Буряты — народ в Российской Федерации, Монголии и Китае. К моменту прихода в Прибайкалье русских в XVII в. по образу ведения хозяйства буряты были скотоводами с элементами кочевания.
В последующем, в XVIII – XIX вв., кочевание свелось к переезду в зависимости от сезона на летники или зимники.С наступлением зимы летник покидали до первой весенней травы, перекочевывая на зимник. Улусы-зимники располагались на окультуренных лугах (утугах) и состояли из одного или нескольких домов русского типа, находившихся рядом с ними деревянных юрт и хозяйственных построек для содержания скота.
Улусы-летники размещались от зимников на расстоянии не далее дневного перегона скота. Летники располагались на пастбищах, где для проживания ставились деревянные четырех-, шести- или восьмистенные юрты. Создавалась вспомогательная инфраструктура в виде навесов, загонов, печей для выпечки хлеба, колодцев, поилок для скота.
Жилищем бурят издавна служили юрты из войлока. В Прибайкалье строились 6- и 8-угольные деревянные юрты с покатой крышей, поддерживаемой в центре 4 столбами. С вхождением в состав России началось сооружение деревянных крепостей, каменных церквей и монастырей, усилился рост городов. В 1-й половине XIX в. в Троицкосавске (ныне Кяхта) и Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) был возведён ряд классицистических зданий (Троицкий собор в Кяхте, гостиный двор в Улан-Удэ и др.).
Проникновение ламаизма вызвало в XVIII—XIX вв. строительство дацанов (монастырей), в формах которых переплетались центрально-азиатские и местные традиции. Храмы завершались 1—2 ярусами лёгких павильонов с крытыми галереями и изогнутыми крышами. Для отделки применялись резьба по дереву, яркая раскраска и роспись.
Особенности:
Первые деревянные и каменные здания дацанов строились с участием русских каменщиков и плотников, с влиянием традиций русского церковного зодчества. Здания были крестообразными в плане. К основному, квадратному залу, пристраивалась алтарная часть с севера, вестибюль с юга, восточный и западный прирубы использовались для вспомогательных целей. Главный, наиболее богато украшенный, фасад здания — южный. Вестибюль — отличительная черта бурятских дацанов. Он предназначался для отсечения холодного воздуха. В Монголии и Тибете вход в помещение осуществляется прямо с улицы.
Над каждым объёмом (пристроем) здания возводилась крыша. Края крыш в начале были прямыми. Впоследствии их начали делать с приподнятыми углами. Периметр здания зачастую опоясывала галерея на колоннах для ритуального обхода. Северная алтарная часть здания глухая — без окон.
Во второй половине XIX века появился новый вид дугана, существенно отличающийся от первых образцов. Для архитектуры нового типа характерны: план, близкий к квадрату, здания строятся в виде ступенчатой пирамиды с галереями и колоннадами на верхних этажах, яркая полихромия, крыша китайского типа с поднятыми углами. Крыша с загнутыми вверх углами стала чертой, отличающей культовое сооружение от обычного здания. Интерьеры цокчен-дуганов — зал с рядом колонн. Применяется богатый декор, в основном тибетского типа.
Главное здание дацана называлось Цокчен-дуган (цокчен-дацан) — «дом всеобщего собрания». В каждом дацане строились сумэ (иногда до двух десятков), посвященные отдельным божествам буддийской веры. Субурганы были связаны со значительными событиями дацана или в ознаменование каких-либо событий. На сооружение субургана не требовалось специального разрешения российского правительства. Здания ориентировались по сторонам света. Цокчен-дуган строился в центре двора, сумэ и дуганы располагались вокруг Цокчен-дугана.
Главные ворота (богдойн-халга) дацана располагались на южной стороне ограды. В западной, восточной и северной стенах могли быть калитки. Главные ворота (священные ворота) открывались в особо торжественных случаях. В остальное время в ограду дацана входили через калитки. Мощёная дорожка от главных ворот до Цокчен-дугана называлась «священный путь».
Архитектура дацана символизировала божественное тело Будды.
В советское время выросли новые города и посёлки. В Улан-Удэ в 1930-1940-е были сооружены крупные общественные здания (Дом Советов, 1928—31, архитектор А. А. Оль; Обком КПСС, 1939-1943, архитектор В. А. Сидоров: и др.). В оформлении Бурятской театра оперы и балета (1947-52, архитектор А. Н. Федоров) использованы традиции национальной орнаментики. Жилищное строительство в городах и колхозах, широко развернувшееся с конца 1950-х гг., ведётся по типовым и индивидуальным проектам. В современных по формам постройках 60-х гг. (кинотеатры "Прогресс", 1963—66, архитекторы А. Р. Вампилов, М. Н. Меньшиков, и "Дружба", 1966-1967, новое здание Совета Министров, 1965-1968, архитектор А.Р. Вампилов, А.Я. Галяутдинов, — в Улан-Удэ) используются железобетон, стекло, алюминий, пластики.
В народном декоративно-прикладном искусстве бурят развиты вышивка и аппликация по бархату, коже и сукну, резьба по кости и дереву. Разнообразна и виртуозна техника обработки металла (насечка, чеканка, чернь, гравировка). В орнаменте сочетаются криволинейные геометрические и стилизованные растительные узоры. В 19 в. в дацанах были распространены иконописание, литьё и чеканка культовых предметов, книгопечатание (с деревянных матриц).
Современное изобразительное искусство получило развитие в советское время. Основоположником станковой живописи в Б. был Ц. С. Сампилов. Пейзажи бурятских художников со сценами труда и быта лиричны, проникнуты радостным мироощущением (работы Ц. С. Сампилова, А. Е. Хангалова, Р. С. Мэрдыгеева, К. И. Сергеева и др.). Выразительны портреты А. И. Тимина, Г. Е. Павлова, Д. Д. Тудупова, Ю. А. Чиркова и др. Над историческими и жанровыми картинами работают А. А. Окладников, Д. Д. Дугаров, А. В. Казанский. Театрально-декорационное искусство представлено работами А. И. Тимина, М. Е. Шестаковой. С конца 50-х гг. развивается станковая и иллюстрационная графика. В традиционных видах декоративно-прикладного искусства появляются новые сюжеты. Резные деревянные панно со сценами колхозной жизни создают С. Бодиев, Ш. Дашиев, Б. Зодбоев и др., оригинальные образцы чеканки по серебру — Г. Базаров, Д. Бадмаев, Д. Логинова, Ц. Нимаев, С. Санжиев, Г. Тубчинов, Д. Цыренов.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей