С о д е р ж а н и е
I. Территория.
II. Оро-гидрография и климат.
III. Геологическое строение.
IV. История развития золотопромышленности.
V. Снабжение и пути сообщения.
VI. Современное положение и перспективы.
I. Территория. Л.-В. з. р. является одним из богатейших в СССР золотоносных районов и пользуется мировой известностью по своим колоссальным запасам золота. Занимает обширную площадь ок. 100.000 км2, ограниченную с запада и севера р. Леной, с юга р. Витимом и с востока р. Чарой. В административном отношении Ленско-Витимский золотоносный район входит в состав Восточно-Сибирского края. Административным и организационным центром является Бодайбо.
II. Оро- и гидрография и климат. Район представляет горное плато, со ср. выс. 700—800 м над ур. моря. Плато изрезано вдоль и поперек глубокими долинами рек: Большого Патома, Жуи, Энгажимо, Бодайбо, Тахтыгана и других. Бассейны первых двух рек относятся к т. наз. сев. тайге (Олекминский или Ленский горный окр.), трех последних — к юж. тайге (Витимский горный округ). Водоразделом между бассейнами Витима и Лены служит горная гряда с высотами 1.500—1.560 м, названная акад. В. А.
Обручевым в честь первого исследователя хр. Кропоткина. Климат Л.-В. з. р. суровый, резко континентальный; ср. год. t°—6,3°. Жестокие морозы зимой (ср. минимум —48,8°) и жара летом (ср. максимум +31,9°). Явления вечной мерзлоты и короткий период навигации (ок. 4—5 месяцев) сильно отражаются на ходе приисковых работ. Ранее все пространство района было покрыто таежным лесом. Сейчас вблизи приисков лес вырублен. Ни земледелие, ни скотоводство не развиты. Население связано с промыслами, и необходимые припасы доставляются извне.
III. Геологическое строение. Район сложен очень мощной свитой докембрийских песчаников, глинистых и углистых сланцев, кварцитов и известняков, образующих тесные, местами опрокинутые и взброшенные, складки; в нескольких местах прорывается массивный гранит, в двух местах свиту пересекают толстые жилы гранитпорфира и в одном многочисленные тонкие жилы керсантита. Весьма обильны мощные и тонкие жилы кварца, б. ч. совершенно пустые, изредка с слабой золотоносностью в связи с содержанием пирита. Осадочные породы широкими поясами, располагающимися по простиранию, проникнуты вкраплениями пирита в виде кубических кристаллов, а также бурого шпата в виде ромбоэдров. Пирит является золотосодержащим, хотя б. ч, в слабой степени. Элювиальный характер россыпей, их равномерное богатство золотом в пределах пирити-зированных коренных пород и прекращение золотоносности при залегании россыпей на породах, не содержащих пирита, указывают на пирит, как на гл. источник россыпного золота. Вкрапления пирита нельзя назвать в точном смысле фальбандами, т. к. они б. ч. недостаточно густы. Но связь их с интрузией гранита очевидна; наиб. богатые россыпи находятся в бассейне р. Бодайбо, окаймленном с З., Ю. и В. выходами гранита, представляющими отпрыски скрытого в глубине батолита. Выделявшиеся при остывании батолита эманации золотоносных сульфидов проникали в осадочные породы кровли и отлагались здесь в виде б. или м. густых вкраплений в толщах более проницаемых пород в зависимости от их трещиноватости, появившейся, в связи с дислокацией, сбросами и подобными процессами, на известном расстоянии от контакта. Этими эманациями гл. масса сульфидов и золота была вынесена из гранита, и когда при дальнейшей стадии его остывания горячие источники отлагали кварцевые жилы, последние уже не получали металлов или получили только остатки. На С.-В. поверхность батолита, очевидно, погружается глубже, а выходы гранита отдаляются друг от друга; в связи с этим золотоносность россыпей и пиритизация коренных пород постепенно слабеют. Золотоносные россыпи замечательны по своему богатству, постоянству на протяжении целых км, ширине, превышающей всегда в несколько раз ширину русла современных речек, и мощности, достигающей 1,5—2 м. Ниж. часть россыпей представляют б. или м. разрушенные выходы осадочных пород с обильной глинистой примазкой, богатой золотом; в ср. части залегает типичный элювий, состоящий из беспорядочно рассеянных обломков тех же коренных пород разной величины и в различных стадиях разложения вплоть до перехода в песчаную глину. Глина окружает обломки и содержит кубики пирита, перешедшего в лимонит; иногда попадается и совершенно свежий пирит; в верх. части к элювию примешивается уже окатанный материал — галька и валуны тех же работая в основном на английский капитал, электрифицировало свои прииски и скупило крупные прииски «Компании Промышленности», Ратькова-Рож-нова и других. К 1912 Ленская золотопром. компания имела уже 423 прииска и, получая громадные прибыли (в 1909 — 4.908, в 1910 — 6.812, в 1911 — 5.273 тыс. руб.) выплачивала исключительно высокий дивиденд акционерам (в 1910 — 56%). Число рабочих на приисках достигало 7 тыс. человек. Тяжелые условия подземных работ, при постоянном водоотливе, невыносимые жилищные условия, дороговизна продуктов питания, ничем не ограниченная эксплоатация наряду с роскошной жизнью высшей администрации вызывали постоянные забастовки и стачки рабочих. За время с 1870 до 1895 только по официальным данным зарегистрировано 45 волнений и стачек. С 1900 по 1905 происходит ряд крупных забастовок. В 1912 Ленская забастовка и расстрел нескольких сот рабочих всколыхнули рев. движение во всей России (см. Ленские события). После Октябрьской рев., в конце 1921, для эксплоатации района был создан гос. трест «Лензолото», а в 1925 сов. правительством утвержден концессионный договор с иностранной фирмой «Лена-Гольдфильдс-Лимитед». Срок концессии — 30 лет. По договору «Лена-Гольдфильдс» взяла на себя обязательство добывать не менее 6.550 кг золота в год, при чем, начиная с пятого года не менее / и начиная с седьмого — не менее / всего добываемого золота должно получаться механическим путем. Наряду с этим концессия должна была затратить в Бодайбинском районе в течение первых 6 лет на постановку работ, оборудование и механизированно не менее 9 млн. золотых рублей, при чем расходы по разведкам в первые 6 лет должны были быть не менее 1.500 тысяч рублей. В 1927 концессионерами доставлена на прииски 17-футовая драга. Драга предназначена для разработки участка, разведанного по р. Бодайбо еще в 1915/16. Предположено было завезти еще несколько таких же драг в район р. Енашимо, где проектировалось сооружение также гидроэлектроцентрали. В районе имелось четыре гидростанции общей мощностью до 1.720 лош. сил, подающих энергию для приисковых и др. установок, а также для освещения жилых помещений. Строилась еще одна гидростанция на 800 лош. сил и имелась в резерве пароэлект-ростанция в 600 лош. сил и 3 мелких станции в 150 лош. сил. Со всего добытого на приисках золота «Лена-Гольдфильдс» должна была делать правительству долевое отчисление натурой в размере 7%, а также 17 коп. с золотника в счет местных налогов и сборов. Однако «Лена-Гольдфильдс» с самого начала своей деятельности грубейшим образом нарушала взятые на себя обязательства, хищнически разрабатывала богатейшие россыпи, не только не механизировала производство, но фактически разрушила все оборудование, имевшееся на приисках, и весь Ленский флот, переданный концессионерам. В результате этой продолжительной вредительской деятельности концессионеров добыча золота в последние годы резко упала. В начале 1930 концессионеры односторонним актом расторгли концесс. договор и отозвали своих уполномоченных и инженерно-технический персонал, прекратили выдачу зарплаты рабочим и сорвали снабжение приисков, поставив под угрозу голода все приисковое население. Эти явно вредительские акты «Лена-Гольд-фильдс» вынудили сов. правительство временно, до урегулирования конфликта, передать обслуживание и руководство приисками акционерному об-ву «Союззолото», к-рое быстро предприняло энергичные меры к восстановлению деятельности предприятий и урегулированию прерванного снабжения рабочих.
Во всем же районе на 1910 работало 392 прииска и добыто всего золота 476.313 кг.
V. Снабжение и пути сообщения. Вопросы снабжения для Л.-В. з. р. являются весьма трудными и требующими большого внимания, вследствие удаленности района от Сиб. ж.-д. магистрали и необходимости переброски всех грузов в течение короткого навигационного периода (4—5 месяцев). Обычный путь от Иркутска на Бодайбо идет гужем до ленских пристаней Качуга (235 км) или Жигалова (375 км), при чем до Качуга существует и автомобильное сообщение; затем по Лене и Витиму — пароходом. Зимой тот же путь на санях по льду этих рек. Осенью и весной, почти по два месяца сообщение невозможно — ни на пароходе, ни на санях. Завозить иркутские грузы до Жигалова, вместо Качуга, заставляет мелководье верховьев Лены. Даже до Жигалова не всегда можно пользоваться пароходом, и значит. часть грузов сплавляется в спец. малых судах (карбазах и паузках), идущих самосплавом до Усть-Кута (693 км до Иркутска) или даже до самого Витима. Многократные перегрузки еще более удорожают доставку. Полное отсутствие на местном рынке к.-л. товаров, материалов и продуктов заставляют завозить из ц. почти все необходимое. Лишь овощи, фураж и часть мяса и муки заготавливается в районе Лены в местных кооперативах.
Оторванность приисков от ж.-д. магистрали, мелководье верховьев Лены и ограниченность навигационного периода — уже давно заставляли думать о постройке ж. дороги. В ген. плане развития народного хоз-ва Сиб. края намечена постройка ж. д. Тулун—Братский Острог—Усть-Кут и Усть-Кут— Верхне-Ангарское—Киляно—Могоча; Киляно— Бодайбо. Наиболее целесообразным является соединение Усть-Кута с Амурской ж. д., примерно, у ст. Могоча; протяжение этой линии будет ок. 1.300 км. Ответвлением от Киляно до Бодайбо решается задача соединение с ж.-д. магистралью Л.-В. з. района. см. также Железные дороги и Ленская железная дорога.
VI. Современное положение и перспективы. Положение приисков Л.-В. з. р. в результате вредительской деятельности «Лена-Гольдфильдс» было весьма неустойчивым. Разведанных запасов для поддержания добычи золота подземными работами концессионеры не создали. Оборудование приисков и ленский флот в результатах хищнического хозяйничания концессионеров были разрушены. Однако передача эксплоатации района тресту «Союззолото» создала условия, обеспечивающие восстановление золотопром-сти в виду наличия большого количества заведомо золотоносных площадей в бассейнах рек Большого Патома, Жуи, Чары, Бодайбо и др., требующих сравнительно небольших разведочных работ. Перспективы для механизированных работ чрезвычайно велики. По р. Бодайбо детальной разведкой выявлен запас для рентабельных дражных работ в 48 тыс. кг золота. Кроме того, по др. рекам района разведаны дражные запасы на 16 тыс. кг золота, при чем разведки коснулись лишь ничтожной части площадей, пригодных для дражных работ. Помимо широкого развертывания разработок площадей с россыпным золотом возможно использование отвалов для извлечения из них имеющегося еще золота более совершенными методами; возможно также нахождение заслуживающих разработки м-ний жильного золота. Л.-В. з. р. богат и др. видами полез. иск., из к-рых особ. следует отметить слюду, но все м-ния их совершенно не исследованы и лишь с проведением ж. д. можно рассчитывать на значит. развитие горной пром-сти Л.-В. з. района. см. Золото и Золотопромышленность.
Золотая кладовая СССР (Л.-В. район), Бодайбо, 1930; Богатства Лено-Витима, Бодайбо, 1930.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей