Ленинский округ по общему количеству зарегистрированных организаций и учреждений занимает четвертое место в городе (около 4 000).
В составе округа компактные территориальные структуры расселения представлены микрорайонами Ермаковский и Ново-Ленино, поселками Боково, Вересовка, Жилкино, Имени Кирова, Селиваниха.
Первой постройкой на территории Ленинского округа стала деревянная церковь Вознесения Господня. От нее и получил свое название возведенный вслед за нею в 1672 г. Вознесенский монастырь. Вскоре на отведенных ему землях образовались монастырские вотчины, среди которых Жилкинская заимка, известная сейчас как Жилкино.
История современных Иркутска-II и Ново-Ленино началась со строительством Транссибирской железной дороги. На землях монастыря в 1894 году построили железнодорожную станцию, которая получила название «Иннокентьевская». Территория вокруг станции застроилась ремонтными мастерскими и домами для рабочих железнодорожников. Городские власги признали новое поселение и назвали его Ново-Иннокентьевское. В 1912 году по обе стороны железной дороги проживало около 8 тыс. человек. В феврале 1917 г. поселки были присоединены к Иркутску и подчинены его городскому правлению. 3 ноября 1920 г. решением Иркутского городского исполнительного комитета рабочий поселок Иннокентьевский был переименован в поселок Ленино. Образовалась административная единица Ленинский район, куда вошли поселки Жилкино, Боково, а также территория Глазковского предместья. С конца 1920-х г. близость железной дороги и судоходной Ангары создали благоприятные условия для строительства на территории Жилкино комплекса предприятий пищевой промышленности. За годы первых социалистических пятилеток в поселке вступили в строй ряд предприятий: мясокомбинат, мелькомбинат, мыловаренный завод, в 1940 г. был сдан в эксплуатацию и выдал первую продукцию комбикормовый завод.
Одно из самых крупных и значимых предприятий округа - Иркутский авиационный завод. В 1932 г. Наркоматом тяжелой промышленности СССР был издан приказ о строительстве нового авиазавода, расположить который было решено на территории Ленинского округа города Иркутска. В августе 1934 г. завод был принят в эксплуатацию. Сегодня он известен как ОАО «Иркутское авиационное производственное объединение». В последние годы ИАПО осуществил ряд интересных и перспективных разработок. Его детище - самолет СУ-30 - вывел Россию в лидеры на мировом рынке авиатехники. Территориально округ расширился: в 1945 г. был основан пос. Вересовка, в связи с проведенным в 1953 году административным разделением к Ленинскому округу отошла территория поселков Кирова и Горького с небольшой станцией, деревообрабатывающим комбинатом и различными базами.
Сложились в округе и определенные культурные традиции. С середины 1930-х г. при библиотеке № 5 работало литературное объединение, участниками которого были известные иркутянам поэт М.Д. Сергеев, писатель и художник В.П. Стародумов, историки И.И. Кузнецов, В.Т. Агалаков. Позже на базе библиотеки создан музей истории и культуры округа.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей