В 1696 г. утверждается положение о девичьей обители в Иркутске. С разрешения митрополита Тобольского и всей Сибири Павла начал строиться деревянный Знаменский женский монастырь. Наблюдение за возведением построек обители поручается выборному торговому человеку Власу Сидорову Место для обители выбирается на мысу правого берега Ангары при впадении речки Иды (Ушаковки).
Здесь по речушке Соколок ему отводятся земли, где немного позднее появляется деревня Знаменского монастыря. В 1693 г. собственным усердием Власа Сидорова построен деревянный храм во имя Знамения Божией Матери. За постройку Вознесенского и Знаменского монастырей Власу Сидорову была выдана Китайская вотчина.
Впоследствии было построено ещё две церкви: Святых мучеников Дмитрия и Трифона (с благословения первого иркутского епископа Иннокентия Кульчицкого) и усердием купца Щербакова — Преображения Господня.
Некоторые летописцы относят основание Знаменского женского монастыря а 1690 г. и даже к 1680 г. Так, в летописи А. И. Лосева в записи за 1690 г. даются ошибочные сведения: «Некто Сидор Власов, а какого чина и состояния неизвестно, строитель Знаменского девичьего монастыря, подал челобитную в Иркутскую приказную избу, в которой прописывал, что прошло уже назад тому 10 лет, как начал он строить монастырь Знаменский (а по какому указу или грамоте — в челобитной не объяснено), которого ныне все строения уже окончены, и просил он отвести оному монастырю рыбные ловли».
Через несколько лет на строителя Знаменского монастыря Власа Сидорова старицей Каликией была возведена клевета, в которой содержались обвинения Сидорова в присвоении средств, отпущенных на строительные работы. Но за него встали иркутские жители. И вот на основе их челобитных, а также результатов расследования деятельности Сидорова при постройке монастыря 23 августа 1698 г. он оправдывается, а митрополит Тобольский и Сибирский Игнатий предписал «неотложно быть Власку Сидорову строителем в Знаменском монастыре по-прежнему и монастырскую казну, которая взята была на сбережение в Вознесенский монастырь». Дальнейшая же судьба клеветницы неизвестна.
Первой настоятельницей нового монастыря в 1704 г. становится старица Акилина. В этой должности она прослужила сорок лет. Она расширила владения монастыря и укрепила хозяйственную и финансовую сторону обители. При ней монастырь получает большую Китойскую вотчину, заводит мельницы, рыбные промыслы и кожевенные заводы. Обитатели монастыря и приписанные работные люди занимались хлебопашеством, скотоводством, сенокошением, огородничеством и рыболовством. Вскоре к «Знаменскому женскому монастырю причисляются восемь зимовьёв на Ангаре до Байкала. А в междуречье Ушаковки и Топки находились монастырские пастбища, сенокосные и пахотные угодья. Огороды примыкали к северной стороне ограды монастыря.
В 1707 г. император Пётр I жалует со своей дарственной надписью «в дьевый монастырь Знамения Богородицы Иркутский» Евангелие в серебряном вызолоченном окладе, изданное в 1698 г. Евангелие состояло из 19 листов и весило-8 фунтов 3 золотника.
Монастырь имел старинные колокола. Самый старый из них был отлит в 1722 г. в Москве, другой — в 1735 г. в Томске, а несколько колоколов было позднее изготовлено в самой обители.
В 1728 г. в Знаменском монастыре проживало 12 обитателей возраста от 55 до 85 лет. Монастырь в это время имел: пахотной земли 33 десятины, 30 мешков ржи (хранившейся в запасниках в селении Китой), лошадей — 75 голов, рогатого скота — 90 голов, овец — 35 голов. К монастырю было приписано крестьян Китойской слободы — мужчин с семьями и детьми 120 человек, имеющих 22 двора. Кроме того, крепостных крестьян числилось 28 человек, проживающих в 10 дворах. Обитель имела 75 вкладчиков в 18 дворах. Все собственные строения с 1693 г. пришли в полную ветхость. Поэтому в этом году срубили новый монастырь.
В 1742 г. в монастыре была построена надвратная шатровая церковь. К середине XVIII в. начали хлопотать о замене всех деревянных построек обители каменными. По описи 1764 г., составленной прапорщиком Давыдовым, о соборной Знаменской церкви было указано: «Церковь с трапезой в 5 сажен начата строиться бывшим иркутским купцом Иваном Бичевиным, по данному ему из Иркутской Духовной консистории указу в 1757 г.». И вот на средства купца-морехода И. Бичевина, а после его трагической смерти на средства монастыря начала строиться каменная соборная церковь, главный престол которой во имя Знамения Пресвятой Богородицы освящается преосвященным Софронием 26 ноября 1762 г. Немного ранее, по мере готовности, в 1760 г. был освящён придел во имя Святого и Чудотворца Николая. В 1787 г. освящается престол во имя иконы Казанской Божией Матери.
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы представляла из себя каменное одноэтажное здание и имела в 1795 г. четыре престола. Выполнена в стиле «сибирское барокко», но по фасаду наблюдаются элементы древнерусского художества.
С 1764 г. для Знаменского женского монастыря наступили тяжёлые времена. В этот год по указу императрицы Екатерины II все монастыри были лишены своих вотчин. Сам монастырь был причислен к третьему разряду с весьма низким годовым содержанием, которого хватало только на содержание трёх монахинь, включая саму настоятельницу и казначею. Дело шло к закрытию обители. В 1767 г. иркутский епископ Софроний (Кристалевский) обратился с ходатайством об укреплении Знаменского женского монастыря. Святейший Синод принял это ходатайство во внимание и своим указом направляет игуменьей Павлуцкую и казначеей Пелагею Сосунову, которые прибывают в Иркутск в 1769 г. На другой год вслед за ними прибывает 14 монахинь.
Большой урон монастырю нанесли два пожара в 1787 г., которые уничтожили кельи, больничный корпус, баню, все хозяйственные постройки, деревянную ограду. Губернскому архитектору А. Я. Алексееву заказывается проект со сметами возведения каменной ограды и двух каменных корпусов. Но из-за отсутствия средств это строительство откладывается.
В 1795 г. освящается престол во имя Преображения Господня. А отдельно стоящая деревянная церковь во имя Преображения Господня к этому времени сильно обветшала и в начале мая 1796 г. разбирается. Вместо нее был заложен каменный придел к главной соборной монастырской церкви.
Жена Г. И. Шелихова Наталья Алексеевна пожертвовала значительные суммы Знаменскому женскому монастырю на украшения внутренних помещений обители и на устройство каменной ограды, постройка которой началась с 6 июня 1794 г. Также немалые пожертвования внесла и купеческая вдова Т. Сизых. Получив эти пожертвования, монастырь смог закончить постройки, планируемые ещё десять лет тому назад.
В 1836 г. Знаменский монастырь был возведён во второй класс, а с 27 августа 1872 г. монастырь становится общежительным, то есть без ограничения числа живущих в нём. На пожертвованные средства в это время строится каменный корпус для хлебопекарни, на втором этаже которой разместились рукодельная и золотошвейная мастерские, новый корпус трапезной и амбар для съестных припасов. В 1886 г. на капитал А.Н. Портновой, долгое время жившей в монастыре вместе со своей матерью, было построено новое большее двухэтажное здание для келий. Позднее в монастыре был построен свечной завод. На Худяковской даче, имевшей 120 десятин прекрасного соснового и смешанного леса с лугами, сеяли хлеб, косили сено, занимались скотоводством и птицеводством. Здесь же на даче содержалось несколько десятков улей. На даче были построены вместительные дома для сестёр и игуменьи. В 1903 г. в обители осваивается переплётное дело.
В соборной церкви тёплый храм Святого Николая был отделён от холодного во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы глухой каменной стеной с небольшими дверями. Поэтому Никольский храм имел плохое освещение. В 1881 г. архиепископ Вениамин предложил убрать перегородку, отделяющую тёплый храм от холодного. Техническую возможность выполнения этого предложения поручено определить архитектору В. А. Кудельскому. С февраля 1882 г. мастером Н. А. Ивановым начата разборка стенки и устройство арки. Одновременно в соборной церкви проводились и другие ремонтные работы и работы по украшению внутренних помещений храма.
Мастером из известной в Иркутске династии иконописцев и серебреников Николаем Иннокентьевичем Туголуковым в этом же году написаны в соборной церкви монастыря в куполах изображение Божией Матери, по углам — евангелистов. А также иконы для двух верхних ярусов иконостаса и боковых дверей. По окончании работ Знаменская церковь 17 октября 1882 г. была освящена архиепископом в сослужении епископа Мелетия. Правый же придел во имя Казанской Божией Матери подвергся ремонту и обновлению через десять лет. Обновлённый придел архиепископом Тихоном в сослужении ректора Духовной семинарии епископа Агафангела освящен 29 октября 1892 г.
На средства иркутского купца Евфимия Андреевича Кузнецова в 1853 г. открывается при монастыре училище девиц духовного ведомства. С постройкой нового здания женское училище преобразовывается из трёхклассного в шестиклассное. Обязанности учительницы, в основном, сложились на настоятельницу. С 1885 г. обучение девочек вменяется в обязанность наиболее грамотным монахиням и послушницам. В 1908 г. при Знаменском монастыре открывается церковно-приходская школа, а в 1912 г. в приюте при школе проживало и обучалось 44 девочки.
В Знаменском монастыре находится целый некрополь с захоронениями известных исторических личностей. У южной стены соборного храма погребены жена декабриста С.П. Трубецкого Екатерина Ивановна Трубецкая с умершими в малолетстве детьми Никитой, Владимиром и Софией, а также декабристы Николай Алексеевич Панов, Пётр Александрович Муханов и Владимир Александрович Бечаснов, оставившие в Иркутске благодарную добрую память у иркутян. У алтаря церкви возвышается памятник на могиле Григория Ивановича Шелихова — иркутского купца-морехода, одного из первых исследователей Аляски и Курильских островов, основателя Российско-Американской компании и поселений в Русской Америке.
Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей