Новости

Фотографы и жандармское управление в Иркутске // Берестенёв Р.Г. Фотообразы времени

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Оглавление

Автор: Рудольф Берестенев
Источник: Иркутская Земля: Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени
Автор: И.Д. Мальмберг
Автор: П.А. Милевский
Источник: Иркутская Земля: Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени
Автор: Г.М. Богданович
Источник: Иркутская Земля: Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени
Автор: Н.А. Чарушин
Автор: В.А. Динесс
Автор: В.В. Дегтярев
Автор: Неизвестен
Автор: Неизвестен
Автор: Н.А. Чарушин
Источник: Иркутская Земля: Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени
Автор: Неизвестен
Источник: Иркутская Земля: Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени

Наученные скандальной историей с A.Давиньоном иркутские чиновники с неохотой откликались на желание художников открывать новые салоны, они требовали оформленного разрешения на открытие фотографии у самого генерал-губернатора. Для этой цели в Иркутске был назначен чиновник особых пору­чений, надзиравший за фотосалонами, типографиями, литографи­ями. На нарушителей установленного порядка заводились дела, а их фотосалоны закрывались.

В сентябре 1858 года в печати появилось известие, что в городе открылись фотографии А.К. Гофмана и в доме Тюрюминых — фотографа-портретиста Денисова.

Затем в Восточной Сибири открыли свои заведения купец 2-й гильдии И.Д. Мальмберг и отставной губернский секре­тарь В.А. Динесс. Иркутское губернское жандармское управле­ние решило привлечь их к работе. В то время фотография стала использоваться в России в целях полицейского сыска. Во многих крупных городах открылись судебно-фотографические лаборатории, в стенах которых создавались специальные фотографичес­кие методы и средства фиксации и исследования криминалисти­ческих объектов, появилась самостоятельная отрасль — судебная фотография. Фотодокументы получили широкое распростране­ние в качестве опознавательной съемки лиц, подозреваемых или обвиняемых в преступлениях. Мастера фотографии становились невольниками Иркутского губернского жандармского управления. Подготовить своих мастеров за короткое время довольно сложно, да и любителей заниматься неблагодарным делом не находилось. Поэтому в 1870-е годы съемкой «государственных преступни­ков», ссыльно-поселенцев вынуждены были заниматься городс­кие фотографы разных творческих направлений.

Фотографические снимки каторжан, политических ссыльных с начала 1860-х годов вплоть до Октябрьской революции использовались в качестве карточек охранными отделениями, на оборотной стороне фотографий заносились сведения из уголовных дел, данные о подсудимых. В Сибири заказы охранных отде­лений выполняли частные фотомастерские.

В апреле 1880 года на имя управляющего Иркутской губер­нией поступила записка:

"Из донесения на благоусмотрение Вашего превосходительства при сем имею предоставить письмо фотографа Динесса об отказе в снятии с преступников в его фотографии карточек"[1].

Не прошло и месяца, как В.А. Динесс отправил на имя иркут­ского полицмейстера письмо, в котором сообщил о закрытии фотосалона на ремонт и о том, что у него отсутствует возмож­ность принимать заказы на фотографию государственных пре­ступников, в 1883 году Динесс покидает Иркутск, продав заве­дение П.А. Милевскому, чтобы продолжить свое дело в Забайкалье.

Большая часть иркутских фотографов была из ссыльных поселенцев. Таковым и являлся поляк Петр Адамович Милевский. Преемник мятежного фотографа Милевский также неохотно сотрудничал с жандармским управлением. Однако в редких фондах Иркутска нет-нет да встретишь фотографии из серии «сибирская каторга» именитого светописца.

Некоторые фотографы шли на сотрудничество с местной властью из чувства самосохранения. Они таким образом меньше рисковали потерять право открывать фотосалоны, зарабатывать на развитие своего фотографического дела.

До нас дошли сотни снимков каторжан, политических ссыль­ных поляков, революционеров демократов, народников, выполненные И.Д. Мальмбергом, В.А. Динессом, И. Завальским, П.А. Милевским, Г.М. Богдановичем и другими фотографами. Им пренадлежат фотографии ссыльных Скаржинского, Лидии Фигнер (сестры знаменитой революционерки Веры Фигнер), М.А. Рабинович, Ореста и Августины Габель и многих других клиентов фотосалонов.

Исследователь В. Мирович в статье «История с фотогра­фией» писала:

"Иркутское губернское жандармское правление, образовавшееся в 1883 году, не имело специального фотоателье, поэтому все иркутские мастера обязаны были делать снимки по их заявкам». Полиция усматривала в этом свой интерес в период роста революционного движения в России. Сибирь становилась местом ссылки и каторги, а снимки арестантов могли играть роль вещественных доказательств.

В циркулярах администрации предлагались рекомендации: «...применение фотографии даст возможность, снабдив фотоаппаратами филеров и членов полиции, добыть наилучшие доказа­тельства как для розыска и следствия, так и для суда виновности подлежащих лиц в учинении преступных деяний, например, раз­брасывание в толпе прокламаций, произнесение речей, несение флагов и т. д."[1].

Однако фотоснимки, полученные подобным образом, иногда использовались самым неожиданным образом.

К примеру, в феврале 1862 года через Иркутск в Акатуй направлялся в кандалах революционный демократ, поэт М.Л. Михайлов. Об этом событии было сообщение в Иркутс­кой летописи:

Московского тракта каторжника доставили в резиденцию генерал-губернатора М.С. Корсакова. Когда экипаж с арестантом следовал по Большой улице, стоявшие по обеим сторонам жители города бросали поэту букеты и венки цветов. Фотографии М.Л. Михайлова, заключенного в кандалы, ходили по рукам, покупались за огромные деньги. После свидания с генерал-губернатором осужденный был помещен в тюремном замке"[2].

В конце ХIХ - начале ХХ века в Иркутск стали завозить современную фотографическую технику. В городе открылись фото­графические магазины фирмы «Кодак» и другие, где можно было приобрести по каталогам и рекламным проспектам необходимую технику, фотопринадлежности. Владельцы таких магази­нов со временем стали закупать фотографические произведения с целью издать открытки, тем самым материально поддерживали фотомастеров.

В этот период в продаже уже появилась более совершенная фотографическая техника, позволяющая снимать с короткой выдержкой. Это видно по репортажным работам фотографов ранней поры.

Съемку ландшафтов, окрестностей проводили, как правило, фотографы-любители в свободное время. Многие из тех, кто выезжал в экспедиции — ученые, исследователи Сибири, были членами Восточно-Сибирского Географического общества.

Павильонные фотографы своими ранними работами продемонстрировали поистине репортерское мастерство.

В жанре репортажа выступали не только фотомастера Гоф­ман, Милевский, Жутеев и другие, но и ученые, члены ВСОИРГО, Чарушин, Кон, Пророков, и другие. Благодаря вкладу первых светописцев перед нами предстают допожарный Иркутск, погибшие в пожарах центральная часть города, набережная Ангары, торговые площади с их обитателями, мостовые со сливными канавами, фонарными столбами, извозчиками.

Примечания

  1. Мирович В. История с фотографией // Советская молодежь : газета. — 1998. — № 108.
  2. Иркутская летопись. 1661-1940 гг. — Иркутск. 2003. / Составитель Ю. П. Колмаков. — С.64.

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Берестенев Р. Г. | Источник(и): Иркутская Земля: Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени. Иркутск, 2008 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2007 | Дата последней редакции в Иркипедии: 26 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.