Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в транспортном комплексе страны, так как доставляет самые разнообразные грузы на дальние расстояния, осуществляет перевозку пассажиров, и работает он круглогодично, независимо от погодных условий.
Это самый надежный и массовый вид транспорта. Он является одной из системообразующих отраслей российской экономики.
Осуществляя масштабные перевозки, железнодорожный транспорт содействует становлению внутрироссийского рынка, освоению новых ресурсов и в конечном счете способствует социально-экономическому развитию России и ее отдельных регионов.
Преимущества. Железнодорожный транспорт доступен, экономичен, очень эффективен и исключительно надежен. Он характеризуется сочетанием таких важнейших технико-экономических показателей, как четкость и регулярность движения, скорость и мощность транспортировки массовых и крупнотоннажных грузов, относительно невысокая себестоимость перевозок.
По показателю себестоимости железнодорожный транспорт лишь незначительно уступает водному. А по относительному расходу топлива имеет существенные преимущества перед автомобильным и воздушным транспортом. Это позволяет выгодно перевозить массовые грузы на средине и дальние расстояния, а пассажиров — на средние расстояния и в пригородной зоне.
Очень высока его пропускная способность. Технически оснащенная однопутная железная дорога способна ежегодно перевозить в одном направлении более 10 млн т грузов, а двухпутная — свыше 50 млн т.
В отличие от водного и авиационного транспорта, железнодорожный почти не зависит от природно-климатических и сезонных факторов, действует круглогодично. При этом железные дороги могут быть проложены практически в любых направлениях, за исключением высокогорных районов.
Недостатки. Как и любой другой вид транспорта, железнодорожный имеет свои недостатки. В частности, по скорости транспортировки небольших партий грузов и пассажиров на короткие расстояния он уступает автомобильному транспорту, а на средние и дальние – воздушному транспорту.
Существенным недостатком железнодорожного транспорта является большой расход металла и значительные первоначальные капитальные вложения при прокладке железнодорожного пути. Так, на строительство 1 км однопутной ширококолейной железной дороги требуется 100-130 т металла.
Наша страна является мощной железнодорожной державой. По объему грузооборота и протяженности электрифицированных магистралей она занимает первое место в мире, по эксплуатационной длине — второе (после США), а по перевозкам пассажиров и пассажирообороту — третье место (после США и Японии).
Сейчас в систему Российских железных дорог (РЖД) входят 17 хозяйственно самостоятельных дорог, общей эксплуатационной протяженностью более 86 тыс. км. Они обеспечивают более 85 % грузооборота страны (с учетом трубопроводного транспорта — 39 %) и около 40 % пассажироперевозок. В структуре перевозимых грузов преобладают уголь, металлы, строительные материалы, лесные грузы, оборудование.
Железные дороги по праву называют стальным каркасом и локомотивом российской экономики. Железнодорожная сеть охватывает почти всю территорию страны, связывает в единый хозяйственный организм основные экономические районы и промышленные центры. На железнодорожном транспорте России трудится около 1,5 млн чел.
Железные дороги Иркутской области являются частью общероссийской транспортной сети, они связывают область с восточными и западными регионами страны. Главной транспортной артерией является Транссибирская железнодорожная магистраль, проложенная в конце XIX в. вдоль Московского тракта.
В период строительства Транссибирской магистрали одну из железнодорожных станций на территории Иркутской губернии назвали «Половина»: она находится в центре России, как раз на середине железнодорожного пути от Санкт-Петербурга до Владивостока, в 100 км западнее Иркутска.
На западе Иркутской области расположен крупный железнодорожный узел — ст. Тайшет. Здесь к Транссибирской магистрали примыкает Восточный участок Южно-Сибирской магистрали (железная дорога Абакан— Тайшет), отсюда начинается Западный участок Байкало-Амурской магистрали.
Железные дороги проходят по наиболее освоенным (южной и средней) частям области, где располагаются почти все важнейшие промышленные центры, крупные предприятия, основные сельскохозяйственные угодья и районы лесозаготовок.
Общая эксплуатационная протяженность всех железнодорожных линий на территории области составляет 2,5 тыс. км (2,9 % общероссийской протяженности), из них 2,2 тыс. км электрифицированы (5,6 % от российского уровня).
В настоящее время железнодорожный транспорт является одной из наиболее стабильно действующих отраслей экономики Приангарья, крупным налогоплательщиком. На его долю приходится 90 % грузооборота Иркутской области. Такая высокая доля объясняется наличием транзитных перевозок (треть всех перевозимых грузов являются транзитными). Во внутриобластных перевозках железнодорожный транспорт уступает только автомобильному.
В структуре грузооборота основное место занимают лес, уголь, глинозем, черные и цветные металлы, продукты нефтехимии, строительные материалы, оборудование. Отправление значительно превышает прибытие.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей