Новости

Тофалары, архитектура и изобразительное искусство

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Архитектура тофаларов

Тофаларский чум.
Тофаларский чум.
Автор: Не известен
Чум.
Чум.
Автор: Не известен
Тофалары, перейдя к оседлости, научились у русских строить избы, но и от чумов, в которых раньше жили, не отказались – стали использовать их в качестве хранилища для дров или в качестве летней кухни.
Тофалары, перейдя к оседлости, научились у русских строить избы, но и от чумов, в которых раньше жили, не отказались – стали использовать их в качестве хранилища для дров или в качестве летней кухни.
Автор: Не известен

Предметы быта тофаларов

Ложка кайяк вырезана из цельного куска дерева. Имеет традиционную яйцевидную форму черпательной части и тонкую прямую рукоять.
Ложка кайяк вырезана из цельного куска дерева. Имеет традиционную яйцевидную форму черпательной части и тонкую прямую рукоять.
Автор: Не известен
Ковши хамыш имеют углубленную, близкую к сферической форме, черпательную часть и длинные рукояти. Вырезаны из цельного куска дерева. Использовались для зачерпывания супа и чая.
Ковши хамыш имеют углубленную, близкую к сферической форме, черпательную часть и длинные рукояти. Вырезаны из цельного куска дерева. Использовались для зачерпывания супа и чая.
Автор: Не известен
Плиточный чай крошили в специальных деревянных корытцах-крошилках.
Плиточный чай крошили в специальных деревянных корытцах-крошилках.
Автор: Не известен
Кружки для чая такша — небольшие, круглой формы, глубокие, выдолблены из капа или дерева, с небольшой ручкой.
Кружки для чая такша — небольшие, круглой формы, глубокие, выдолблены из капа или дерева, с небольшой ручкой.
Автор: Не известен

Тофалары (в переводе «человек»), или карагасы (в переводе «черный гусь») — коренной народ Южной Сибири, исторически проживавший в долине реки Уды и на северо-восточных склонах Восточных Саян. Традиционными занятиями тофаларов были и остаются охота и кочевое оленеводство.

Жилище

Традиционным жилищем тофаларов являлся чум. Он составлялся из 15 жердей, которые вверху сходилсь конусом и были стянуты рогатиной. На зиму чум покрывался корой с деревьев, на лето берестой. Зимой полог был из оленей шкуры, летом покрывали берестой, иногда закрывали листвинничной корой. Внутри помещались вьюки, сумы. Спали на шкурах, войлоках. Войлоки покупались или выменивали у бурят, тувинцев. На день постель сворачивалась. Чум обычно ставили на ровном месте. Размер его зависел от достатка и численности семьи. Чум делился на женскую (справа от входа) и мужскую (слева) половины.

Стойбище (поселение в форме группы чумов) тофаларов обычно насчитывало от 2 до 5 чумов, летом — до 10. С начала XIX века среди тофаларов получили распространение срубные дома. Полностью исчезли чумы. Да и северных оленей — основу хозяйства тофаларов — сейчас увидеть достаточно сложно.

За советский период Тофалария претерпела огромные социально-экономические и культурные изменения. Стремительный переход от кочевничества к оседлому образу жизни изменили весь исторически сложившийся быт тофов, началось нивелирование культурных особенностей. Не умевшие жить в деревянных домах, тофы летом ставили чумы во дворах и спали там. Молодое советское государство создало условия для перехода этого народа к оседлости, для чего в 1930-1931 г.г. было построено три ныне существующих поселка: Алыгджер, Нерха и Верхняя Гутара. Разумеется, тофалары не стали жить в поселках постоянно – пастухи оставались при оленьих стадах, охотники надолго покидали поселок, когда в охотничий сезон расходились по своим угодьям, порой весьма далеко от дома. Тем не менее, значительная часть тофов стала оседлой. Изначально в этих поселках поселились и русские, и с тех пор межнациональное общение стало тесным и регулярным, возникли прочные соседские, дружеские, а позднее и родственные связи.

Народное творчество

Основным материалом для изготовления посуды служили дерево и береста. Кроме того, тофы мастерили туеса, которые использовались в быту  для длительного хранения продуктов. Сделаны они довольно грубо, украшали лишь стыки геометрических форм в нижней и верхней части. Ложки и ковши вырезались из капа березы, их красили отваром березовой коры. Охотничьи ножи делались из привозной стали, рукоять из бересты слоями поперек, ножны — из меха оленя с бумажным вкладышем. Для пристяжки к поясу изготовлялся кожаный ремень.

Тофы широко применяли в быту сумы и поясные сумки — кошельки из шкур, украшая их камнем “кастарма”, который считался священным и служил оберегом.

Унджиеки — праздничные шкатулки, сшитые из камуса оленя, прошитые голубой тесьмой по верхнему краю и перевязанные поперек кожанным шнуром. Веохняя часть шкатулки сшита из материала защитного цвета, боковая — цветным бисером в два яруса. Кроме того, шкатулки шились в форме ложки и украшались кожанными кистями по периметру.  Для рукоделия широко использовался подшейный волос оленя. Несколько волосков, собранных в жгут, прокладывали по основе и прихватывали потайным швом сверху. Использовался и конский волос, который брался только из гривы: из него делали нитки и веревки.

Читайте в Иркипедии:

  1. Тофалария
  2. Тофалары
  3. Аргамчи-Ыры

Литература

  1. Тофалария: прошлое и настоящее: фотоальбом / авт.—сост.: Н.И. Ленкова; ред. Г.М. Кородюк; фото: С. Падалко, С.Игнатенько, Н. Ленкова; Министерство культуры и архивов Иркутской области, Областной центр народного творчества и досуга. — Иркутск: ОЦНТиД, 2011. — 68 с.

Ссылки

  1. Статьи на сайте Тофалария.ru
  2. Информация на сайте Ангара.net

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Иркутская область | Иркипедия | Тофалары