Новости

Иркутский Вознесенский монастырь

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Оглавление

Соборный храм Вознесения Господня
Соборный храм Вознесения Господня
Внутренний вид соборного храма, главный иконостас
Внутренний вид соборного храма, главный иконостас
Интерьер Тихвинской церкви
Интерьер Тихвинской церкви
Облачения Св. Иннокентия
Облачения Св. Иннокентия
Часовня скита Вознесенского монастыря
Часовня скита Вознесенского монастыря
Часовня над могилой настоятеля монастыря архимандрита Синессия
Часовня над могилой настоятеля монастыря архимандрита Синессия
Колокольня монастыря
Колокольня монастыря
Странноприимный дом
Странноприимный дом
Смоленская церковь, в которой помещалась ризница монастыря
Смоленская церковь, в которой помещалась ризница монастыря
Дом схимонаха
Дом схимонаха
Тихвинская церковь
Тихвинская церковь

В самом конце 70-х гг. XIX в. моя прабабушка Авдотья Изосимовна, взяв с собой маленького сына Андрюшу, отправилась в путь. Им предстояла дорога длиной более 250 верст - от деревни Ухтуй, что рядом с селом Зима, до Иркутского Вознесенского монастыря. Решилась молодая крестьянка на трудную поездку, чтобы вымолить у святого Иннокентия здоровья своему слабенькому, болезненному сыну. Совершив паломничество в святое место, она всю долгую жизнь верила в чудодейственные чары нетленных мощей иркутского святителя.

Основание монастыря было заложено старцем Герасимом с братией — людьми всякого чина и звания, в том числе и монахами, которые пришли в эти края вместе со строителями Иркутского острога. В 1669 г. они удалились от острога на пять верст вниз по течению реки Ангары и здесь, на левом берегу, в местности, окруженной лесами и болотами, приступили к возведению первых домиков пустыни. Строители облюбовали невысокий холм, с которого открывался прекрасный вид на местность. «Мимо монастыря с восточной стороны Ангара быстро катит воды величественного Байкала. Исходящие из лона ее зеленобархатные острова, за ними зеленеющие долины, а там цепь гор, высящихся к небу одна перед другою... образуют в царствовании жизни природы прекрасный ландшафт»1. Созданию обители содействовали начальник Иркутского острога боярский сын Иван Максимович Перфильев, казачий пятидесятник Иван Турчанин, преосвященный Корнилий, митрополит Сибирский и Тобольский, выдавший строителям благословенную грамоту в «двадцать седьмое лето (1672 г. – С.М.) царствования Царя и Великого князя Алексея Михайловича»2. Первой постройкой стала деревянная церковь Вознесения Господня, от нее и монастырь получил название Вознесенского. Эта церковь и церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа (1672 г.) Иркутского острога явились первыми культовыми православными постройками на иркутской земле.

К этому времени братией, состоявшей из трех иеромонахов, одного иеродьякона и нескольких монахов, построены были кельи и ограда, которую строители провели по границе холма, повторив в плане его очертания - неправильного четырехугольника. Прошло семь лет, уже не было в живых отца Герасима, когда все постройки погибли в огне пожара. Возродилась обитель только к 1678 г. иждивением старца Исайи с помощниками, ими были заново построены и церковь и кельи, возобновлена ограда. Несколько лет спустя возведена была церковь во имя Тихвинской Божией Матери, освященная в 1692 г., ставшая впоследствии знаменитой.

В эти годы царской грамотой были отданы во владение монастыря «довольное количество земли сенокосной и хлебопашной и лесов». Земли эти стали заселяться людьми, идущими отовсюду в Сибирь с надеждой лучшей жизни. Монастырь оказывал пришлым людям материальную помощь для первоначального обзаведения. Из монастырских пашенных крестьян образовались вотчины, которые впоследствии выросли в деревни и села: Китайское, Бадайское, Мальтийское, Холмушенское, Баклашинское и другие. Одна из ближайших к монастырю заимок — Жилкинская — превратилась со временем Подгородно-Жилкинское селение, ставшее посадом монастыря. В 1704 г. в шестидесяти двух верстах вниз по течению Ангары был основан соляной завод, приносивший доходы и снабжавший солью всю округу3. Позднее вокруг завода образовалось село Усолье (ставшее много лет спустя городом Усолье-Сибирское), старинный центр солеварения в Сибири. С 1710 г. монастырю принадлежала деревня Голоустная с рыбными ловлями на Байкале; некоторое время он владел Посольским Спасо-Преображенским монастырем и Братской Спасской пустынью при Братском остроге, впоследствии упраздненной. В 20-х гг. XVTII в. у Иркутского монастыря было 52 двора в деревнях и «в них крестьян мужского пола с малолетними 195 душ», к 1755 г. таковых стало 464 души4.

В 1764 г. Екатериной II были установлены штаты для российских православных монастырей, по которым Вознесенский мужской монастырь отнесен был к третьему классу. Из этого следовало, что он лишался почти всех своих вотчин и земель, во владении его оставалось только шесть десятин пашенной земли да право на ежегодное содержание из казны в размере 806 руб. 30 коп. Монастырь оказался в полунищенском положении, через несколько лет последовал еще один удар — пожар 1783 г. уничтожил почти все здания, и положение его стало критическим. Едва ли монастырь продолжил бы свое существование и развитие, но... у иркутской обители была необычная судьба.

Еще в 1727—1731 гг. в стенах монастыря жил первый самостоятельный епископ Иркутский и Нерчинский Иннокентий Кульчицкий, человек высоких нравственных качеств, честный и неподкупный. Он был назначен главой епархии после двух неудачных попыток отправиться начальником духовной миссии в Китай — глава миссии в высоком сане епископа, по-видимому, пугал китайцев и не был ими принят. Для монастыря же пребывание епископа имело большое значение: обитель в эти годы являлась центром епархиального управления, что выделяло ее в ряду других монастырей. Репутация ее была достаточна для того, чтобы продолжить развиваться и возвышаться даже тогда, когда преемники Иннокентия переселились в город. Спустя много лет после смерти Иннокентия (1731 г.) имя епископа вновь связывается с историей монастыря. Указом Святейшего Синода тело архиерея, пробывшего нетленным многие годы, не тронутое огнем во время истребительного пожара 1783 г., признается за совершенные Святые мощи, прославляется и открывается для всенародного чествования. 9 февраля 1805 г. мощи торжественно переносятся в соборную Вознесенскую церковь, в 1808 г. помещаются в кипарисовый гроб и раку из чистого серебра. Хотя, как свидетельствуют некоторые источники5, еще до описанных событий в народе сложилось прочное убеждение в том, что мощи Иннокентия — святые, обладают чудесным свойством исцеления от недугов.

Монастырь в эти годы быстро отстраивается, заменяя деревянные постройки на каменные. За 1767 — 1809 гг. построены три каменные церкви, одноэтажный настоятельский корпус, часовня над могилой схимонаха Герасима, тогда же монастырь был опоясан каменной оградой, имевшей в окружности 220, а высоту до двух саженей6. С 1797 г. монастырь значится второклассным, а с 1836 г. возведен в первый класс. Значительно увеличено содержание из казны, на площадях в 150 десятин распахиваются новые поля, устраиваются скотный двор, маслобойный и кирпичный заводы. В 1883 г. для улучшения миссионерской деятельности при монастыре учреждается кафедра викарного епископа с наименованием его Киренским, с этого времени обитель именуется Иркутским Вознесенским Св. Иннокентия первоклассным общежительным мужским монастырем. Численность живущих в нем в разные периоды значительно колеблется: в 1900 г. население его составляло 250 человек, а в 1914 г. — только 143 человека, из которых один настоятель, семь иеромонахов, один архидьякон, девять иеродьяконов, один схимонах, восемь монахов, шесть указных послушников, 62 испытуемых послушника, 32 ученика, один учитель, 12 служащих и рабочих и три коровницы7. Ежегодные доходы к концу XIX в. составили 50 тыс. руб. Со всех концов губернии шли б монастырь странники и богомольцы, бывали паломники из более отдаленных мест. В отчете по монастырю за 1913 г. сообщается, что в том году обитель посетило 8544 человека всех званий и сословий. В истории Иркутского Вознесенского монастыря сохранились имена известных людей, живших или побывавших в нем в разные годы.

В начале XVIII в. здесь бывал епископ Варлаам Косовский, находившийся на иркутском викариатстве (этот архиерей 13 апреля 1708 г. освящал деревянную Тихвинскую церковь в городе). В 1719 г. монастырь посетил Филофей Лещине -кий, митрополит Сибирский и Тобольский. В течение 33-х лет настоятелем обители состоял архимандрит Синессий (1754-1787 гг.). При нем были построены первые каменные здания монастыря, а в память поставлена в 1865 г. часовня над его могилой. Настоятелем монастыря в 1802-1806 гг. являлся молодой тогда архимандрит Иакинф (в миру Никита Яковлевич Бичурин), ставший позднее ученым-синологом с европейским именем. Проведя после Иркутска 14 лет в Китае во главе духовной миссии, изучив язык, он подготовил материалы для многочисленных переводов и исследований. Его труды по истории, географии, культуре Китая и других стран Восточной Азии оставили заметный след в отечественном востоковедении, под влиянием трудов Бичурина сложилась школа известных русских синологов. Посетили монастырь и члены царской фамилии: в 1873 г. - великий князь Алексей Александрович, в 1891 г., возвращаясь после кругосветного путешествия, гостем стал наследник русского престола цесаревич Николай. Основной заботой русских православных, и в частности сибирских, монастырей было распространение и углубление религиозного взгляда на жизнь, формирование в обществе идеалов христианской этики. Достигалось это продуманной системой воздействия на человека, включающей в себя и эмоциональное влияние всех видов искусства, в том числе слова, живописи, архитектуры. Не был исключением из этого правила и Иркутский Вознесенский монастырь, ставший одним из первых очагов просвещения в Сибири. Указ митрополита Тобольского Антония от 24 февраля 1725 г. гласил: «...учредить в том монастыре школу мунгальского языка, для учения во оную школу ныне мунгальского, а потом китайского языков собирать причетнических детей и сирот к учению потребных...». Сознавая, что наибольшей трудностью при открытии школ в провинции будет отсутствие учителей, церковные власти указывали «дабы все монастырские настоятели монахов которые будут где искусные языку мунгальскому и русской грамоте обретаются и угодные явятся для учения... об отдаче во оный иркутский монастырь учинили без укосновения...»8. Школа главной целью имела приготовление переводчиков с монгольского языка, что в то время было существенно необходимым. В 1728 г. Иннокентий Кульчицкий создал при обители новую школу, не раздельную с первой, Славяно-Русскую, в которой начато преподавание русского и церковно-славянского, а потом и латинского языков. Историки Сибири В.И. Семевский и П.А. Словцов считали, что «Иннокентий содержал Русскую, основанную им, школу своим иждивением»9. С 1760 по 1839 г. школа находилась в Иркутске, в архиерейском доме, но с 1839 г. школа для обучения крестьянских детей грамоте была открыта в монастыре. Частые пожары не щадили и учебные заведения – это школа сгорела при пожаре 1876 г. так же, как сгорело двухэтажное здание двухклассного миссионерского училища в 1899 г., не простояв и двух лет. Это учебное заведение было рассчитано на обучение в основном бурятских детей, которые оканчивали одноклассные школы при миссионерских станах. В училище на полном содержании воспитывалось до 40 детей, в 1897 г. учащихся было 16 человек10. С 1900 г. при монастыре открылась начальная школа грамоты. В нее принимали в основном сирот. В 1909 г. в ней под присмотром особого воспитателя находилось 23 ученика, а в 1913 г. — уже 40. В 1898 г. в монастыре была организована рисовальная школа для любителей церковной живописи11.

Как и все православные монастыри на Руси, Иркутский Вознесенский монастырь участвовал в благотворительной деятельности, которая выражалась в материальной и моральной помощи во время народных бедствий. Во время Первой мировой войны из Иркутска был отправлен в действующую армию лазарет, в содержании которого монастырь принимал участие. В период начала войны в обители стоял вопрос о принятии на свое попечение некоторого числа малолетних и несовершеннолетних преступников, чтобы не размещать их в тюрьмах со взрослыми и не совращать их с доброго пути. Величественный храм Вознесения Господня был воздвигнут в 1872 г. на месте первой одноименной деревянной церкви по проекту и под наблюдением иркутского «художника архитектора» В.А. Кудельского. Архитектурный стиль храма эклектичен, наряду с классическим ордером использованы элементы барокко(наличники), псевдорусского стиля (узоры на фронтонах), зарождающегося модерна (переплеты и формы проемов). Каждая из пяти крупных восьмигранных глав храма имеет по четыре слуховых окошка и завершается малой главкой с крестом. Входы устроены с трех сторон храма, перед каждым входом высокое крыльцо. Внутри у каждого из трех престолов – Вознесения Господня, св. Иннокентия и св. Митрофана и Тихона Воронежских — золоченые резные иконостасы на фоне малинового кармина, главный — трехъярусный, а боковые - одноярусные. Иконостасы исполнены иконостасчиком Б.В. Поповым, крестьянином Пермской губернии, им же изготовлена резная золоченая сень над ракой св. Иннокентия, поддерживаемая четырьмя золочеными колоннами. Рака, изготовленная в 1808 г. в Москве на средства иркутского купца И.П. Мыльникова, располагается в правом приделе храма на особом амвоне и окружена вызолоченной решеткой. Над западными святыми воротами перед которыми пролегает старый Сибирский тракт, возвышается стройная, как свеча, трехъярусная колокольня. Построена она в 1881 г., по-видимому, по проекту архитектора Г.В. Розена на средства иркутского купца И.И. Базанова. На второй и третий ярусы, где расположен звон из тринадцати колоколов, ведет чугунная лестница, а завершается колокольня изящным восьмигранным шпилем с позолоченными яблоком и крестом. Попала на фотографию и древнейшая из сохранившихся к началу XX в. церквей — Тихвинской Божьей Матери. Четверик основного объема «в готическом вкусе» построен в 1691 г. и. несмотря на многочисленные подновления, сохранил свои формы. Замечательна церковь тем, что похороненное под ее алтарем тело епископа Иннокентия спустя 35 лет было найдено во время ремонтных работ совершенно невредимым. Уцелели мощи и в страшный пожар 1783 г., когда огонь погас на Тихвинской церкви.

Справа от святых ворот в 1898 г. на месте старого одноэтажного построен двухэтажный каменный настоятельский корпус, в котором в верхнем этаже располагались покои настоятеля монастыря, епископа Киренского, а в первом помещались кельи братии.

Сохранился на фотографиях и облик двух церквей монастыря: двухпрестольной Успенской церкви, построенной в 1783 г., и Смоленской церкви, освященной в 1809 г. Первая находится в юго-восточном углу обители, своими двумя стенами составляя продолжение ограды, а вторая занимает место у северной стены Вознесенского храма, располагаясь от него почти в параллели с Тихвинской церковью. С южной и северной стороны Смоленская церковь украшена портиками с четырьмя колоннами ионического ордера. Над восточным участком монастырской стены возвышается двухъярусная башня с часовней схимонаха Герасима (1802 г.), а у алтаря главного храма — часовня над могилой архимандрита Синессия. В северном углу монастырской территории близко друг к другу выстроились в ряд школа (это здание построено в 1804 г. как настоятельский корпус для отца Иакинфа), библиотека, баня, братский корпус и хозяйственные постройки. Кроме этого, в ограде обители находятся роскошные усыпальницы знатных иркутских благотворителей Базановых, Бутиных и Трапезниковых.

От святых ворот к соборной церкви проложена широкая аллея, вымощенная каменными плитами, обсаженная молодыми зеленеющими пихтами. Такие же аллеи соединяют настоятельский и братский корпуса со школой и соборный храм с Успенской церковью. В глубине территории монастыря пролегают дорожки «под роскошным кровом ароматных сибирских яблонь» и красной рябины. Подобное описание Вознесенского монастыря мог сделать только современник почтовых открыток и фотографий, иллюстрирующих настоящую статью. В наши дни в Сибири не осталось ни одного не только действующего, но и сохранившего полностью свой архитектурный облик монастыря. Не украшает иркутскую землю и Вознесенский монастырь.

О событиях, развернувшихся вокруг обители после 1917 г., достаточно красноречиво свидетельствуют документы тех лет.

12 февраля 1918 г. «вопреки опубликованному декрету Народных комиссаров» настоятель монастыря епископ Зосима благословил преподавание Закона божия в сельской подгородно-жилкинской школе.

26 марта 1920 г. был составлен акт о приемке властями сданного ценного имущества монастыря, не используемого при богослужении. Сохранились многочисленные мандаты и расписки от советских и военных организаций о получении имущества монастыря во временное пользование за период с июля 1920 по январь 1921 г.

Май 1920 г. - арестован Чрезвычайной следственной комиссией по обвинению в контрреволюционной деятельности епископ Зосима (в миру Александр Сидоровский).

11 января 1921 г. - надругательство представителями Советской власти над святыней монастыря: «нетленное тело обнажено и оставлено в храме открытым... храм охраняется военным караулом. В марте того же года мощи увезены из Иркутска».

23 марта 1922 г. в 11 часов утра происходило изъятие церковных ценностей по распоряжению из Москвы (изъяты почти все золотые и серебряные культовые предметы, в том числе ценности из усыпальниц, серебряная рака).

27 октября 1923 г. подписан договор Подгородно-Жилкинской общиной верующих с Иркутским уездным исполкомом «на право пользования храма бывшего Вознесенского монастыря для религиозных целей» (с большим перечнем обязательств верующих и священнослужителей).

Последнее упоминание о монастыре в делах Государственного архива Иркутской области датируется 1925 г., когда жители села, а также верующие люди, прибывающие из города, приходили на богослужение в соборную церковь, ставшую к этому времени приходской.

Из всех монастырских зданий и церквей сохранились до наших дней два братских корпуса, школа, библиотека, баня и ризница. Судьба их могла стать также печальной, если бы в них не было постоянной практической необходимости. В них и теперь живут люди. Обезглавленная Успенская церковь превращена в клуб.

Примечания

  1. Описание Иркутского Вознесенского первоклассного мужского монастыря составлено на основании монастырских актов настоятелем монастыря и ректором Иркутской семинарии архимандритом Никодимом в 1839 году. - СПб., 1840. - С. 1, 2.
  2. Там же.
  3. Шавельский Л. Краткое историко-статистическое описание Иркутского Вознесенского монастыря со списком настоятелей его.- Иркутск, 1905. - С. 5.
  4. Громов П. Начало христианства в Иркутске и святой Иннокентий, первый епископ Иркутский. - Иркутск, 1868. - С. 190; Шавельский Л. Указ. соч. - С. 8.
  5. Шавельский Л. Указ. соч. — С. 8.
  6. Описание Иркутского Вознесенского...- С. 40.
  7. ГАИО. Ф. 121. Оп. 1. Д. 238.
  8. Там же. Д. 1.
  9. Громов П. Указ. соч. - С. 227.
  10. Адрес-календарь личного состава служащих города Иркутска на 1897—1898 годы. - Иркутск, 1897.
  11. Летопись-хроника Иркутска (1881—1917): Рукопись. Редкий фонд НБ ИГУ.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Статья | Автор(ы): Медведев Сергей | Оригинальное название материала: Иркутский вознесенский монастырь | Источник(и): Земля Иркутская, журнал | 1994. — № 1. -С. 19—31. | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2015 | Дата последней редакции в Иркипедии: 02 апреля 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Журнал "Земля Иркутская" | Иркутск | Библиотека по теме "История"