Величайшее озеро мира Байкал богато разнообразными пещерами естественного происхождения, которые встречаются в отвесных скалистых берегах и выступающих в озеро мысах, а также на террасах, хорошо развитых на побережье Байкала. Большая часть пещер Байкала находится в древних известковых породах, легко растворимых в воде. Реже пещеры встречаются в гранитах и других горных породах.
Немало пещер находится и на территории Слюдянского района. Здесь известны пещеры вблизи станции Шарыжалгай, на мысе Половинном, в распадке Улунтуй, на Шаманке и Киркидайском утесе, а также в окрестностях порта Байкал. Много пещер находится в долине реки Иркут. Всего на территории нашего края известно около 20 ниш и пещер естественного происхождения
Пещеры Байкала замечательны не только своей причудливой формой, но и тем, что они представляют большой научный интерес. В этих пещерах — встречаются следы обитания древнего человека разных эпох. К сожалению, пещеры нашего края не исследованы и, поэтому, мало что могут поведать о прошлом.
У местного населения сохранились предания. Так, например, рассказывают, что в пещере пади Улунтуй находили скелеты людей с железными копьями, а на Шаманке — орудия труда и рисунки на скалах. Глубокое сожаление возникает от того, что пещеры Шаманского мыса стали легендой. О них можно много говорить, восхищаться ими. Но увидеть пещеры, а тем более исследовать их уже невозможно. В 1956 году в Иркутске была сооружена плотина ГЭС, перекрывшая Ангару и поднявшая уровень реки, а также Байкала на 1-1,5 метра. Таким образом, возникла угроза для существования пещер байкальского побережья. Одна из пещер Шаманки, находящаяся на крайней оконечности мыса, оказалась в полузатопленном состоянии, и проникнуть в нее можно с большим трудом — или на лодке летом, или по льду Байкала зимой. Попав в эту пещеру, мы окажемся в помещении площадью 2 × 2 метра и высотой около 3 метров. Это — свод, верхняя часть пещеры, стены которой покрыты наледью в зимнее время. Была еще одна пещера на Шаманском мысе. Видимо, о ней упоминает газета Слюдянского района "Ленинское знамя" за 31 июля 1958 года:
"... внизу имеются бухточки и пещера, которые доставят большой интерес любознательным." В 1963 году та же газета писала: "Шаманка издавна пpивлекает внимание жителей окpестных мест своей дикой кpасотой и таинственностью. Пpивлекает она кpаеведов и загадочными пещеpами, в котоpых навеpняка могут оказаться следы человека дpевнейших вpемен". Однако уже в 1965 году о пещерах Шаманки говорится в прошедшем времени: "... На Шаманском мысе было очень много больших и малых бухточек, пещер..."
Вторая пещера находилась у подножия южного обрывистого склона второго холма Шаманского мыса. После поднятия уровня Байкала вода вплотную по дошла к ней, и в течение всего лишь нескольких лет интенсивная волноприбойная деятельность обрушила пещерные своды. В настоящее время сохранилась только задняя стена пещеры в виде неглубокой ниши. Вот и все, что для исследователя от некогда осталось знаменитых пещер Шаманского мыса.
Еще в середине XX века береговая линия Байкала была другой. В районе Култукского залива она отстояла на 30-50 метров от сов- ременного уреза воды. И здесь, между Култуком и Шаманским мысом, по байкальскому берегу проходил Кругоморский тракт. Однако, после пуска в эксплуатацию Иркутской ГЭС и создания водохранилища в 1956 году уровень Ангары и Байкала повысился на 1,5 метра, и вода затопила прибрежный участок Кругоморского тракта. Теперь только ранним летом, в период наибольшего понижения уровня воды в Байкале, можно по песчаным отмелям и торчащим из воды бревнам разрушенного моста, некогда перекинутого через реку Талую, проследить направление Кругоморского тракта, который, выходя на Шаманский мыс с севера, проходил, очевидно, по перешейку между вторым и третьим холмами. Здесь для ликвидации угла наклона дороги была пробита дорожная выемка. шенно защищенных от ветров. К сожалению, все это было затоплено водой..."
В 1861 году Главное управление Восточной Сибири вынесло решение проложить постоянный тракт вдоль берега Байкала от селения Култук до Посольского монастыря, взрывая окрестные скалы и перекидывая мосты через горные потоки. К 1863 году была окончательно устроена треть дороги. К апрелю 1865 года новый Кругоморский тракт был построен от Култука до реки Переемной. По предложению иркутского генерал-губернатора М.С. Корсакова от 13 ноября 1865 года работы по устройству дороги стали производиться политическими преступниками, польскими ссыльными. Было выделено для этих целей 400 человек. В 1866 году сюда же были направлены 700 пленных поляков. Во время постройки Кругобайкальского тракта в Култуке вспыхнуло восстание, которое подняли сосланные сюда правительством поляки. 24 июня 1866 года вечером Арцимович собрал свою партию (48 человек) на берегу Байкала. Был обезоружен конвой, и партия ссыльных, забрав оружие, двинулась на восток. По мере продвижения к ней присоединялись и другие партии каторжан. Для подавления восстания были вызваны войска. В районе Мишихи в июле 1866 года произошло жестокое сражение. Многие поляки погибли, некоторые ушли в тайгу, но их быстро выловили и отправили в Иркутск. В октябре над ними начался военно-полевой суд. Руководителей восстания Г. Шарамовича, Н. Целиньского, В. Котковского и Я. Рейнера суд приговорил к смертной казни.
Мыс Шаманка представляет собой интересный памятник, где в непосредственной близости располагалось поселение жителей энеолитической эпохи и могильник. Шаманский мыс Южного Байкала уже давно привлекает к себе внимание археологов. Сначала это были случайные посещения с целью сбора подъемного материала и проведения археологической разведки. Затем работа ученых входит в русло систематических исследований в виде стационарных археологических раскопок. В результате многолетнего изучения Шаманского мыса здесь выявлено в настоящее время семь археологических памятников разного типа и времени - поселение, могильники и петроглифы.
А начиналось это так...
Пpеподаватель истоpии в Култукской сpедней школе Анатолий Иванович Комиссаpов сообщил, что пpи строительстве Кругоморского тракта чеpез Шаманский мыс в откосе перешейка между вторым и третьим холмами рабочие находили костяки людей в сопровождении бронзовых орудий. Находки не сохpанились. Видимо, отсюда же пpоисходит и костяной гаpпун глазковского типа, выловленный pыбаками Слюдянки из воды и пеpеданный в Иpкутский областной музей кpаеведения[1].
О дальнейших открытиях и находках существует непроверенная и порой противоречивая информация. В 1924 году кандидат исторических наук Павел Павлович Хороших при раскопках вблизи Култука обнаружил следы древнего человека периода неолита. Эта информация была опубликована в газете Слюдянского района "Ленинское знамя" за 9.08.1973 г.:
"На днях Култук посетил известный археолог Сибири, заслуженный деятель наук Бурятии П.П. Хороших. Он совершил экскурсию в окрестности поселка, где... обнаружил следы стоянки людей новокаменного века. По словам П.П. Хороших, в этом месте еще в 1924 году он обнаружил следы культуры людей новокаменного века, с разнообразными орудиями труда."
И еще одно сообщение:
"В начале августа 1972 года Алексей Павлович Окладников по пути в Монгольскую Наpодную Pеспублику сделал кpатковpеменную остановку в Слюдянском pайоне. Его заинтеpесовала находка слюдянскими кpаеведами останков дpевнего человека на Шаманском мысу. Совместно с лабоpантом института истоpии Сибиpского отделения Академии наук СССP Александpом Киpилловичем Конопацким он обследовал всю оконечность мыса, собpал подъемный матеpиал на месте дpевнего поселения почти тpехтысячелетней давности. Академик Окладников высказал сожаление, что вследствие поднятия уpовня воды в озеpе оказалась затопленной большая площадь беpеговой полосы от поселка Култук до Шаманского мыса. В этом pайоне Алексей Павловича еще в 1929 году pаскопал интеpесные захоpонения человека глазковского вpемени с каменным, костяным и медным инвентаpем."
Однако, по каким-то причинам сведений об открытии археологических памятников на территории Слюдянского района в 1924 и 1929 годах нет в Центре сохранения историко-культурного наследия Иркутской области. И только с 1960-х годов сведения об археологическом памятнике на Шаманском мысе носят более достоверный характер. С 13 октября 1962 года начинается археологическое изучение Шаманского мыса.
Летом 1965 года в Слюдянский народный краеведческий музей поступило сообщение от школьников об обнаружении ими захоронения первобытного человека на Шаманском мысе. Погребение было найдено по красноватому слою земли и части черепа, которые обнаружились при оползне грунта. Это первыми заметили школьники. Они то и разрушили его, принеся в школу череп и найденные вещи и пополнив новыми экспонатами свой музей. Но что могут рассказать эти экспонаты и где они теперь?
В целях сохранения остатков костяка была проведена расчистка погребения, однако ничего, кроме жалких остатков от костей с яркими пятнами охры обнаружить не удалось. Так погибло второе погребение древнего человека. И вот буквально через месяц, проплывая на лодке близ одной из скал, А. Тиваненко заметил на дне какие-то кости. Даже сквозь зеленую толщу воды была видна их красная окраска. Несомненно, это кость человека, да и притом древняя. Потом поблизости были обнаружены еще разрозненные части скелета. Эти кости упали со скалы, а там, видно, находилось третье погребение. Дальнейшие исследования перенеслись на берег.
Захоронение располагается на самой высокой точке Шаманского мыса (сейчас местонахождение Шаманка 2), на краю скалистого обрыва в Байкал высотой 30 метров, на глубине 20-25 сантиметров от современной поверхности почвы. Восточная сторона могильной вплотную подступает к краю скалистого обрыва в Байкал и при оползне частично была потревожена. При этом оказалась верхняя половина погребенного: утрачены нижняя была потревожена. При этом оказалась верхняя половина погребенного: утрачены нижняя челюсть, левая сторона черепа, кости левой руки и берцовая кость левой ноги. Расчистка показала, что костяк человека находится в углублении, вырытом в цоколе коренных известковых пород. Это углубление, как и сам скелет, имеет яркие следы красной охры. Слой земли, окрашенный охрой, заполнял всю поверхность углубления (2-5 см). Костяк человека сильно деформирован в сторону обрыва создается впечатление, что покойник был положен на левый бок, но, судя по вырытому в цоколе углублению, он был сориентирован головой на северо-восток. У изголовья находились две каменные плиты, представляющие собой, видимо, остатки каменного ящика, в котором был захоронен покойник. В захоронении было найдено 8 костяных проколок-шильев и кинжаловидных острий из рога оленя различного размера, 8 украшений-подвесок из клыков мелкого хищника, 2 каменных наконечника стрел, 2 костяные иголки, 2 фрагмента каменных пластинок для ножа-вкладыша, фрагмент ножа из аргиллита, 3 точильных бруска для шлифования дерева, вернее всего, древков стрел, заготовка нефритового топора, рыба-приманка из бивня мамонта и головка птицы из полого рога и изделие из мягкого камня, не поддающееся определению. (Погребальный инвентарь был передан в Слюдянский районный краеведческий музей, а затем выставлен в экспозиции отдела археологии Иркутского музея краеведения).
Датировка погребения — вопрос нелегкий. По инвентарю его можно отнести к китойскому комплексу неолита (Свинин В.В., Хороших П.П.). Например, фигурка рыбки из от слоившейся пластины бивня мамонта по технике исполнения похожа на тонкие пластинчатые изображения рыб, найденные П.П. Хороших в погребении № 3 могильника Циклодром. Ни в более ранее, ни в позднее время пластинчатые" фигурки рыб не известны. И вообще этот тип выделяется из обширной коллекции объемных скульптурных рыб-приманок.
Часть инвентаря имеет даже более архаичный, серовский облик. Это относится к шильям из грифельных косточек лося. Но в погребении на Шаманском мысу эпифизы чуть подправлены и имеют шарообразный вид с желобком, разъединяющим ручку и лезвие шила. Фрагмент ножа из аргиллита напоминает собой широкий нож из Угольниковского погребения, полуцилиндрические бруски из песчаника для выпрямления древков стрел и шлифования дерева словно взяты из Китойского могильника. Они появляются в инвентаре охотников и рыболовов одновременно с ножами из аргиллита в китойское время прибайкальского неолита. Большой интерес представляет отжимник из рога лося, который может быть отнесен к отжимникам наиболее распространенного в серовское время типа в виде продолговатой равносторонней палочки. Такие отжимники особо выделены А.П. Окладниковым из погребений серовского времени на Ангаре. Как и серовские, отжимник из погребения на Шаманском мысу имеет вид короткого, но массивного стержня из отрезка рога лося, круто суживающегося к одному концу. Оба конца его гладко срезаны и имеют вид ровных площадок со следами работы. Этнографическими наблюдениями установлено широкое применение подобных орудий для ретуширования каменных орудий.
Но как бы сильно не было влияние китойской и серовской эпох, в комплексе погребального инвентаря имеются принципиально новые черты энеолитического происхождения. Прежде всего, надо сказать о двух каменных наконечниках стрел. Изучая наконечники стрел глазковского времени, А.П. Окладников разделил их на 9 типов, причем два из них он называет прямым наследием прошлого (Китой, Серово). Именно к этим двум типам и относятся найденные нами наконечники стрел.
Читать книгу П.П. Хороших в формате PDF в базе данных Иркипедии
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей