Новости

Некоторые машиностроительные предприятия Приангарья // Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика Иркутской области

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Иркутское авиационное производственное объединение (ОАО ИАПО). Это предприятие возникло в конце 1930-х гг. В период Великой Отечественной войны на нем было установлено оборудование, эвакуированное из западных регионов страны. В разные годы предприятие выпускало бомбардировщики Ил-4, Ту-2, первые   реактивные   машины Ту-14.

Сейчас на заводе производят такие современные военные машины, как Су-27 и Су-30, В рамках реализуемой на нем конверсионной программы идет освоение нового многоцелевого самолета-амфибии Бе-200.

Кроме производства боевых и многоцелевых самолетов ИАПО оказывает широкий комплекс услуг для других предприятий и отраслей региона. Здесь изготовляют штамповую оснастку, выполняют все виды холодного деформирования листовых материалов и прессованных профилей, отливают из чугуна, стали и цветных металлов изделия сложной конфигурации, выполняют штамповку деталей из алюминиевых и стальных сплавов методом литья. Здесь же могут осуществлять сборку сложных конструкций с помощью заклепочных или сварных соединений, обрабатывать различные изделия методом химического травления и гальваническим способом.

Иркутский завод тяжелого машиностроения (АО ИЗТМ). Это старейший машиностроительный завод Иркутской области и всей Восточной Сибири. В свое время он имел общесоюзное значение и являлся одним из ведущих в стране предприятий металлургического машиностроения. С 1930-х гг. и до настоящего времени завод остается единственным на территории бывшего СССР предприятием, выпускающим дражное и обогатительное оборудование. В середине 1950-х гг. ИЗТМ освоил производство новых видов сложного оборудования для Индии и Китая. В 1970-1980-х гг. здесь выпускалось более 30 тыс. т (объем продукции в то время планировался в тоннах) различных металлоконструкций, 6 тыс. т чугунного и 10 тыс. т стального литья.

Изделия завода имели спрос в золотопромышленных регионах Сибири и Дальнего Востока, в алмазодобывающих районах Якутии, на предприятиях черной и цветной металлургии страны. До 40 % продукции экспортировалось в 32 страны мира, в основном развивающиеся, которым правительство СССР оказывало техническую помощь, а также в Китай и бывшие страны СЭВ.

Специфической особенностью завода было выполнение уникальных разовых заказов. Его продукция вывозилась в различные регионы страны. Крупные потребители находились на Украине, Урале и в Казахстане.

В лучшие годы на предприятии действовало более 20 цехов, работало около 7 тыс. чел. В небольших объемах здесь выплавлялись чугун и сталь, выпускался прокат. Завод ежегодно производил до пяти драг, в том числе достаточно крупных, с объемом черпака по 250 л. Здесь же построили и собрали в Мамско-Чуйском районе самую крупную в мире драгу (массой 12 тыс. т) для ПО «Лензолото».

Из потребительских товаров ИЗТМ изготовлял металлические кровати, карнизы, крышки для консервирования, хлебницы, накладные замки и другие несложные изделия. Однако эта продукция являлась малотоннажной и не позволяла заводу выполнять устанавливаемый вышестоящим главком пресловутый план, поэтому ее выпуск был не выгоден коллективу.

В процессе реформ 1990-х гг. на базе разных цехов завода было организовано шесть самостоятельных производств, со своими директорами, работающими не согласованно друг с другом. Например, наряду с АО ИЗТМ существуют такие самостоятельные предприятия, как «Станкоремонт», «Станкоинструмент», «Литмаш» и др. Подобное расчленение единого технологического процесса на отдельные производства лишь усугубило кризис на этом крупном машиностроительном предприятии.

В наши дни завод сохраняет свою прежнюю специализацию — выпуск оборудования для золотодобывающей промышленности, черной и цветной металлургии. Однако производство уже организуется по новому, его планирование не осуществляется в тоннах, а ориентируется на удовлетворение конкретных потребностей добывающих предприятий региона и их платежеспособный спрос. Например, выполняются заказы по изготовлению дражного оборудования для золотодобытчиков Монголии, чугуноразливочного — для отечественных потребителей, обогатительного  —  для якутских алмазодобывающих предприятий.

На заводе осваивается выпуск нового более мобильного и производительного обогатительного оборудования (получившего название «Ромашка»). Оно необходимо для золотодобытчиков и позволяет увеличить выход золота на 30-40 % по сравнению с существующими установками. Первые «Ромашки» уже прошли успешное испытание на приисках Амурской области (в артели «Рассвет»).

В перспективе ИЗТМ может выпускать новую продукцию. Например, сварные трубы диаметром 20-100 мм, стальные конструкции для павильонов остановок городского транспорта, различные строительные конструкции. Здесь лес могут ремонтироваться трамвайные тележки. Предполагается также наладить выпуск несложной сельскохозяйственной техники (современных плугов, борон и др.), сварных конструкций для ЛЭП. Кроме того, мощности предприятия можно использовать для производства изделий и оборудования, необходимых при реализации крупномасштабных инвестиционных проектов региона, таких, как освоение Ковыктинского газоконденсатного и Сухоложского золоторудного месторождений, строительство нового моста через Ангару, возведение магистральной ЛЭП и газопровода в Китай.

Производственное объединение «Восток» (АО «Восток», бывший Иркутский завод радиоприемников).  В свое время это предприятие являлось одним из крупнейших в отрасли. Его продукция предназначалась для нужд ВПК. Лишь небольшая часть изделий, в основном радиоприемники, направлялась на потребительский рынок. Сейчас предприятие, сохраняя свою прежнюю специализацию, осваивает выпуск техники для пожаротушения.

Иркутский релейный завод (АО «Релейный завод»). В дореформенный период предприятие выпускало продукцию, потребляемую ВПК. Ныне в рамках конверсии на нем предполагается организовать производство электродвигателей малой мощности (1,5 млн. шт. в год) для сложной бытовой техники. Здесь уже созданы опытные об¬разцы подобных изделий и готовится массовое производство конкурентоспособной продукции.

Иркутский станкостроительный завод. Специализируется на производстве токарно-винторезных станков. Более 90 % его продукции вывозится за пределы области в различные регионы страны и за рубеж.

Ангарский ремонтно-механический завод. Изготовляет пульты управления, магнитные станции, автоматические выключатели для предприятий энергетики, металлургии, химии.

Усольский завод горного оборудования (АО «Усольмаш»). Это единственное предприятие на востоке страны, производящее горношахтное оборудование. Кроме того, для предприятий цветной металлургии (алюминиевых заводов) «Усольмаш» выпускает электролизное оборудование, для предприятий горнодобывающей промышленности — обогатительные и флотационные установки, башенные и автомобильные краны. Здесь же планируется создание литейнопрокатного комплекса по производству стальных слитков и проката в объеме 80 тыс. т. Это позволит обеспечить область стальными слитками и мелкосортным прокатом и выйти с данной продукцией на внешний рынок.

Черемховский машиностроительный завод им. К.Маркса (АО «Черемховский машзавод»). Создавался для обслуживания угледобывающих предприятий Черемховского района. Изготовляет горнопроходческие насосы, оборудование для шахт и угольных разрезов.

Свирский завод аккумуляторов (ОАО «Востсибэлемент»). Является одним из крупнейших в электротехнической промышленности России и единственным в Восточной Сибири предприятием, специализирующимся на выпуске аккумуляторов, гальванических элементов и батарей. Его проектная мощность — более 1 млн. аккумуляторов в год. С этой целью он способен переработать 65 тыс. т свинца в год.

На базе основных цехов завода в 1998 г. были созданы самостоятельные предприятия: ЗАО «Востсибаккумулятор», ОАО «Востсибэлемент-98» и ООО «Сибирский аккумулятор-5».

Руководство завода, совместно с американской фирмой «Эксайд» и при поддержке администрации области, осуществляет модернизацию производства. Предполагается сохранение профиля предприятия, но переориентация его на выпуск более современной продукции, пользующейся спросом на российском и зарубежном рынках и конкурирующей с соответствующей продукцией, поставляемой из Турции и Китая. В частности, планируется освоить производство новых аккумуляторов.

Завод может устойчиво работать и выпускать вполне конкурентнособную продукцию. Помимо основного производства здесь можно организовать переработку отработанных аккумуляторов (сейчас подобная переработка осуществляется в Рязани). Возможен также выпуск комплектующих, завозимых в настоящее время из других регионов России. С целью удешевления производства целесообразно достичь договоренности с правительством Казахстана по поставкам сырья. Расположен завод в Черемховском административном районе, вблизи Ангары. Он является одним из основных градообразующих предприятий Свирска (этот город находится вблизи Черемхова). Доля завода в доходной части городского бюджета — 70 %. До начала реформ на нем работало свыше 5 тыс. чел. (или 20 % населения Свирска), сейчас — примерно 1,5 тыс. чел.

Свирский завод автоспецоборудования. Специализируется на ремонте дизельных автомобильных двигателей и изготовлении некоторых запасных частей к ним.

Свирский ремонтно-механический завод. Обслуживает предприятия угледобывающей промышленности Черемховского района. Ремонтирует горношахтное оборудование, выпускает запчасти и оснастку.

Братский завод отопительного оборудования (АО «Сибтепломаш»). Является одним из немногих предприятий Сибири, которые обеспечивают потребности этого региона в радиаторах и отопительном оборудовании.

Центральные ремонтные мастерские АО «Лензолото». Мастерские возникли еще в прошлом веке, с развитием золотодобывающей промышленности района. Они сыграли важную роль при строительстве бодайбинской узкоколейной железной дороги, возведении первых гидроэлектростанций. Сейчас они оказывают золотодобывающим предприятиям Бодайбинского района различные ремонтные услуги. Кроме того, здесь имеется небольшое сталеплавильное производство, действует оборудование для отливки и обработки металла и освоено изготовление коронок для экскаваторных ковшей. Эта продукция по своему качеству не уступает уральской и приобретается горнодобывающими предприятиями Якутии и Забайкалья.

Перспективы

При соответствующей специализации машиностроительный комплекс региона имеет весьма благоприятные предпосылки для дальнейшего функционирования. Речь идет об учете специфики уже сформировавшегося хозяйственного комплекса, ориентации будущих машиностроительных производств на выпуск высокотехнологичного и конкурентоспособного оборудования, обеспечивающего устойчивое развитие базовых отраслей промышленности Восточно-Сибирского экономического района. При этом целесообразно сохранить ранее сложившуюся и оправдавшую себя практику производства, так называемого нестандартного оборудования (для нефтехимических, лесопромышленных и горнодобывающих предприятий). Только в этом случае региональный рынок сможет обеспечить машиностроительный комплекс Приангарья необходимыми финансовыми ресурсами.

Очень важно сохранить высокий технологический и кадровый потенциал крупных специализированных предприятий, некогда ориентированных на выпуск определенной продукции и изделий для военно-промышленного комплекса. Они могут стать своеобразным плацдармом для дальнейшего развития машиностроительной базы всего региона.

Необходимость модернизации базовых отраслей промышленности создает потребность в возрождении таких важнейших для региона направлений машиностроения, как нефтехимическое, лесоперерабатывающее и др. Освоение ресурсов северных районов области может дать жизнь дорожно-строительному машиностроению. Не менее перспективным является создание межотраслевых специализированных машиностроительных производств, а также предприятий, выпускающих различную бытовую и хозяйственную технику для населения. В подобной продукции уже сейчас нуждаются соответствующие базовые отрасли промышленности. Нехватка такой продукции может в ближайшей перспективе вызвать замедление экономического роста Иркутской области или потребовать дополнительных валютных ресурсов для ее импорта.

Возрождение и дальнейшее совершенствование машиностроительной базы позволит более комплексно использовать природные ресурсы региона, создавать новые рабочие места, сокращать экономически невыгодный завоз машин и оборудования из Европейской России и из-за рубежа. При этом вряд ли следует восстанавливать предприятия в том виде, в котором они находились до «перестройки».

Для развития машиностроения неизбежно потребуются соответствующие квалифицированные кадры. Их подготовку могут вести нысшие и средние специальные учебные заведения области.

Одна из проблем, с которой, возможно, столкнутся предприятия комплекса при своем дальнейшем развитии, — это нехватка высококачественных металлов. В настоящее время их поставка осуществляется с металлургических заводов Кузбасса и Урала. Однако использование дальнепривозного металла и дорогостоящее его производство во многих литейных цехах при машиностроительных предприятиях, как и преобладание мелкосерийного и серийного производства в районе, заметно увеличивают себестоимость конечной машиностроительной продукции. Некоторые перспективы для функционирования комплекса связаны с возможным созданием в Восточной Сибири (в районе Тайшета) современного металлургического комбината. Он смог бы обеспечить машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия более дешевыми и высококачественными сталью и прокатом, позволил бы машиностроению специализироваться на производстве металлоемких и нетрудоемких видов машин и оборудования, необходимых в первую очередь для удовлетворения потребностей народного хозяйства Восточной Сибири. Появились бы предпосылки для создания в Восточной Сибири комплекса заводов тяжелого машиностроения, дорожного и подъемно-транспортного оборудования, химического машиностроения и др. Это тем более важно, что с началом экономического роста спрос в Восточно-Сибирском экономическом районе на подобное оборудование будет увеличиваться.

Модернизация

Уровень машиностроения наиболее полно отражает состояние промышленности и степень экономического развития страны в целом. К сожалению, положение в российском машиностроении 1990-х гг. говорит о кризисной ситуации.

Вместе с тем подъем машиностроения может очень положительно сказываться на состоянии других базовых отраслей хозяйства, способствовать общему экономическому росту.

В настоящее время машиностроительные предприятия нуждаются в техническом перевооружении и реконструкции. На ряде производств необходима переспециализация с большей ориентацией на ускоренное развитие именно базовых отраслей. Тем более, что при выпуске машиностроительной продукции, ориентированной на потребительский рынок, возможности предприятий и имеющийся потенциал используются далеко не полностью.

К сожалению, Иркутская область пока отстает от своих западных соседей по выпуску продукции для потребительского рынка. Поэтому модернизацию существующих производств целесообразно осуществлять одновременно с переструктуризацией всего комплекса. Предприятия электротехнической, приборостроительной и радиотехнической промышленности в существенно большей степени должны быть ориентированы на отечественный потребительский рынок. В перспективе это позволит наладить производство сложной бытовой радио- и компьютерной техники, холодильников, стиральных машин и др.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Винокуров М. А. Суходолов А. П. | Источник(и): Экономика Иркутской области: В 4 т. — Иркутск: Изд-во: БГУЭП, 1999 | Том 2 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 1999 | Дата последней редакции в Иркипедии: 05 августа 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Книги | Иркутская область | Экономика Иркутской области | Библиотека по теме "Экономика"