Но лучше и интереснее об этом расскажут сами очевидцы тех событий, бывшие тогда еще детьми. Теперь они бабушки и дедушки. К нам на занятие кружка были приглашены Александр Федорович Бархатов и Семен Мартемьянович Бадуев. Они рассказали, как им жилось в то тяжелое время. Их мамы были на работе с утра до ночи.
Семену Мартемьяновичу Бадуеву было три года. Жили они на Ольхоне. Мама работала дояркой, отец служил в Монголии. Конечно, помощи от маленького мальчика было мало. Жили бедно, но, как вспоминал Семен Мартьемьянович, к концу войны он уже мог пасти мелкий скот: ягнят, телят; мог прогнать скот до поля, принести воду. И, главное, не плакал! Начал работать в 5-м классе. Трудился коногоном по ловле рыбы.
Он так интересно об этом рассказывал, что я живо представила, как это было. Сети ставили на воде и потихоньку тянули на сушу. А сил не было. И вытягивать, и наматывать сети вокруг столба помогали лошади по кличке Петух и Карька. Пойманную рыбу набирали ведрами и увозили на рыбный завод, делали из нее муку. Омуль, хариус, сиг не шли на муку — после засолки эту рыбу отправляли раненым в госпиталь и на фронт. Рыбакам разрешалось на семью набрать немного с улова. Тем и спаслись, рассказывает Семен Мартемьянович, во время войны и после нее. Также была норма на вылов рыбы.
Семену Мартьемьяновичу было очень тяжело вспоминать те годы. Мне показалось что у него даже наворачивались слезы… После школы он смог окончить Иркутский сельскохозяйственный институт.
Александр Федорович Бархатов окончил школу в селе Тихоновка Боханского района. В то суровое время все голодали. Мне запомнился его рассказ о том, как они ходили собирать колоски и мерзлую картошку на поле за 2 км. Уставали очень. Дойдут, наберут зернышки — и по дороге съедят их, потому что сил не хватало дойти до дома. Он сказал, что детство запомнилось тем, что постоянно хотелось есть. Мама, Мария Семеновна, уходя, оставляла ему две картошины и маленький кусочек хлеба — на весь день. А придя домой после работы, она ночью шла полоть огород, окучивать на ощупь картошку, чтобы осенью был хороший урожай. Разрешалось держать одну корову и одного теленка, а еще надо было сдавать государству молоко по норме — 380 литров в год.
После войны тоже было тяжелое время. Свои первые летние каникулы после окончания первого класса Семен провел на колхозных полях. Пололи картошку, возили сено. Он был копновозом, а после пятого класса пошел прицепщиком к своему дяде, трактористу. Колхоз оплачивал трудодни, мальчик стремился помочь семье. С одеждой тоже было плохо, обуви не было. Иногда шили себе штаны из американских мешков. Они поступали по ленд-лизу. Старики говорили: «Видимо, очень богатая страна Америка, раз такие крепкие мешки шьет». «Пока дойдешь до школы, весь вымерзнешь. А зимы были очень суровые, морозы стояли за 40. Ходили без нижнего белья», — вспоминает Семен Мартемьянович. Вот в такие минуты мечталось о хорошей теплой одежде и обуви, чтобы никакие морозы не были страшны.
Сегодня такое и представить невозможно. До 4-го класса мальчик ходил в ичигах. Да и все так ходили — в заплатанной и рваной одежде. И никто ни над кем не смеялся. Тетрадей не было, писали на газетах между строк. Чернила делали сами из свекольного сока или из сажи. В классе было по 35 человек на одного учителя. А желание учиться было у всех большое.
После окончания школы Александр Федорович еще год проработал в колхозе, а после поступил в Иркутский сельскохозяйственный институт — на механика. Выучился, несмотря на то, что в комнате жили по восемь человек и занимались на табуретке.
Встретившись с детьми войны, я заметила, что, несмотря на свое тяжелое и голодное детство, они остались веселыми и бодрыми. Я хочу пожелать им здоровья и спокойной жизни.
Татьяна Сокольцова, 6-й класс
Вот и подошла к концу наша рубрика «Дети пишут о войне», в которой вы, наши читатели, знакомились с сочинениями учеников школы № 4 поселка Усть-Ордынского, узнавали, что думает о войне подрастающее поколение. Проект «Детство, опаленное войной» был воплощен в жизнь библиотекарем школы Марией Баргеевой. Вот что она рассказала:
— Часто нашу молодежь обвиняют в бездуховности, отсутствии ответственности и инициативы. Но это не так. У детей есть желание творить, созидать, сделать, что-то полезное для своей Родины. Особая роль в продвижении и развитии детского чтения сегодня принадлежит школьной библиотеке. Работу по подготовке к празднованию 70-летия Победы я начала 5 сентября, в день памяти жертв Беслана. Вторая беседа была посвящена Победе нашего народа в войне 1941—1945 гг. Анкетирование определило основные задачи, которые предстояло решить. Дети знали о войне очень мало, почти не читали книг о войне, не смотрели фильмов, не были с родителями в военных музеях, не знали о своих родных, воевавших и трудившихся во время войны. Погружение в тему мы начали с оформления в школьной библиотеке книжных выставок «О сильных и смелых. Путь к Победе», «Навечно в памяти народной», а также с прослушивания песен и рассматривания плакатов, картин, посвященных той поре. Затем я провела серию классных часов о Героях Советского Союза ВОВ и полных кавалерах ордена Славы из нашего округа. Были созданы альбомы «Моя семейная реликвия», «Документы времени». В ходе проекта было сформировано три группы: следопыты, знатоки, историки. Возраст участников — с 3-го по 11-й класс.
Следопыты собирали материалы о своих родных, после встреч с ветеранами войны писали сочинения. Узнали много интересного и нового. Например, дети выяснили, что к ветеранам войны относятся участники боевых действий, жители оккупированной территории, узники концлагеря, блокадники, дети войны. Установили дружеское общение с советом ветеранов нашего поселка и советом ветеранов МО «Эхирит-Булагатский район».
Знатоки отвечали на вопросы викторин, участвовали в интеллектуальных конкурсах. Георгий Карионов (7-й класс) занял 1-е место в заочном туре конкурса «Эрудит-2015», 4-е — в очном туре. Светлана Максимова и Владимир Тарбеев (6-й класс) стали призерами конкурса «Боевая слава России»; Виктория Богомоева награждена за успехи, достигнутые в конкурсах по патриотическому воспитанию, и была приглашена на VI межрегиональный байкальский детский форум «Правнуки Великой Победы: взгляд в прошлое — путь в будущее». Юлия Копылова заняла 3-е место в конкурсе исследовательских работ «Люди бессмертного подвига». Два сочинения — Светланы Максимовой и Евдокима Янхаева — попали в 100 лучших работ проекта «По праву памяти» Благотворительного фонда Ю.Тена. Все опубликованные в газете сочинения отправлены для участия в международной акции «Живые голоса войны — 2015».
Ребята-историки узнавали исторические факты того или иного события, работали со справочниками, словарями, периодической печатью. Например, рассказывая о своей жизни, Мария Ивановна Попова упомянула о том, что ходила в лаптях. Задав вопрос, что же это такое, она получила только один ответ — из 40 присутствовавших детей ответил только один мальчик, дав такой ответ: «Ботиночки из травы». Позже наши историки разыскали в словарях правильный ответ. Или после встречи с
С.М.Бадуевым мы с детьми установили, что на территории о. Ольхон был лагерь — ГУЛАГ. Туда ссылали за опоздание на работу во время войны из Москвы и других мест, наказывали и местных жителей за воровство рыбы: одна рыбина — один год. А после войны туда с Украины и Прибалтики сослали участников бандеровского движения.
Отрадно, что сердца моих маленьких читателей не остались глухими. Я вижу в исследовательской работе интерес, трепетное отношение к истории своей семьи, своей страны у поколения, только-только вступающего в жизнь. А значит, есть надежда, что не угаснет вечный огонь памяти нашего народа. А мой проект будет продолжен.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей