Их немного — несколько общин в восьми регионах Приангарья, почти две тысячи человек, но какой богатый пласт культуры! Для того, чтобы познакомиться и обсудить проблемы региональных общин, в мастерской народов Севера в Иркутске собрались эвенки из Шелехова, Качуга, Усть-Орды и даже из Республики Бурятия.
— В 2008 году, когда основали иркутский Союз содействия коренным малочисленным народам, ситуация была плачевная, — говорит Нина Вейсалова, советник губернатора Иркутской области. — Наша община из Катангского района представляла область на региональных и международных конкурсах, а оленеводческие хозяйства, которые есть в Катанге, Бодайбо, Нижнеудинске, даже не были зарегистрированы в министерстве.
За шесть лет ситуация несколько изменилась: например, охотникам выделили деньги на снегоходы, но дичи стало меньше из-за наступления лесорубов. Сильно пострадала территория проживания эвенков Качугского района. Об этой проблеме рассказала председатель Ассоциации эвенков Светлана Малютина.
— Мы три года бьем во все колокола о том, что у нас в районе вырубают лес на всей территории традиционного проживания эвенков, — поделилась проблемой Светлана Георгиевна. — Закон об охране природных территорий проживания малочисленных народов не изменил ситуации, и что будет в перспективе — неизвестно.
Другая тема, которую подняли на встрече, это традиции, ведь именно для их возрождения и была создана в центре Иркутска мастерская.
Глубокие корни эвенков и тофов Прибайкалья проявляют себя в самых неожиданных ситуациях.
Владимир Петрович Гасаров переехал из Читинской области в Иркутск молодым специалистом, привез сюда отца, завел семью и к культуре предков до недавнего времени не обращался. Пока не произошел необычный случай.
— Старший сын проснулся ночью и на языке тунгусов 25 минут читал молитву, — рассказал Владимир Петрович. — Я слышал в детстве от стариков термины и узнал эвенкийский язык. Он читал, потом сел, открыл глаза, но нас не видел, а видел другое… Когда пришел в себя, рассказал, что видел дедушку, бабушку, наш род боролся с другим родом, победил и праздновал. Дня два он помнил слова, а потом все стало уходить, и он забыл.
Тогда мужчина понял, что нужно поддерживать связь с предками, раз уж его сын видит их реинкарнации, и решил познакомиться с другими земляками. Эвенкийский шаманизм собираются возродить в поселке Усть-Ордынском, вспомнить имена духов и восстановить утраченные обряды. Оксана Серебренникова решила выяснить свою родословную. Она знает, из какой забайкальской деревни был ее род, но не может отыскать имена предков дальше бабушки и дедушки. Кто-то нашел старых друзей благодаря Союзу содействия коренным малочисленным народам Севера.
Мастерская народов Севера начала свою работу, школьники и студенты изучают народные ремесла. В ближайших планах — организовать фольклорные коллективы, которые представили бы эвенков и тофов на городских и областных конкурсах и фестивалях.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей