Новости

Алеуты // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

АЛЕУТЫ (самоназвание алеут, унанган). Алеуты населяют Командорские острова (Медный, Беринга). Живут также на Алеутских островах и юго-западе Аляски (США). Предки российские алеуты в 1820-х гг. были переселены Российско-Аме­риканской компанией с Алеутских островов.

Общая численность составляет 3 тыс. человек. По переписи 1959, на территории России проживало 400 человек алеутского населения (в том числе  в Камчат­ской области 332 человека), 1970 - 410 (344), 1979 - около 500 (365), 1989 - 644 (390), 2002 - 540 (446) человек.

Преобладает тип арктической малой расы. Язык алеут­ский, относится к эскимосско-алеутской группе палеоази­атских языков. Российские алеуты  говорят на беринговском и медновском диалектах. Последний иногда выделяют в группу смешанных языков (используется русский синтаксис при сохранении алеутской лексической основы). В последнее вре­мя отмечено преобладание русского языка, алеутским владе­ют 175 человек (2002). В начале XIX в. православный. миссионер И.Е. Вениаминов отмечал существование около 10 племен алеутов, в ходе колонизации и трансформации хозяйственной жизни ов племенное деление утратило свою актуальность.

Заселение Берингоморья предками алеутов и эскимосов в составе «протоэскимосской» общности происходило в условиях миграции народов из Азии в Америку 10— 12 тыс. лет назад. Исследователи склонны считать большую часть собственных «алеутских» черт следствием сравнитель­но изолированной жизни на островах (в то время как эски­мосы имели большее количество контактов с палеоазиатскими и индейскими культурами). Следствием изоляции считают также чрезвычайную консервативность, неизменность материального комплекса алеутов. Название «алеут» впервые встречается в до­кументах 1747, российские географы и купцы были первы­ми из европейцев, контактировавшими с алеутами. Открытие Алеутских островов произошло в 1742 второй экспедицией Бе­ринга — Чирикова. Однако еще до прямых контактов с русскими промышленниками в алеутской культуре происходила трансформация, вызванная оживлением товарообмена между народами Берингова моря под влиянием новых условий культурных контактов и (возникновение китобой­ного промысла, возникновение патрилокальных отноше­ний), в свою очередь, обусловленная спросом на пушни­ну со стороны российских администраторов и купцов.

К середине XVIII в. у алеутов существовали имущественная и социальная дифференциация, военная организация. К приходу на острова русских у алеутов власть и имущество передавались как по отцовской линии, так и по материнской (традиционно для алеутов), в результате колонизации произошла кон­сервация архаичных порядков властвования и наследова­ния. В то же время пушная торговля способствовала росту имущественного и соцмального расслоения алеутского общества. В конце XVIII в. у алеутов существовало рабство, в которое обращали не только военнопленных чужаков, но и должников-со­родичей. Л.А. Файнберг отмечает характерное для алеутов XIX в. сочетание архаичных, материнско-родовых отноше­ний со значительной имущественной дифференциацией общества.

Для традиционных верований алеутов характерны вера в духовный шаманизм. Почитались духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева и птичьих шкурок передавались по наследству в качестве личных амулетов. Духов-покро­вителей изображали деревянные маски, которые надевали во время обрядовых плясок. Шаман, костюм символизиро­вал птицу, как и у других палеоазиатских народов, в преданиях и обрядах алеутов большое место уделяется образу Ворона. Существовала также охотничья магия, заключавшаяся в обрядах вызывания зверя, в особых охотничьих запре­тах и ношении амулетов, охраняющих владельца.

На рубеже XVIII—XIX вв. алеуты были обращены в пра­вославие, испытали сильное влияние русской культуры. Алеуты-переселенцы Командорских островов фактически явля­лись промысловыми рабочими Российско-Американской ком­пании, получая весьма скромную натуральную оплату. Географ И.Е. Вениаминов в 1830-е гг. констатировал трансфор­мацию племенной аристократии алеутов в низовую колони­альную администрацию. На колонизуемых островах по распоряжению правителя компании Е. Резанова алеутам было запрещено возводить большие общинные дома, вместо них возводили маленькие жилища на 1 семью.

До принятия христианства среди алеутов было распро­странено многоженство, существовали обычаи «отра­ботки» за жену и гостевого гетеризма. В связи с доминированием матрилокального начала социальной организации у алеутов опекал детей их дядя по матери. Вплоть до начала XIX в. в алеутском обществе родовые структуры доминировали над семейными, вся хозяйственная и бытовая жизнь осуществлялась группами от 10 до 40 семей, проживавших в пределах 1 большого дома, либо в смежных домах в пределах 1 селения. Брак заключался с согласия (или же по ини­циативе) группы старших родственников, поощрялись кросс-кузенные браки. Относительной свободой выбора пользова­лась лишь невеста, в то же время отказ жениху считал­ся тягчайшим оскорблением. Исследователи отмечают существование группового брака у алеутов до принятия ими христианства: супружеские обязанности могли быть распространены как на младших незамужних сестер жены, так равно и на младших неженатых братьев мужа. После креще­ния среди алеутов стала доминировать простая парная семья и моногамный брак, сравнительно быстро были усвоены православные обряды сватовства и венчания. Значительное влия­ние на быстрое угасание вообще родовых нормативов у алеутов, и группового брака в частности, оказала и политика Российско-Американской компании, администраторам которой был удобен индивидуальный наем работника-промысло­вика в противовес более затратному и менее контроли­руемому найму родового коллектива.

Основные традиционные занятия алеутов  — охота на морского зверя (ко­тика, сивуча, калана и прочее) и рыболовство. Весь­ма важным для хозяйства алеутов был китобойный промысел (с помощью отравленных копий). Подсобное значение имел сбор тундровой ягоды, кореньев, моллюсков и во­дорослей. Собирательство и прибрежное рыболовство были прерогативой женщин и детей, морская охота — толь­ко взрослых мужчин. Промысловые орудия изготавливались из камня, кости, дерева, к началу контактов с русскими была известна холодная ковка меди. Основным средством пе­редвижения являлись обтянутые кожей лодки — много­весельные байдары и 1-, 2-лючные байдарки.

Селения алеутов обычно состояли из 2—4 больших полу­землянок. Традиционная одежда алеутов (мужская и женская) — парка — длинная глухая одежда из меха котика или калана, детская одежда изготавливалась из птичьих шкурок. Поверх на­девалась камлеика — глухая одежда из китовых кишок с рукавами и капюшоном. Обувь — торбаса из моржовой кожи. Головные уборы мужчин-охотников были представ­лены деревянными шлемами (конические или с открытым верхом, с удлиненным большим козырьком, украшенные резной костью, сивучьими усами, перьями и пр.). Основная  традиционная пища — мясо морских животных и птицы, рыба (преимущественно в сыром виде), морские беспозвоночные, водоросли, ягоды, коренья. В ходе советской модернизации традиционного хозяйства (в 1932 на Командорских островах основан звероводческий совхоз) получили развитие новые отрасли хозяйства: зве­роводство (норка), животноводство, огородничество.

Умерших хоронили в сидячем положении. В неболь­ших углублениях среди скал размещали родовые пог­ребения. Туда же клали орудия труда покойного, ору­жие, посуду, ритуальные маски и личные амулеты (пред­меты, обладающие сверхъестественными, магическими свойствами). Знатных людей хоронили вместе с рабами в пещерах, у входа ставили раскрашенный столб или подвешива­ли тела покойных в корзинах между 2 столбами. Умер­ших заворачивали в плетеный из травы саван, иногда бальзамировали.

Героический эпос алеутов включает предания о родоначальни­ках, борьбе с людоедами, переселении людей с материка на острова, рассказы о походах восточных групп алеутов на за­пад, кровной мести, приводившей к жестоким войнам, и др. Бытовые рассказы повествуют о поездках на промысел, путешествиях, предания — о беглых алеутах, скрывавшихся от русских в пещерах, о далеких путешествиях; сатирические сюжеты — об охотнике, умершем от обжорства внутри кита. Во многих сюжетах отражены традиционные семейно-родственные отношения: о неверности мужа или ревнивой жене, со­жительстве героя с женой двоюродного брата, враждебных отношениях зятя с шурином (братом жены) и др.

Один из основных праздников алеутов — праздник зимнего солнцестояния — сопровождался плясками, драматическими пред­ставлениями охотничьих сцен и мифологических сюжетов, раздачей подарков. Обряды, предшествовавшие охотничьему сезону, славились пантомимами и танцами под пение и бубен. Исполнители надевали специальные головные уборы и де­ревянные маски. На праздниках мужчины под звуки буб­на воспевали подвиги предков, удальство в промысле, ловкость в управлении байдарой. Во время игр, обрядовых действий и исполнения сказок пели под аккомпанемент многострунной щипковой мечевидной цитры (чаях), которую позднее заменила гитара.

Лит.: Файнберг Л.А. Общественный строй эскимосов и алеу­тов от материнского рода к соседской общине. М., 1964; Ляпуно­ва Р.Г. Алеуты. Очерки этнической истории. Л., 1987; Северная энциклопедия. М., 2001.

Ю.С Ковальчук

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири