Новости

Иркутский дацан Рибо гэжэй намжал чойдублин

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Иркутский дацан

Автор: Ceen-Nov
Источник: derevnyaonline.ru
Автор: Медиахолдинг АС Байкал ТВ
Источник: as.baikal.tv
Автор: Не известен
Источник: pressa.irk.ru
Автор: Не известен
Источник: irkdacan.ru

Иркутский дацан (тиб. Рибо гэжэй намжал чойдублин) храмовый комплекс, относится к религиозной организации Буддийская традиционная Сангха России. Находится в Иркутске. Настоятель дацана – Биликто-лама (Батоев Биликто Базаржапович), полномочный представитель буддийской традиционной Сангхи России по Иркутской области. Название дацана  переводится как Вершина добродетелей процветания победоносного Учения.

История строительства иркутского дацана

В течение нескольких лет Иркутская община Буддийской традиционной сангхи России ютилась в не приспособленном для служб деревянном доме. В небольшой комнате Биликто-лама проводил службы и ежедневно принимал до 70 посетителей.  Ламы неоднократно обращались в городскую администрацию, но безрезультатно. В 2005 администрация Иркутска предложила общине на выбор 10 мест под строительство дацана. Выбрали парк в  Рабочем предместье, недалеко от бывшего кинотеатра "Родина". Биликто-лама объяснил выбор места следующим образом:

“Дацан должен смотреть на юг, под углом 90 градусов его должна пересекать река. Здесь это Ушаковка. Когда-то Рабочее было сердцевиной Иркутска, что тоже немаловажно. В общем, в этом месте совпали географические и космологические причины. Да и территория в полтора гектара вполне достаточна для будущего дацана”.

Буддийская община начала благоустройство территории будущего дацана с субботника, в котором приняли участие все желающие. С участка было вывезено 30 машин мусора.

Строительство дацана было начато в 2006 В настоящее время на территории работает кухня-столовая. 5 августа 2011 в дацане прошло освещение ступы Лотоса — “Бадма Чодэн”. Это одно из самых значимых событий в жизни иркутских буддистов. Ступу освятил глава буддийской традиционной Сангхи России Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшев. Ступа Лотоса — это сооружение пирамидальной формы, состоящее из трех уровней. Квадратное основание — по преданию, когда Будда Шакьямуни уходил из этого мира, ученики его спросили, каким образом им поклоняться его останкам. Тогда он снял свою верхнюю одежду и свернул ее, получился квадрат, а сверху на нее поставил чашу патру и сказал, что можно построить подобное сооружение и ему поклоняться. При постройке в ступу заложили драгоценные реликвии учения Будды: книги Сутры, благовония, сосуд с драгоценностями в небольших количествах. Это первая из восьми ступ, она символизирует тело, речь и ум Будды. Считается, что при обходе ступы кругами человек накапливает огромные благие заслуги.

Храмовый комплекс будет состоять из пятнадцати зданий. В главном дацане, который будет высотой с 5-этажный дом и площадью около 100 квадратных метров, установят девятиметровую статую Будды. Вокруг дацана будет установлено 8 ступ. В зимнем саду будут посажены лимонные и апельсиновые деревья, но главное — священное дерево Бадхисатва, под которым отдыхал Будда. Основные строения будут закончены через 10 лет, всю же работу планируют завершить через 50 лет.

К ламам, которые ведут прием в дацане, можно обратиться по всем интересующим вопросам. Можно заказать гороскоп, узнать, что рекомендуется делать в текущем году, а что нет. Можно получить консультацию врача-тибетолога, обратиться с просьбой совершить ритуал за благополучие и здоровье, ритуал очистки дома, ритуал за упокой усопшего. Получить Прибежище можно у настоятеля дацана.

Контакты

Религиозная организация Иркутская община Буддийской Традиционной сангхи России:

664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 21а

Дацан:

г. Иркутск, ул. Баррикад, д.56б (угол ул. Баррикад и ул. Зимней)

Тел.: 8 (3952) 34-71-43

Как доехать до дацана:

Маршрутное такси № 4К (Ц.Рынок-Рабочее)  и № 64 (Университетский-Рабочее) до остановки "Зимняя"

Трамвай № 4 (Ц.Рынок-Рабочее) до остановки "Кинотеатр "Родина".

Приложение. Буддийские молебны и праздники

Буддийский молебен называется хуралом. Хурал дословно переводится как “собрание”. Есть большие и малые хуралы. Малые хуралы читаются каждый день. Обычно они начинаются в 9 часов утра и длятся приблизительно час-полтора. Буддийский календарь является лунным в отличие от солнечного календаря, принятого у христиан, поэтому нет строго определенной даты проведения хуралов в григорианском календаре.

Большие хуралы (по порядку в течение года):

  1. Сагаалганай хурал (молебен в честь Нового года);

  2. Дуйнхор хурал (празднество, посвященное божеству Калачакра);

  3. Дончод хурал (День рождения, Просветления и уход в Паринирвану Будды Шакьямуни);

  4. Майдари хурал (репетиция прихода Будды грядущего);

  5. Лхабаб Дуйсэн хурал (нисхождение Будды из Чистой Земли Тушита);

  6. Зула хурал (день ухода в Нирвану  Учителя Цзонхавы).

Эти хуралы проводятся одновременно в один и тот же день во всех дацанах Буддийской традиционной Сангхи России.

Ежедневно с 9-00 до 10-00 в иркутском дацане проводятся хуралы в честь Сахюсана (Защитника). Во время молебна ламы обращаются к Учителям и божествам с просьбой о благополучии всех живых существ. На хурал можно приносить молоко, фрукты, конфеты и печенье. Хурал помогает очиститься от неблагих деяний, совершенных телом, речью и умом, а также способствует осуществлению планов и желаний.

Правила поведения и порядок подношения в дацанах

При входе в дуган (храм) принято снять головной убор. Также следует отключить сотовые телефоны, пейджеры и т.д. Фотосъемку внутри можно делать только с благословления служителей дугана.  Нужно придерживаться почтительного отношения к статуям и изображениям божеств, нельзя тыкать пальцем. Не следует громко смеяться и шумно разговаривать, не следует держать руки в карманах.

Верующий мирянин, приходя в дацан, делает обход посолонь по периметру всего дацана, приводя в движение хурдэ, т.е. большие молитвенные барабаны, в которых нанизаны мантры. Войдя во двор, желательно полностью направить свое сознание на три объекта: следить за своим телом, речью и умом. Телом нужно произвоть поклоны перед священными ступами, речью произносить священную мантру, в уме сохранять ясный облик Будды, излучающего ясный свет. Читая мантру, нужно желать счастье всем живым существам, страдающим в этом несовершенном мире.

Приобщившись к общему действию, можно тихо подойти к алтарю, где находятся божества, мандалы, и произвести поклоны. В Мандалу, т.е. трехступенчатые обручи, украшенные драгоценными камнями и металлами, усыпанную зерном, семенами, драгоценными пилюлями и обозначающую символическое изображение буддийского мира, можно положить деньги в знак умножения благоденствия, достижения богатства. При поклоне свои руки складывают впереди себя, в ознаменование того, что в своей жизни человек будет руководствоваться методом (арга) и мудростью (бэлиг) для достижения ступени Будды. Сложенные руки нужно поднять над головою, чтобы показать свое намерение воспарить в Гандэн — область всесовершенных будд. Прикладывая руки ко лбу, молятся, чтобы очистились все отрицательные поступки и действия, совершенные телом. Полагая руки против горла, просят, чтобы очистились все отрицательное, совершенное речью. Держа их около груди, просят, чтобы очистились действия, совершенные умом — сознанием. Преклоняя свои колени к полу, выражают желание шествовать по стезям пяти путей, возводящих к высшему совершенству. Касаются лбом пола, чтобы достичь всех 11 лучезарных областей света. Простираясь, просят, чтобы исполнились все четыре рода благих деяний. Вытягиваясь всем телом и выпрямляя все изгибы своего тела, знаменуют намерение побороть и исправить всякую неистину в мире материальном. Поднимаясь с пола на ноги, тем самым показывают, что отрекаются от Сансары — мира материи и обращаются на путь к Нирване. Поклоны совершаются 3, 21, 108 и более раз с намерением извлечь все живые существа, обитающие в царствах низших перерождений, и возвысить их в Блаженные Чистые Земли — Девачен.

Чтобы всегда сопутствовала удача, обходили болезни и всякие трудности, необходимо получить благословение от Сахюусана - защитника Учения. Полностью положившись на его силу и мощь, мудрость и сострадание, тем самым получают полную защиту. Во время молебна Сахюусана совершают обряд "Сэржэм", в котором используется окропление спиртным напитком, делают подношение из яств. С собой можно взять пустую емкость для освященного аршана с тем, чтобы омыть своих родных и близких.

Читайте в Иркипедии:

  1. Иволгинский дацан. Фотоальбом
  2. Тубдэн Даржалин — буддийский дацан в поселке Усть-Ордынский
  3. Агинский дацан Даши Лхундублинг
  4. Анинский дацан Гандан Шаддувлинг
  5. Баргузинский дацан Гандан Ше Дувлин
  6. Буддизм в Иркутской области и Бурятии: главные сведения

Ссылки

  1. Сайт религиозной организации “Иркутская община будийской традиционной Сангхи России”
  2. Татьяна Швыдченко В Приангарье стриотся новый дацан // Окружная правда : газета. №37. 21 сентября 2006.
  3. Оксана Гордеева Секреты буддийских монахов // Пятница : газета. №39. 6 октября 2006.
  4. Ольга Просекина Каменный лотос появился в Иркутске // СМ Номер один : газета. №31. 11 августа 2011.
  5. Булат Цыденешеев В Иркутске будет построен Буддийский дацан // Бурятская ГТРК. 1 июня 2005.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 02 апреля 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.