Красноярске, Иркутске и других крупных городах стали продаваться по карточкам хлеб и сахар. В ноябре карточная система распространилась на мясные и рыбные продукты, жиры, крупу, макаронные изделия и др. Продовольственное снабжение горожан производилось дифференцированно. Устанавливались 4 группы карточек: для рабочих и ИТР, служащих, иждивенцев, детей до 12 лет. Кроме того, все работающие распределялись по 2 категориям в зависимости от значимости их предприятий для обороны страны. Норма на хлеб была дневной, на остальные продукты — месячной. Рабочим, снабжавшимся по 1-й категории, ежедневно полагалось 800 г хлеба, по 2-й — 600 г, детям и иждивенцам — по 400 г. Более резко различались нормы на другие продтовары. Трудящиеся крупных оборонных заводов могли приобрести в месяц 2,2 кг мяса или рыбы, 1,5 кг крупы и макаронных изделий, 600 г жиров. На других предприятиях рабочий паек весил гораздо меньше. Из-за нехватки продовольственных ресурсов одни продукты заменялись другими, худшего качества. Вместо мяса выдавались субпродукты, сахар заменялся низкосортной карамелью, росло использование на пищевые цели отходов производства мясо-молочной промышленности: сыворотки, обрата, пахты, потрохов и костей. В целях экономии муки допускалось повышение влажности хлеба, разрешались различные примеси. С апреля 1942 были уменьшены нормы на сахар, и до конца войны для рабочих они не превышали 400 г. в месяц. Осенью 1943 полегчала хлебная пайка. Трудящиеся, снабжавшиеся по 1-й категории, стали получать 600—650 г хлеба в день, по 2-й — 500 г. Вместе с тем с осени 1942 руководству предприятий предоставлялось право премировать ударников и стахановцев дополнительным пайком. Напротив, для тех, кто не выполнил производственное задание, допустил опоздание на работу или иное нарушение трудовой дисциплины, хлебная норма уменьшалась на 200 г.
Несмотря на суровые законы военного времени, распространились различного рода злоупотребления с выдачей и отовариванием карточек. Часть хлебных ресурсов разворовывалась, реализовывалась по запискам руководителей. В начале 1942 контрольные органы отмечали отсутствие должного порядка в расходовании хлеба в Новосибирской области, и особенно в Новосибирске. Только в январе 1942 перерасход хлеба в областном центре составил 1 тыс. т, в феврале — 800 т. Большие масштабы злоупотреблений проявились и в других городах страны, что вынудило правительство создать особые контрольно-учетные бюро, которые принимали от торговых организаций талоны и купоны продовольственных карточек в подтверждение реализации нормированных продуктов, а также ежемесячно проверяли контингенты, подлежащие снабжению.
По мере накопления продовольственных ресурсов у государства появилась возможность улучшать централизованное обеспечение населения продуктами питания. В годы войны это достигалось не повышением норм, а переводом потребителей с одних, низких норм на другие, более высокие. В середине 1942 только 2/5 городского населения получали хлеб по карточкам для рабочих и служащих, остальные — по нормам для иждивенцев и детей. К концу 1944 уже половина горожан снабжалась по нормам для рабочих и служащих. Если в I квартале 1943 дополнительное питание получили 12% всех рабочих, то в I квартале 1945 — около 50%. При этом удельный вес трудящихся, снабжавшихся по повышенным нормам, в городах Урала и Сибири был одним из самых высоких в стране. В ходе голода 1946 количество населения, снабжавшегося по карточкам, было сокращено с 87,8 млн до 60 млн человек в конце 1946. Для отдельных групп городского населения, главным образом для иждивенцев, были урезаны нормы выдачи хлеба. Одновременно уменьшались фонды коммерческой торговли хлебом. Это решение сталинского руководства стало причиной резкого роста смертности в ходе голода.
Карточная система была отменена специальным постановлением Совета министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 одновременно с проведением денежной реформы конфискационного типа. Некоторые элементы нормированного распределения товаров народного потребления сохранялись на протяжении всего советского периода. Периодически вводились нормы отпуска дефицитных товаров в одни руки, списки на предприятиях и в учреждениях на приобретение товаров. Последним проявлением нормированного распределения в конце 1980-х гг. стала система талонов на приобретение дефицитных товаров, в том числе продуктов питания.
Лит.: Букин С.С. Продовольственная проблема в городах Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны // Проблемы труда и быта городского населения Сибири (1940—1990-е гг.). Новосибирск, 1992; Исаев В.И. Коммуна или коммуналка? Изменения быта рабочих Сибири в годы индустриализации. Новосибирск, 1996; Косых Е.Н. Цены в Томске в 1917 году // Вопросы экономической истории России XVIII—XX вв. Томск, 1996; Осокина Е.А. За фасадом «сталинского изобилия»: распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927—1941. М., 1998.
С.С. Букин, В.И. Исаев, В.М. Рынков
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей