Агван Лобсан Доржиев (тиб. ངག་དབང་བློ་བཟང་; 1853, улус Хара-Шибирь Хоринской степной думы Забайкальской области, Российская империя – 29 января 1938, г. Улан-Удэ, Бурят-Монгольская АССР, РСФСР) — буддийский ученый, религиозный, государственный и общественный деятель России, Тибета и Монголии. Инициировал постройку первого в Европе буддийского храма — храма Калачакры в Санкт-Петербурге.
Родился в семье бурята галзутского рода. Место его рождения ныне относится к Заиграевскому району Республики Бурятия. До 18 лет жил на родине, служил писарем в канцелярии степной думы, обзавелся семьей и жил преуспевающим мирским чиновником. В 18 лет Агван принимает решение всецело посвятить себя духовной деятельности и отправляется в Тибет на учебу в знаменитый Гоманский дацан при монастыре Брайбун. На 35-м году, успешно выдержав экзамены, получил высшую богословскую ученую степень доктора буддийской философии (цаннит-хамбо-лхарамба).
Был назначен одним из семи наставников Далай-ламы XIII. Оказавшись при дворе Далай-ламы, Доржиев стал играть ведущую роль во внешней политике правительства Тибета в конце XIX и начале XX вв. Его деятельность была направлена на сближение Тибета с Россией и протекала в сложной внешней и внутриполитической обстановке. Правительство цинского Китая в обстановке усиления колониальной экспансии европейских держав и Японии фактически благоволило английской экспансионистской политике в Тибете. Далай-лама со свитой бежал в Монголию и остановился в Урге, где встретился с официальными представителями правительства России. В этом ответственном шаге тибетского духовного правителя решающую роль сыграли советы Агвана Доржиева о важности сотрудничества с русским правительством в целях получения его поддержки в борьбе против англичан. Далай-лама Тубдан-Чжамцо находился в Урге почти три года, рядом с ним неизменно присутствовал А. Доржиев. Политика на сближение с Россией не дала положительного результата, потому Далай-лама вынужден был вернуться на родину.
В России А. Доржиев настойчиво продолжал свою миссию, в правильности которой он неоднократно пытался убедить царя Николая II и его министров.
Агван Доржиев совершил длительную поездку в калмыцкие кочевья, в ходе которой развертывает большую организаторскую и проповедническую деятельность. При поддержке калмыцких духовных и советских деятелей открывает дацаны (хурулы), организует отправку калмыцких юношей в знаменитые монастыри Тибета в качестве учеников-хувараков. А. Доржиев и в последующие годы выезжал в калмыцкие степи по религиозным делам. В трудные годы голода в Поволжье он организовал сбор средств в Бурят-Монголии и Халха-Монголии для бедствующего населения Калмыкии.
Агван Доржиев организовал строительство буддийского храма в 1909-1915 на Петроградской стороне в Старой деревне в Петербурге. При строительстве храма были использованы пожертвования бурятского населения Забайкалья, Монголии и Далай-ламы. Работами руководил Строительный комитет, в который входили академики В.В. Радлов и С.В. Ольденбург, князь Э.Э. Ухтомский, приват-доценты В.Л. Котвич, А.Д. Руднев, Ф.И. Щербатской, врач-тибетолог П. Бадмаев, духовный и светский глава Монголии Джезун Дамба Хутухта, калмыцкие князья Дугаровы, Тумэны, Тундутовы, художник Н.К. Рерих и др. Санкт-Петербургский храм строился в полном соответствии с тибетским архитектурным каноном. В 1913 в храме прошла первая служба, посвященная 300-летию династии Романовых. Церемония освящения храма состоялась в 1915 В 1919 храм подвергся разграблению красноармейцами. Доржиеву удалось реставрировать храм, несмотря на царившую в стране разруху. А. Доржиев также основал буддийские монастыри в Западной Бурятии - Кудинском, Еланцинском и других ведомствах Иркутской губернии.
Агван Доржиев вместе с Ц. Жамцарано и Б. Барадиным в начале XX в. основал в Петербурге издательство “Наран” (Солнце), где в течение ряда лет печатались памятники монголо-бурятской литературы. Здесь им был создан так называемый “агвановский алфавит”, называемый также и по имени составителя — письменность Вагиндра. По инициативе А. Доржиева в 1908 была открыта типография при Ацагатском дацане, в которой было напечатано немало уникальных изданий на монгольском и тибетском языках.
Агван Доржиев являлся видным деятелем национального движения бурятско-монгольского народа, принимал активное участие в деятельности возникшего в Петрограде бурятско-калмыкского комитета, руководил комиссией съезда по религиозным делам, которая декларировала полную свободу вероисповедания, образования приходов, сооружения дацанов и субурганов, отправления богослужений и организации процессий и праздников.
Осенью 1922 цаннит-хамбо Агван Доржиев участвовал в духовном съезде бурят-монгольских буддистов, отстаивая обновленческие идеи.
В 1927 он отправляет в Тибет для продолжения образования пятерых молодых монахов из Ацагатского дацана: Лэгдэна (из Тунки), Галсана (из Ангира), Тубдэн-Ниму и Базара (из Ильки), Агван-Ниму (из Дабаты). Как известно, они служили в различных монастырях Тибета и достигли высокого положения в буддийской церковной иерархии.
В 1930-х Агван Доржиев жил при буддийской храме в Ленинграде, сохранив при себе небольшую общину из бурятских лам. Официальный статус его был не совсем определенным: нечто вроде представителя или посланника тибетского Далай-ламы (его покровитель Далай-лама XIII умер в 1933, а Далай-лама XIV родился в 1935).
В 1937 Агван Доржиев выехал на родину, в Бурятию, и поселился в селе Ацагат. Здесь он был арестован и умер в тюрьме, завершил свой жизненный путь в возрасте 85 лет.
Памяти Хамбо-ламы Агвана Доржиева посвящена ежегодная конференция “Доржиевские чтения” (впервые организована в 2004). Продолжая традиции взаимообогащающего сотрудничества, заложенные Агваном Доржиевым и буддологами школы Ф.И. Щербатского, организаторы конференции наметили одной из ее основных задач расширение и укрепление контактов между традиционными буддийскими учеными и представителями академической науки. В чтениях принимают участие востоковеды — историки, филологи, культурологи, искусствоведы, социологи из различных научных, культурных и учебных заведений.
Медаль “Агван Доржиев” была внесена в перечень государственных наград Бурятии в 2003. Медали с изображением Агвана Доржиева изготовляются в Бурятии. Согласно положению, медаль может быть присуждена за выдающиеся заслуги перед Бурятией, связанные с достижениями в развитии её экономического, культурного, научного и образовательного потенциала, а также деятельностью по укреплению мира и дружеских отношений между народами.
В литературной трилогии “Похищенное счастье” Д.О. Батожабая (окончена в 1965), виднейшем произведении бурятской литературы, Доржиев является прототипом одного из главных героев трилогии, “его святейшества Тувана хамбы”.
В 2007 литературный журнал “Сибирские Огни” в ряде выпусков публикует фрагменты романа Ардана Ангархаева “Небо и Земля” под общим заголовком “Учитель Далай-Ламы. О жизни Агвана Доржиева”.
Родной дом Агвана Доржиева является домом-музеем им. Агвана Доржиева в родном селе Ацагат при новом Ацагатском дацане. В доме музее также представлены единственные в Сибири восковые фигуры буддийских иерархов, в том числе Ашвана Доржиева.
Среди учеников ламы Данзан-Хайбзун Самаева (1954-2005) считается, что их учитель (в числе прочего, настоятель храма в Санкт-Петербурге вскоре после его возвращения верующим) был перерождением Агвана Доржиева.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей