Добролет — организация добровольных помощников воздушного флота. Была создана в начале 1920-х гг. в Иркутске. Одна из задач организации заключалась в том, чтобы привлечь в свои ряды как можно больше рабочих и крестьян и таким образом увеличить поступление денежных средств на строительство новых самолетов. С этой целью представители Добролета разъезжали по городам и селам.
17 марта 1923 г. было учреждено акционерное общество “Добролет” (Российское общество добровольного воздушного флота), которое являлось коммерческой компанией, выполнявшей задачи создания в стране гражданской авиации для нужд народного хозяйства.
В уставе общества указывалось, что оно учреждается «для развития Гражданского воздушного флота в пределах СССР путем организации воздушных линий и перевозки пассажиров, почты и грузов, производства аэрофотосъемок и иных отраслей применения на основе отечественной авиапромышленности».
В 1923 г. иркутская газета «Власть труда» под броскими мобилизующими заголовками: «Собственными трудовыми средствами построим Красный воздушный Флот», «Каждый гражданин должен помочь сооружению воздушных эскадр, которые, бороздя небо, будут защищать нашу землю», «Направим все свои силы на создание Воздушного Флота» призывала трудящихся оказать помощь в создании Воздушного Флота. В специальных приложениях к газете публиковались сотни обязательств иркутян внести деньги на строительство самолетов. Достаточно отметить, что к июлю 1923 г. Иркутский Добролет имел на счету около 200 тысяч рублей. В 1926 г. к Иркутскому аэропорту на берегу Ангары было приписано два самолета: «Моссовет» и «Сибревком», которые положили начало развития воздушного флота в Сибири.
Иркутский гидропорт находился в районе устья Ушаковки у Знаменского монастыря. Место было выбрано исключительно удобное: до железнодорожных путей всего полтора километра, до городской пристани — 300 метров. Там же вплоть до 1953 г. размещались ангар на восемь самолетов и ремонтные мастерские на два самолета. Воздушную линию обслуживало общество "Добролет", использовавшее главным образом иностранные летательные аппараты. С середины 30-х гг. прошлого столетия летчики стали летать на отечественных самолетах.
Обществом «Добролет» издавалась популярная литература, где приводилось описание конструкций самолетов, планеров. Проводились показательные полеты. Первые показательные полеты на аэроплане в Усть-Орде устраивал легендарный авиатор Отто Кальвиц. В 1926 г. в Усть-Ордынский аймак на аэроплане под управлением летчика Кальвица приземлилась агитбригада. Подавляющее большинство жителей поселка впервые увидели самолет.
Показательные полеты были и в Бодайбо. Для этого в 1926 г. на барже был привезен небольшой двухместный самолет. Взлетно-посадочную площадку выбрали на северо-западной окраине города, на склоне горы. После окончательной сборки летчик Суходольский взлетает, делает несколько кругов и садится. Несколько раз самолет взлетает и садится с желающими прокатиться, а на следующий день улетает на прииск Апрельский.
В сентябре 1928 года на базе ремонтных мастерских общества «Добролет» был создан авиаремонтный завод 403 гражданской авиации. После технического рейса Иркутск – Якутск – Иркутск был произведен ремонт первого самолета «Добролет», который велся под руководством будущего конструктора вертолетов Н. И. Камова. В Иркутске начали действовать ремонтные мастерские по обслуживанию самолетов. С этих мастерских и начинался завод 403.
В том месте, где объединенное управление сибирских воздушных линий общества "Добролет" рубило лес для строительства аэродрома, ангара и других объектов, образовался поселок Добролет. Сейчас поселок Добролет Иркутского района облюбовали дачники, старожилов осталось только три-четыре семьи.
В 20-е гг. XX в. поездка из Якутска в Москву длилась больше месяца в один конец, а в период распутицы - более двух месяцев. 4 января 1923 г. в Москве на заседании Совета Правительства ЯАССР при ВЦИК было принято постановление о начале подготовки работ по воздушному почтовому сообщению с Якутском. В мае 1923 г. Якутский обком КПСС рассмотрел вопрос о создании в Якутске Общества друзей воздушного флота (ОДВФ). В Иркутске же состоялось совещание межведомственной комиссии с участием К.Е. Андреевича - представителя Якутии, где был обсужден доклад летчика Маклашина "О перспективах воздушного сообщения между Иркутском и Якутском". Комиссия составила смету расходов для маршрута на 917430 руб. 44 коп.
В октябре 1923 г. выделенное Советом труда и обороны из госбюджета финансирование в 5000 руб. на открытие линии Иркутск-Якутск обществу "Добролет" не было использовано своевременно, и 17 сентября 1924 г. Совет гражданской авиации постановил исключить план прокладки авиалинии Иркутск-Якутск. М.К. Аммосов - член ВЦИК, начал вести переговоры с правлением "Добролет", что позволило в конце этого года в Москве заслушать и обсудить вопросы: "О воздушной линии Иркутск-Якутск", "О грузоперевозках при помощи больших грузоподъемных машин".
В начале 1925 г. в Москве при активном участии М.К. Аммосова с обществом "Добролет", усилиями 18 ведомств и учреждений была намечена воздушная линия Иркутск-Якутск с посадками в Бодайбо и Алдане. На заседании Малого Совета СНК ЯАССР были заслушаны проект и смета предполагаемой аэролинии.
23 июля Политбюро ЦК КПСС постановило выйти с предложением к обществу "Добролет", организовать в районе Алданских приисков изыскания и организацию пассажиро-грузового сообщения от Амурской железнодорожной магистрали через Алдан на Якутск. Алданская экспедиция "Добролет" разделилась на две партии. Первый отряд, начав работу с п. Лебединый, отправился к п. Незаметный с целью найти удобные посадочные площадки; второй отряд должен был установить второй вариант авиалинии.
15 августа на торжественном митинге М.К. Аммосов отметил, что мысль иметь воздушное сообщение - не праздная мечта, а насущная экономическая потребность, которую можно осуществить при одновременной поддержке правительства и трудовых масс. Он призвал население собрать средства для постройки своего аэроплана.
В связи с начавшейся кампанией по развитию воздушного сообщения по стране из Москвы вылетели 20 аэропланов для агитационной работы. В октябре в Якутск из Бодайбо на барже был доставлен агитсамолет Сибавиахима "Сопвич", совершивший свой первый полет над Якутском. М.К. Аммосов с восторгом писал о первом аэроплане, призвал общественность Якутии подхватить лозунг "Даешь воздушную связь Якутии!" и вносить средства на постройку своего аэроплана "Саха". Идея о собственном самолете была встречена населением с восторгом. Начался активный сбор средств. М.К. Аммосов телеграфировал в Сибавиахим в Новониколаевск с просьбой оставить самолет в Якутии. В ноябре самолет был безвозмездно передан в дар Якутии.
В своем выступлении на IV Всеякутском съезде Советов (февраль 1926 г.) М.К. Аммосов отмечал, что установление воздушной связи Якутск-Иркутск вызывает некоторые затруднения. Он просил правление общества "Добролет" помочь в организации воздушных рейсов.
М.К. Аммосов обращаясь ко всем государственным, частным, кооперативным учреждениям, предприятиям и организациям, отмечал, что общество планирует организацию перевозок из Иркутска в Якутск на коммерческих многомоторных гидросамолетах. Проект сметы, составленный обществом, предусматривал грузоподъемность 750 кг в один конец с платой в 4 руб. 94 коп. за 1 килограмм груза и "от 530 руб. (при подъеме 7 человек) до 620 руб. (при подъеме 6 чел.) за каждого пассажира при условии внесения первоначального взноса в размере 50% общей годовой стоимости предоставленных грузоперевозок". Также Якутии предоставляется в течение года с 1 августа 1926 г. по 1 августа 1927 г. 50 рейсов в оба конца с полетом в два летных дня.
М.К. Аммосов писал, что воздушные перевозки можно осуществить только при поддержке самого народа, так как средств у государства мало. В проекте о приобретении самолета им предпринимались такие меры, как личное обращение к различным учреждениям и предприятиям. Предприятие "Алданзолото" отказало в финансировании, "Лена-Гольдфильдс", хотя и выразило согласие, но окончательно не принимало решений. Согласие дали лишь "Почтель" и "Транспорттрест". М.К. Аммосов понимал, что для получения лицензии необходимо хотя бы "поднять вопрос о пробном изыскательном полете одного гидросамолета". Но проект из-за отсутствия больших финансовых вложений не состоялся. Он просил СНК и СТО СССР выделить безвозмездную ссуду в размере 185 тыс. руб., дать лицензию на приобретение трех самолетов особой конструкции "Дорнье Валь".
Северная воздушная экспедиция Осоавиахима в августе 1927 г. доказала возможность создания аэрофлота в Якутии. Принимая членов экспедиции, М.К. Аммосов отмечал:
Мы должны добиться, чтобы у нас была воздушная связь. Нынешняя экспедиция поможет нам устранить вековую историческую несправедливость - изолированность нашей республики.
Целью экспедиции было определение возможности установления авиалинии между Якутском и Иркутском.
М.К. Аммосов в августе 1927 г. обратился к председателю Реввоенсовета К.Е. Ворошилову с просьбой об установлении воздушной связи с центром. Он писал о колоссальном впечатлении населения от полета двух гидросамолетов полярной экспедиции и просил оставить самолеты в Якутии для сокращения поездки из Якутска до Москвы с 40 до 10 дней.
13 января 1928 г. Совет труда и обороны принял следующее постановление:
Слушали: Об организации линии Иркутск — Якуток.
Постановили: Признать целесообразным в 1928 г. открыть эпизодические воздушные полеты по линии Иркутск — Якутск. Обязать акционерное общество «Добролет» обеспечить указанную линию всем необходимым оборудованием.
Принять к сведению заявление НКТорга Союза о возможности выдать лицензию на 150-160 тысяч рублей на покупку для линии Иркутск — Якутск одного гидросамолета «Дорнье-Валь».
Предложить акционерному обществу «Добролет» заключить соответствующие договоры с Иркутским губисполкомом и всесоюзным акционерным обществом «Союззолото» о финансировании имя этой линии.
Выполняя это постановление, общество «Добролет» провело большую подготовительную работу. «Добролет» направил в Иркутск директора-распорядителя правления Н. Погодина. Иркутское отделение Нефтесиндиката поставило 45 т бензина и авиамасла, горисполком выделил помещения для управления и авиамастерских, окрисполком ассигновал 30 тыс. р. на организацию воздушной линии Иркутск – Бодайбо.
Распоряжением правления «Добролета» от 17 мая 1928 в Иркутске создано управление Сибирских воздушных линий, в подчинение которым передавалась Бурят-Монгольская и вновь создаваемая Якутская воздушные линии. Начальником управления назначен Г. Н. Волобуев, техническим руководителем – С. Я. Корф, начальником Бурят-Монгольской линии – пилот В. Д. Шабаев. Таким образом, с 1928 Иркутск становится центром авиационного строительства в Сибири и на Дальнем Востоке.
29 июня 1928 года тысячи жителей Якутска встретили самолет «Моссовет». Этим техническим рейсом начальник воздушной экспедиции Корф, его заместитель
Сафьянцев, пилот Демченко и бортмеханик Винников открыла первую на Северо-Востоке постоянную воздушную линию Якутск — Иркутск.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей