Христофор Швемицкий (также Кшиштоф Шверницкий; 8 сентября 1814, с. Варнупяны Августовской губернии Мариямпольского уезда, Царство Польское – 1894, г. Иркутск, Российская империя) — католически священник, настоятель костёла Успения Богородицы в г. Иркутске с 1856 по 1885. Организатор строительства костела.
Выходец из дворян. Был воспитан в религиозной и патриотической атмосфере. Получил первоначальное образование в Мариямпольском училище. Дальнейшее образование получил в монастырской школе – так называемой “Высшей латинской школе”, где преподавались также латынь и немецкий язык. Во время ноябрьского антироссийского восстания вступил в войска под командованием генерала И. Дверницкого, был дважды ранен в сражении под Сточкем и Новой Деревней. Скрывался в дворянских помещичьих домах, лечился в больнице Чарторыских в Пулавах, где капелланом был мариинец отец Ян Дзевульский. Выздоровев, в 1832 вступил в монастырь Конгрегации отцов-мариинцев в Мариямполе, приняв при этом имя Кшиштоф-Мария. Изучил полный курс наук — филологических, исторических, естественных, математических; философию, богословие — нравственное и догматическое, герменевтику, познание и означение церковных обрядов, законы церкви, гомилетику. 24 декабря 1837 в Сейнах епископ Страшиньски рукоположил его в священники и определил вице-магистром и преприором клириков того же Мариямпольского монастыря.
Как следует далее из его формулярного списка,
"...по распоряжению высшего духовного начальства послан в Варшавский университет Глухонемых для изучения там метода образования сих несчастных и находился при этом заведении до 1841 г. Возвратясь в Мариямпольский монастырь, обучал там глухонемых и преподавал клерикам своего монастыря философию и богословие с 1841 по 1844 г."
В 1844 г. о. Швемицкий был выбран игуменом монастыря в Мариямполе. Эта обитель, благодаря новому игумену и нескольким другим мариинцам, занимавшимся нелегальной доставкой и распространением патриотической литературы из Пруссии и Франции, стал центром и кузницей патриотизма в Литве.
О. Христофор, согласно обвинительному заключению, также активно занимался поиском средств на покупку подобного рода книг. Царская Следственная комиссия признала его одним из главных виновных в деле о переправке через Неман в Литву, входившую в то время в состав Российской империи. Запрещенная литература хранилась преимущественно в монастыре, а затем распространялась по всей Литве. Однако эта сеть была раскрыта, и большинство подпольных деятелей оказались в заключении. Трое монахов мариямпольского конвента, в том числе и игумен о. Кшиштоф (6(18) декабря 1846 г.), были брошены в Варшавскую цитадель. За упорство и отрицание своей вины игумен был передан военному суду, приговорившему его 16 (28) августа 1850 его к бессрочной каторге в Сибири. После процесса полевой суд смягчил приговор, заменив о. Швемицкому каторгу на поселение в Иркутской губернии под полицейским надзором без лишения его гражданских прав и сана священника:
"6 декабря 1846 г. взят из монастыря в г. Варшаву и помещен в Александровскую цитадель г. Варшавы с отданием под следствие и военный суд по подозрению, что получил из Пруссии запрещенные книги. По конфирмации наместника Царства Польского, Князя Варшавского Гр. Пашкевича Эриванского выслан из г. Варшавы 23 марта 1852 г. на жительство в г. Иркутск без лишения прав состояния и по прибытии в Иркутск постоянно находился при местной римско-католической церкви".
Из письма о. Швемицкого администратору могилевской епархии:
“Прибыв в Иркутск дня 14 мая 1852 г., я был принят священником Хацицким в церковном доме. Этот священник помог мне в моих нуждах настолько, насколько ему позволяли его возможности. Я, со своей стороны, в благодарность за его отзывчивость, кроме горячей молитвы, помогал ему в приходских обязанностях, руководствуясь не земным интересом, а лишь желанием служить ближним в их духовных потребностях”.
На основании амнистии 17 (29) ноября 1855 г. о. Швемицкому было разрешено вернуться на родину, однако он решил остаться в Иркутске. В письме неизвестному адресату священник писал:
“Повторяю в завершении этого письма, что мои усилия, направленные на то, чтобы остаться при церкви в Иркутске, не были вызваны ни гордостью, ни амбициями, ни желанием обогащения, но одним лишь стремлением в качестве священника служить несчастным католикам, сосланным в Сибирь. Может быть, в том скрывается земная мысль, а не божеская, но я чистосердечно признаюсь, что в положении, какое нам здесь уготовало провидение, бывают как тоскливые, так и грустные моменты, настолько захватывающие душу и сердце, что если бы не Божья милость и сила молитвы, то все это было бы невыносимо”.
В письме 18 июля 1856 г. будущий Иркутский настоятель выражает абсолютную готовность остаться в Сибири и пишет администратору могилевской епархии:
“Прежде всего, я хочу выразить мое высочайшее почтение и не угасшую в моем сердце признательность за участие и помощь, которую Вы оказали убогому и бедному монаху. Если такова воля Бога и если Вы считаете необходимым, чтобы я остался в Иркутской церкви, то до тех пор, пока мне здоровье и силы позволят, я надеюсь, что с помощью Божьей благодати и при Вашем пастырском благословении, буду здесь работать и выполнять порученное мне задание”.
Почти 30 лет — с 1856 по 1885 гг. — о. Швемицкий был настоятелем иркутского костела и капелланом при войсках. С 1881 по 1884 гг. священник руководил всей подготовкой и строительством костёла Успения Богородицы. Об отношении к нему прихожан свидетельствует тот факт, что установка главного алтаря была приурочена к юбилею 50-летнего священнического сана Швемицкого, хотя сам он уже не исполнял обязанности иркутского курата.
Находясь во главе громадного по территории прихода, Швемицкий подолгу находился в поездках , так как только около четверти всех католиков его прихода проживало в Иркутске. О своих прихожанах он писал так:
"...они состоят исключительно из поселенцев и каторжных... нет ни одной деревни, ни слободы, чтобы только исключительно одни только лица римско-католического исповедания были поселены, какой бы не были народности - Поляки, Литовцы, Жмуйдины и Немцы, их начальство поселяет по деревням между Русским народонаселением... Мало прибывает католических семейств ...все почти холостые лица мужеского пола по большей части".
Умер в 1894 г., похоронен на Иерусалимском кладбище.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей