Евангельские христиане — одно из течений в протестантизме, близкое баптизму. Миссионерская деятельность адептов и репрессии властей распространили данное течение на территории Иркутской области.
Отмена крепостного права, широкое распространение Библии на русском языке, брожение умов в связи с наплывом идей материализма, кризисные явления в государственной церкви – вот некоторые причины, породившие в народе жажду искания правды Божьей. Одновременно с распространением баптизма в среде простого народа в светских кругах стали возникать общины евангельских христиан. Русская интеллигенция еще со времен Екатерины II под влиянием французских вольнодумцев стала отчуждаться от православной веры. В России во второй половине XIX в. вспыхнули три очага евангельского пробуждения: кавказский, украинский и петербургский. Если на Кавказе и на Украине евангелисты обращались к людям преимущественно из среднего и низшего сословия, то в Петербурге к Христу стали обращаться лица из высшей аристократии. В то время среди высшего общества стали популярны проповеди некоего лорда Редстока, популяризатора учения евангельских христиан, которые он читал на французском языке. Скоро у него появились последователи, в том числе и очень состоятельные граждане. Стали появляться приюты, дома попечения, детские школы и другие благотворительные заведения, при помощи которых новое учение и нетерпимое отношение к православию стало распространяться среди простого народа.
В 1884 подобные действия попали в поле зрения властей, которые, понимая опасность распространения религиозных заблуждений и ересей для национальной безопасности, предприняли ряд попыток к их ограничению. В том же 1884 состоялась первая неудачная попытка слияния евангельских христиан с баптистами. Подобные попытки предпринимались впоследствии неоднократно, но из-за того, что центр баптизма находился в Москве, а евангельских христиан в Санкт-Петербурге, они долго не могли увенчаться успехом.
Первые годы власти большевиков были для евангелистов временем активной религиозно-гражданской деятельности. Власти не чинили особых препятствий, поскольку почти все большевистские лидеры помнили, как в тюрьмах и сибирской ссылке рядом с ними часто соседствовали евангельские христиане.
В 1905, вследствие Высочайшего Манифеста о религиозной свободе, все сосланные за религиозные убеждения в Закавказье и Сибирь возвратились в свои родные места.
Первый Всероссийский съезд евангельских христиан открылся в Петербурге 14 сентября 1909 в здании петербургской общины на Фонтанке, 94. Итогом работы съезда было основание Всероссийского союза евангельских христиан. Его председателем был избран И.С. Проханов. На самое видное место в деятельности вновь образованного Союза было поставлено миссионерское служение. Тогда был избран штатный миссионер Александр Персианов с окладом 400 рублей в год, который начал успешное служение в районах Сибири.
“От города к городу, от поселка к поселку, от деревни к деревне, от человека к человеку” — таков был миссионерский лозунг Союза. Всем миссионерам рекомендовалось иметь при себе хорошую географическую карту местности. В миссионерской работе по регионам проповедники использовали метод концентрических окружностей. В каждом губернском городе на базе городских церквей образовывался основной миссионерский центр, который поддерживал не менее десяти миссионеров. Труд миссионера начинался с губернского города, затем развертывался в районных городах и постепенно охватывал близлежащие села, деревни, хутора.
В августе 1914 из-за начала войны жизнь в России изменилась. Первыми из мер правительства были вопросы широких ограничений для всех обществ и собраний, как гражданских так и религиозных. Во многих местах не только евангельские церкви были закрыты, но их проповедники и служители арестовывались и ссылались в Сибирь. Многие из ссыльных были направлены в Нарым, район в центральной части Сибири, отличающийся холодом и суровым климатом.
После 1917 евангельские христиане переживают организационный рост, образуется Всесоюзный Совет Евангельских Христиан (ВСЕХ).
В 1920 была организована инородческая миссия среди народностей Кавказа, Севера, Средней Азии и Сибири. Средства на миссию складывались из добровольных пожертвований членов церквей и от реализации коллективно произведенной продукции.
Вскоре по всей стране, в тверских, новгородских, брянских, сибирских землях, в Москве, Омске, Курске, Харькове, Тамбове, Гомеле, стали возникать сельхозартели, промышленные товарищества, кооперативно-кредитные общества, членами которых были евангельские христиане. В 1921 при Наркомате земледелия была создана специальная комиссия по передаче свободных земель и бывших помещичьих угодий старообрядцам и евангельским христианам. Проханов считал, что евангельские трудовые артели должны быть оснащены новейшей техникой по обработке земли и переработке урожая.
Только в Сибири с 1917 по 1924 гг. общины евангельских христиан выросли в шесть раз.
В середине 1920-х гг. у лидера евангельских христиан И.С. Проханова зародилась идея организации в Сибири “религиозного города”, он же город Евангельск, он же город Солнца. Поданое Президиумом ВСЕХ ходатайство в Наркомзем о разрешении проведения изыскательской экспедиции на Алтае было поддержано, и в августе 1927 Проханов отправился в Сибирь. По пути следования он посетил Пермь, Тюмень, Свердловск, Омск, везде его встречали восторженные толпы приверженцев. Первого сентября 1927 экспедиция под руководством И.С. Проханова и инженера Шоп-Мишича прибыла в Новосибирск. Из Новосибирска экспедиция выехала через Бийск и Улалу в Кош-Агач, где при слиянии Бии и Катуни было выбрано место для постройки “города-сада”. Одиннадцатого сентября 1927 члены экспедиции отметили место будущей евангельской коммуны символической посадкой саженцев дубов и отправились в обратный путь.
“Я еще остаюсь при своем мнении, что Сибирь с ее неограниченными природными ресурсами может быть страной, в которой евангельские христиане создадут новые формы лучшей жизни для русского народа и сделают эти просторные земли лучшими местами на нашем континенте”.
И.С. Проханов
К этому времени вопрос о судьбе города Солнца очевидно уже попал в поле зрения И.В. Сталина, и решение Политбюро последовало незамедлительно. Было решено предложить Наркомзему:
“ликвидировать дело с организацией Всесоюзным советом евангелических христиан города Евангельска в Сибири, сообщив об этом решении соответствующим исполкомам”.
Атеисты провозгласил пятилетнюю программу, чтобы покончить со всеми религиями в России в 1932-1937 гг. Начали закрывать молитвенные дома, миссионерские служения. Активные религиозные работники были арестованы и сосланы на север России и в Сибирь. Многие из них помещались в трудовые лагеря, в очень тяжелые условия, страдали от постоянного холода, голода и грубого обращения. Ужасным методом борьбы было лишение питания религиозных работников. Миссионеры и даже активные члены церкви по специальному декрету лишались продовольственных и хлебных карточек. При существующих условиях это означало голод для них и их семей, поскольку ни за какие деньги они не могли купить себе еды.
В 1943 началась духовная оттепель. Из ссылок вернулись оставшиеся в живых руководители общин.
С приходом к власти Л.И. Брежнева была объявлена амнистия, и многих верующих выпустили на свободу.
В первые годы Советской власти баптисты и евангелисты находились во враждебных отношениях. Так продолжалось до второй мировой войны, во время которой между евангелистами и баптистами наметились тенденции к сближению. В 1944 прошел объединительный съезд ВСЕХ и Союза баптистов, на котором было принято решение о создании Союза евангельских христиан и баптистов (ВСЕХБ), через год к ним присоединилась часть пятидесятников, а в 1963 - братские меннониты. Секта строго централизована, имеет свой Всесоюзный Совет в Москве, сеть организаций в республиках и областях, входит во Всемирный союз баптистов, центр которого находится в Вашингтоне (США). Численность крещеных членов организации в России в настоящее время превышает 600000 человек, а с учетом детей, родственников и сочувствующих идеям ВСЕХБ организация оказывает свое влияние на несколько миллионов человек.
Искусственность такого конгломерата быстро проявилась во внутренних трениях и расколах. В начале 1990-х гг. ВСЕХБ распался.
Появились в конце XIX в. в лице переселенцев с Украины и из центрально-черноземных губерний. Вскоре они построили первую церковь, которая была расположена в начале нынешней ул. Партизанской.
В настоящее время евангельские христиане представлены небольшими общинами, в частности Иркутской церковью Христа.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей