Новости

Нижнеудинск. Саяны. Воспоминания Лагуса и Лаксмана // Братющенко Ю. В. «К летописи Нижнеудинска» (2007)

Вы здесь

Оглавление

Путевые заметки этих людей интересны живым рассказом о действительности. Они знакомят нас с определенной частью Восточной Сибири, предметом нашего исследования, с людьми, их бытом, типичными чертами характера и особенностями. В них нет домысла, они не отличаются особыми художественными достоинствами, но и не представляются казенными отчетами. Даже написанные по отрывочным впечатлениям, в целом они увлекательны и познавательны для читателей, особенно для краеведов.

В литературе о путешествиях, научных экспедициях нередко встречаются произведения, написанные не самими путешественниками или участниками экспедиций, а их биографами, а также авторами, изучающими и освещающи- ми их научную и общественную деятельность. Примером тому вышеназванная книга В. Вагина о деятельности М.М. Сперанского на посту генерал-губернатора Восточной Сибири. Да и немало других можно привести. К произведениям такого рода относится книга В. Лагуса об Эрике Лаксмане38.

Во введении к книге сказано: «Имя Лаксмана часто упоминается с похвалою как современными ему, так и более поздними писателями почти по всем областям естествознания - ботаниками, зоологами, минералогами, химиками и метеорологами». Описывая жизнь Лаксмана в 1787—1789 годы, В. Лагус касается его путешествий: в Нерчинск и Ильдекан, к Бирюсе, на Белую. Нас из этих географических точек интересует Бирюса...

После Ильдекана «Лаксман уже по другому направлению побывал далеко в горах. Ходили слухи об удивительной пещере в верхнем течении Уды; он поехал туда. Его не пугали ни то, что уже был декабрь 1788 г., ни то, что кроме пограничного комиссара Пестерева, который несколько лет ранее пробрался туда, только дикие буряты да карагасы уклонялись так далеко в сторону от почтовой дороги, ведущей из Иркутска в Нижнеудинск.  Там не  бывали ни Паллас, ни Георги, ни кто-либо другой из академических путешественников, хотя уже в их время ходили слухи о диковинной стране. Выехавши из Иркутска, нужно сначала добраться до Нижнеудинска, там повернуть на юг вверх к высотам между Удою и Бирюсою, впадающими в Верхнюю Тунгуску, приток Енисея.

Риттер (1832 г.) описывает эту местность как одну из страшнейших и уединеннейших во всей Сибири. Обстоятельства не переменились даже после того, как в конце 1830-х гг. на Бирюсе и в притоках ее найден был в изобилии золотой песок. Aurui sacra fames хотя и манит целые толпы удальцов попытать счастья в тайге, но местность по-прежнему непреодолимо ужасающая. Э. Гофман в 1848 г., по поручению начальства ревизовавший промывалъни, говорил: "О дороге туда и вспоминать страшно ". Вверх и вниз по горам вьется небольшая, часто едва приметная тропинка через болота, где лошади обыкновенно вязнут по колени, да и на вершинах езда не легче и по долинам. Напряженное движение изнуряет лошадей, да и не менее утомительно для ездоков. На второй и на третий день замолкают веселые песни всадников, не слышно ржания коней, люди проклинают дорогу, лошадям тяжело дышать. Не слышно ни пения птиц, ни даже карканья воронов в дремучем лесу, только ветер шумит в вершинах деревьев. Впрочем, пусть Лаксман сам расскажет об этом».

Он пишет в письме из Иркутска 1788 27/12 Палласу:

После затруднительной поездки в продолжение трех недель по округу карагасов, горной местности между Удою и Бирюсою, я прибыл опять сюда 24 числа. Несколько лет тому назад начальство города Нижнеудинска услышало о значительной пещере  при  реке  Уде.  Оттуда  привозили  сталактит,  которым  иркутские любители штуфов обогатили свои коллекции. Много любопытного рассказывали о величине ее, но никто не знал даже ее имени. Поэтому я 2 числа отправился в Нижнеудинск, сел 6 числа на коня, поехал вверх по Уде и после 80-верстной поездки достиг 7 числа пещеры. Находится она в крутом берегу Уды; карагасы же говорили по-татарски почти так же, как и конгасы, называют ее Мукун. Целых 24 часа я занимался измерением и описанием ее да собиранием сталактита.

10 числа я отправился верхом к горным ущельям у Гутара (Кутара), маленького ручья, впадающего в Бирюсу, чтобы осмотреть тамошнюю ломку слюды, где выламываются и прекрасные шерловы колонны хризолитового цвета, и черные турмалиновой породы. По случаю несносной погоды я только 17 числа доехал до этих скал, поросших кашкарою, однако ж почти ничего не мог сделать по причине глубокого снегу; впрочем, я доволен и тем, что проверил слухи, а летом поездка будет успешнее.

18 числа шел сильный дождь по сей местности, даже в самом Иркутске и в Орлинской слободе на Лене, в 500 верстах от Иркутска, в Нижнеудинске, растаял весь снег на крышах (в Орлинской слободе в ту зиму 15 ноября в 8 часов утра была страшная непогода, которая разразилась однако только одним чрезвычайно сильным ударом грома). 19 числа я нашел у Бирюсы порядочную аспидную гору с прекрасным железным блеском; там и заставлю поработать весною. 21-го я возвратился в Нижнеудинск, а 24 утром в Иркутск. По утрам в эти дни мороз доходит до 218 градусов по Де-Лилю; сегодня Ангара покрылась льдом.

Что касается до работ Лаксмана в исследованной стране, мы не имеем никаких более подробных сведений, хотя очень вероятно, что они открыли дорогу весьма выгодной разработке меди на Уде и золотого песку в русле Бирюсы. Также неизвестно упомянутое в письме, однако ж не помещенное в нем описание настоящего предмета поездки, то есть пещеры Мукун. Но кажется достоверно, что эту достопримечательную природную пещеру не должно считать за одно с другою баснословною пещерою в той же местности, но только в 18 верстах от Нижнеудинска, находящейся над Удою и известною под названием "Сибирского лабиринта " — баснословной по рассказам о ней.

Что он мимоходом упоминает о языке карагасов, достойно замечания не только потому, что кроме него никто, писавший об этом, не посещал народа, а главным образом потому, что он желает исправить мнение своего корреспондента Палласа, будто они между собой говорят о какой-то смеси самоедского с татарским. Лак- сман, хотя и не филолог, однако прав. Земляк его Кастрон по поводу того, что в 1830-х гг. гражданский губернатор Степанов в Енисейске исправил мнение Палла- са, согласно инструкции своей в Нижнеудинске, изучал язык карагасов, нашел, что помянутый народ состоял из "настоящих турок ", то есть татар. Опять доказательство меткости наблюдений Лаксмана. Под названием карагасов он, без сомнения, подразумевает то же племя татарского происхождения, которое Клапром в Asia polyglotta называет камгатами или кангатами (с. 211—213).

Примечания

37 Рассказы о Восточной Сибири, то есть о губерниях Енисейской и Иркутской, области Приморской и об округах Якутском и Забайкальском / Сост. Ф. Довель. — М., 1896. —  С. 41, 53.

38 Лагус В. Эрик Лаксман, его жизнь, путешествия, исследования и переписка. Пер. Э. Паландер. - СПб., 1890. - 488 с.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок науч. р. | Автор(ы): Братющенко Юрий Владимирович | Оригинальное название материала: Лагус и Лаксман о Саянах | Источник(и): Мозаика Иркутской губернии. Старинные селения Приангарья: очерки истории и быта XVIII — нач. XX вв.: Сб. статей / Сост. А.Н. Гаращенко. - Иркутск: ООО НПФ «Земля Иркутская», Изд-во «Оттиск», 2007 | с. 42-44 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2015 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Научные работы | Нижнеудинск | Библиотека по теме "История"