Осенью 1941 года, когда угроза захвата Москвы немецкими войсками стала реальной, в Иркутск, на площади авиационного завода № 125 имени Сталина эвакуируется одно из первых советских авиационных предприятий - завод № 39 имени Менжинского. Как знаки высочайшего признания трудовых достижений завода в области отечественного самолетостроения, на его знамени красовались чрезвычайно редкие в довоенное время государственные награды: орден Ленина и орден Трудового Красного Знамени. В конце года произошло официальное объединение иркутского завода с прославленным московским заводом. Одновременно с новым номером завода иркутские авиастроители унаследовали передовую для того времени производственно-техническую базу, наработанные авиационные технологии, инженерный интеллект, наконец, историю, трудовую славу и награды московского завода.
С тех пор на знамени Иркутского завода блестят те довоенные московские ордена. Сегодня их дополняет не менее почетный орден Октябрьской Революции, которым отмечены трудовые успехи иркутян в середине 70-х годов.
Особая роль завода № 39 в истории советской авиационной промышленности обусловлена тем, что он, наряду с конструкторскими подразделениями Центрального аэрогидродинамического института, был важной производственной базой опытного самолетостроения в СССР. Его и называли Центральным опытным заводом.
Становление завода № 39, созданного на знаменитом Ходынском поле Москвы в 1921 году, пришлось на исключительно сложный, противоречивый и во многом трагический период в жизни страны. В действовавшем при заводе Центральном Конструкторском Бюро, где работали Н.Н. Поликарпов, Д.П. Григорович, С.В. Ильюшин, Г.М. Бериев, А.С. Яковлев, С.А. Кочеригин, В.П. Яценко, И.В. Четвериков, В.А. Чижевский и другие, были созданы такие легендарные самолеты, как истребители И-5, И-15, И-16, морской ближний разведчик МБР-2, бомбардировщик ДБ-3 и другие машины, изготовлена гондола для стратостата «СССР-1». Прославленные летчики-испытатели завода № 39 - В.П. Чкалов, В.К. Коккинаки, Б.Л. Бухгольц, Ю.И. Пионтковский и другие поднимали опытные машины в воздух. Доведенные до серийного производства они составляли боевую мощь Военно-Воздушных Сил Красной армии.
В 1934-36-х годах большинство конструкторских бригад ЦКБ перевели на серийные заводы, а на заводе № 39 осталось только ОКБ С.В. Ильюшина, которое в предвоенные годы работало над модификациями бомбардировщика ДБ-3 и создавало опытные штурмовики Ил-2.
Одновременно с опытным строительством завод осуществлял и серийное производство самолетов: выпускались бомбардировщики ТБ-3, ДБ-3, ДБ-3Т, ДБ-3Ф, знаменитые Пе-2, небольшими сериями строились истребители И-Z, И-15, И-16, ДИ-6, Пе-3, Пе-3бис и другие.
Историки отмечают, что именно в те предвоенные годы закладывались основы воздушного могущества СССР, формировался «золотой фонд» советского авиастроения – высококвалифицированные кадры конструкторов, инженеров, технологов, рабочих, летчиков-испытателей. И в этом немалая заслуга принадлежит заводу № 39.
Основной акцент автор сделал на описание малоизвестных страниц истории завода № 39 довоенного периода. Время скоротечно. Сегодня осталось совсем мало заводчан, которые были непосредственными участниками или живыми свидетелями тех давних событий. Ветераны уходят практически не оставив своих воспоминаний. Вместе с тем непростая биография завода, с её счастливыми и горькими страницами, представляющими несомненный интерес, в законченном виде также не раскрыта: основательно изучены и описаны лишь фрагменты, касающиеся создания на заводе отдельных боевых самолетов.
Значительную часть источников настоящей работы составили рассекреченные и переданные в заводской архив годовые отчеты завода № 39, приказы и распоряжения по заводу, наркомату авиационной промышленности, переписка директора завода с наркоматом по вопросам производства, относящиеся к заводу партийные и другие документы из архивов Иркутской области, а также материалы музея и многотиражной газеты Иркутского авиационного завода.
Однако архивные документы завода № 39, к сожалению, сохранились далеко не полностью: по отдельным периодам имеются значительные пробелы. Для их восполнения автору не раз приходилось обращаться к трудам известных авиационных историков - А. Заблотского и А. Сальникова, В. Иванова, В. Карпий, В. Котельникова, М. Маслова, А. Медведя, В. Проклова, В. Ригманда, В. Шаврова и многих других авторов: ссылки на них приведены в библиографии. Работая с материалами, автор погрузился не только в необыкновенную атмосферу авиационной романтики 30-х годов, но и жуткое время репрессий, когда «славные сталинские соколы» этапами шли в каменоломни да на лесоповалы, а именитые авиационные конструкторы проектировали для Родины свои лучшие самолеты в «шарагах» ОГПУ и НКВД.
При обобщении исторических фактов, документов и свидетельств очевидцев, автор стремился к максимальной объективности и последовательности изложения материалов, осторожно пытался выразить свое мнение. Чтобы не нарушать хронологию изложения и, в этой связи, не перегружать текст описанием сопутствующих подробностей – последние, вызывающие, по мнению автора, наибольший интерес, вынесены в разделы примечаний и приложений.
Эвакуированный в Иркутск и объединенный с заводом № 125 в декабре 1941 года, завод № 39 им. Сталина продолжил выпуск пикирующих бомбардировщиков Пе-2, и на его базе тяжелых истребителей Пе-3бис В.М. Петлякова. В 1942 году в рекордно короткие сроки завод осваивает серийное производство бомбардировщиков Ил-4, строит опытные машины Ил-6 С.В. Ильюшина, а с 1943 года переходит к выпуску дальних бомбардировщиков Ер-2 конструктора В.Г. Ермолаева.
После окончания Великой Отечественной войны основная масса эвакуированных работников завода возвратилась в Москву. В Иркутске продолжали трудиться, по мнению автора, более тысячи бывших «менжинцев»: многие из них вскоре стали известными руководителями и специалистами.
В послевоенные и последующие годы завод строил самолеты практически всех ведущих самолетостроительных ОКБ страны: А.Н. Туполева, С.В. Ильюшина, О.К. Антонова, А.С. Яковлева, А.И. Микояна, П.О. Сухого, Г.М. Бериева.
В 1963 году завод № 39 переименован в Иркутский машиностроительный завод. Сегодня традиции прославленного завода продолжаются в делах Иркутского авиационного завода, являющегося филиалом ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут».
Автор с благодарностью и признательностью примет все замечания и предложения по данной публикации.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей