Авиабаза Белая - военная авиабаза, расположенная на территории поселка Средний Усольского района Иркутской области. На авиабазе дислоцирована 6953-я Гвардейская Брестская Краснознамённая авиационная база, на вооружении которой находятся ракетоносцы Ту-22М3. Является запасным азродромом Иркутского аэропорта. В 1980-х годах, когда проводилась реконструкция ВПП аэропорта Иркутск, на аэродроме Белая принимали гражданские рейсы. Построенный как вспомогательный, этот аэродром стал особо значимым в Великую Отечественную войну. Темп выпуска бомбардировщиков был таким, что аэродром авиазавода им. Сталина №39 нередко самолеты не вмещал. Тогда их перегоняли на «Белую», облетывали и сдавали фронтовым или перегоночным экипажам.
Сегодня в распоряжении краеведов есть три источника, обозначившие время появления первых строений на территории нынешнего Среднего. Первый официальный источник - это письмо-распоряжение Верховного совета СССР об отчуждении земель трёх колхозов на территории Усольского района под строительство аэродрома, склада, служебных и жилых помещений для военнослужащих между реками Белая и Ангара в трёх километрах от села Мальта. До середины 1930-х годов там была берёзовая роща, через которую проходила дорога из Черемхово в Мальту и далее после переправы через Белую до Иркутска. Это был старый Московский тракт, который до появления железной дороги был главной транспортной артерией Сибири. Какой-то устный источник свидетельствует о том, что в березнике на месте сегодняшнего Среднего располагался бурятский улус. Однако на карте Балаганского уезда, довольно точно и подробно составленной в 1912 году, улус этот не обозначен.
Письмо, подписанное заместителем председателя правительства К. Микояном в июне 1938 года, по сути, должно только санкционировать начало строительства Третьего склада, передислоцированного со станции Батарейная под Иркутском. Однако другие письменные источники свидетельствуют о том, что уже за год до официального распоряжения на этих землях вовсю шло строительство казарм для военнослужащих и бараков для рабочих. Таким образом, есть основание считать, что начало гарнизону Белая и посёлку Средний было положено в 1937 году, хотя сам Средний как посёлок обрёл черты населённого пункта только в 1942 году. Именно тогда здесь начали строить деревянные дома для военнослужащих и гражданских, работавших в войсковых частях, которые ютились в землянках.
Само название Средний возникло из-за срединного положения посёлка между двумя аэродромами - Южным, расположенным за Тайтуркой на левом берегу Белой, и Северным, построенным перед войной у Ангары. В годы войны оба аэродрома интенсивно использовались для тренировки лётчиков и формирования экипажей перед отправкой на фронт.
Иркутский авиационный завод в годы войны производил по два самолёта в день той же модели. На заводском аэродроме не хватало мест для стоянки. Самолёты перегонялись на Белую, где проводились лётные испытания и передача их представителям ВВС.
После окончания войны аэродром Южный ещё некоторое время действовал как место базирования эскадрильи командующего округом и в 1953 году был закрыт окончательно. Поселки Средний и Степной, аэродром Северный и дислоцированная здесь же войсковая часть 56671 не только не потеряли своего значения, но продолжали развиваться и расширяться. Есть сведения, что несколько домов построили японские военнопленные. Жили они в землянках, которые вырыли сами за поселком там, где сейчас расположена средняя школа.
Справедливости ради нужно сказать, что Средний от основания и до начала 1950-х годов не был центром гарнизона Белая и даже не имел почтового отделения. И лётчики, и весь персонал обслуживания аэродрома, их семьи и часть гражданских строителей жили в Степном, который был ближе к аэродрому. Численность гражданского населения в этом закрытом посёлке доходила до 500 человек.
В начале 1950-х годов в истории гарнизона и посёлка произошёл судьбоносный поворот. Его предопределило географическое положение. На вооружение армии поступило атомное оружие, единственным носителем которого мог быть тяжёлый бомбардировщик ТУ-4. Одним из базовых аэродромов стратегической авиации командование ВВС страны назвало Северный. Фактически его предстояло построить заново рядом с грунтовым аэродромом. С 1951 по 1955 годы полным ходом шло строительство лётного поля, взлётно-посадочной полосы и рулёжных дорожек, сооружались капониры, ангары и мастерские. В 1955 году с Дальнего Востока на Белую передислоцировалась авиационно-техническая база с оборудованием и личным составом и тогда же прибыли первые три самолёта ТУ-4.
С 1954 по 1955 годы с интервалом в один год там были сформированы два тяжёлых бомбардировочных авиационных полка - 1225 и 1229 ТБАП, получившие на вооружение бомбардировщики ТУ-4 и ИЛ-28, а с 1957 года на смену им стали поступать реактивные самолёты нового поколения - ТУ-16. Началось освоение новой сложной боевой техники.
Три десятилетия с конца 1950-х до начала 1990-х годов гарнизон Белая жил напряжённой и полнокровной жизнью войскового соединения дальней авиации, личный состав которого по праву считается элитой вооружённых сил. С 1978 года на смену ТУ-16 стали поступать более современные сверхзвуковые бомбардировщики ТУ-22М-2, а затем и ТУ-22М-3, которые стоят на вооружении до сегодняшнего дня. Летом 1982 года статус гарнизона существенно повысился в связи с формированием 31 воздушной дивизии, в состав которой вошли оба полка тяжёлых бомбардировщиков - 1225 и 1229 ТБАП и полк истребителей ПВО. Штаб дивизии разместился на авиабазе Белая, а её командир стал начальником гарнизона.
В истории гарнизона Белая годы базирования 31-й дивизии ДА были насыщены событиями самого различного плана. С одной стороны, это непрерывные полеты, напряженная работа всех служб, учеба. С другой - содержательная культурная жизнь, спортивные баталии, концерты художественной самодеятельности, субботники по благоустройству поселка.
Старожилы до сих пор с благодарностью вспоминают начальника штаба дивизии полковника Дудаева и полковника Шарикова, которые, будучи начальниками гарнизона, сделали очень много для развития спорта, в меру своих возможностей помогали школам, стимулировали строительство дорог, помогая то техникой, то рабочей силой. Именно эти годы запомнились старожилам временем наибольшего расцвета посёлка, население которого достигало 10 тысяч человек. Тогда же строились многоквартирные дома. Школа и три детских сада были переполнены, а потому в конце 1980-х было начато строительство новой современной школы и большого детского сада на 250 мест.
Но распахнули они свои двери для детворы военного городка уже в другом государстве, с иными приоритетами и ценностями. Новое здание Белой средней школы открылось в ноябре 1991, а детский сад почти через 20 лет после закладки фундамента - в 2008 году.
Как и вся Российская Армия, гарнизон Белая в 90-е годы минувшего столетия пережил время тяжких испытаний экономической и духовной разрухой. О дальней авиации просто забыли. Сотни кадровых офицеров и прапорщиков уволились в запас и уехали из посёлка в поисках лучшей доли. Лётчики и штурманы ушли в торговлю, стали предпринимателями или военными пенсионерами. Оставшиеся на службе по полгода не получали денежного довольствия, боевая подготовка в подразделениях, как и боеготовность, приблизились к нулевому значению, из-за отсутствия горючего бомбардировщики поднимались в небо крайне редко и непоследовательно. Не было налёта часов - не было служебного роста у лётчиков и штурманов. Чтобы не потерять квалификацию, многие увольнялись из армии, искали работу в гражданской авиации. Покинутый жильцами и брошенный на произвол судьбы жилой фонд быстро растаскивался и разрушался, квартиры занимались людьми, не имеющими отношения ни к армии, ни к авиации. Существенно изменился состав гражданского населения.
Только благодаря выдержке и терпению командиров и не покинувших службу молодых лётчиков, военная авиация пережила трудное десятилетие. В 1994 году из Белоруссии на авиабазу Белая был передислоцирован легендарный 200-й Брестский Гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиационный полк, а точнее, материальная часть и знамя полка. Одновременно в гарнизоне Белая был расформирован 1229-й тяжелый бомбардировочный авиаполк, базировавшийся там с 1955 года, а следом за ним и 1225 полк.
Таким образом, личный состав и техника сибирских полков вошли в состав 200-го Брестского Гвардейского Краснознаменного ТБАП и стали гвардейцами, правопреемниками и продолжателями славных боевых традиций летчиков прославленного полка. Его командиром на новом месте дислокации был назначен полковник Ю.Д. Абакумов, начальником штаба - подполковник В.А. Павлов. Затем последовательно командирами полка были полковники Бушуев, Андреев и Коновалов. С 2003 года командиром 200-го ТБАП назначен полковник Виллингтон Цыренгармаев.
Уход 200-го полка в историю уже не был следствием развала вооружённых сил страны. Начавшаяся в 2009 году военная реформа меняет лицо и структуру армии, ломает устаревшие стереотипы. Авиабаза 1-го разряда стала авиагруппой 6952 авиабазы 1-го разряда, командование и штаб которой находится в Украинке Амурской области. Командует авиагруппой полковник Цыренгармаев. В ходе реформы посёлок Средний стал открытым населённым пунктом, и весь жилищный фонд с коммунальными службами военное ведомство в обозримом будущем передаст в ведение местной муниципальной власти, роль и значение которой существенно изменились.
Характеристики рулёжных дорожек | |||
---|---|---|---|
Номер дорожки | Прочность и тип покрытия Первая строка с 15.04 по 15.11 Вторая строка с 15.11 по 15.04 |
Ширина | |
1 | PCN 23/R/B/X/T бетон PCN 33/R/B/X/T бетон |
21 м | |
2 | PCN 23/R/B/X/T железобетон PCN 40/R/B/X/T бетон |
20 м | |
3 | PCN 23/R/B/X/T бетон PCN 33/R/B/X/T бетон |
32 м | |
4 | PCN 39/R/B/X/T железобетон PCN 43/R/B/X/T бетон |
18 м | |
5 | PCN 39/R/B/X/T железобетон PCN 43/R/B/X/T бетон |
20 м | |
6 | PCN 39/R/B/X/T железобетон PCN 43/R/B/X/T бетон |
32 м | |
7 | PCN 39/R/B/X/T железобетон PCN 43/R/B/X/T бетон |
16 м | |
8 | PCN 23/R/B/X/T железобетон PCN 40/R/B/X/T бетон |
16 м | |
9, 12, 13 | PCN 23/R/B/X/T железобетон PCN 40/R/B/X/T бетон |
32 м | |
10, 11, 14, 15 | PCN 23/R/B/X/T железобетон PCN 40/R/B/X/T бетон |
18 м |
В гарнизоне Дальней авиации в поселке Среднем есть ВИА — вокально-инструментальный ансамбль, называется «Форсаж». В его составе гитаристы, барабанщики, вокалисты. От 5 до 12 служивых — срочников, контрактников, офицеров части в/ч 62266 Б в боекомплекте ВИА «Форсаж». Состав постоянно меняется, потому что солдаты служат, демобилизуются и открывыют путь новым талантам.
Ирина Хлыстова, руководитель ансамбля, рассказывает:
Наш коллектив родился 10.10.10. Я вспоминаю первый состав. Собрались люди, которые любят творчество, а не так, чтобы армия бегом пронеслась. Конечно, мы их ищем — с талантами. Прибыв в часть, ребята заполняют анкету, пишут о себе: что умеют, чем увлекаются. На мероприятиях, на КВНах их видно — творческих.
Поющие летчики с Белой за эти годы помимо районных и областных приняли участие в двух всероссийских конкурсах: «Золотой сокол — 2011» и «Катюша». Вернулись с дипломами, оставив позади около 200 военных коллективов. После этого ансамбль из глубинки, который заметило командование, пригласили в Москву на праздничный концерт к 100-летию Военно-воздушных сил, в Театр Российской армии. Один из ВВС.
Вспоминает Ирина Хлыстова:
Мы, находясь так далеко, даже и мечтать об этом не могли. Шли по коридору за кулисами, а там таблички: «Лев Лещенко», «Эдита Пьеха», «Олег Газманов», «Любэ». Не верилось! А на нашей двери было написано: «Голубые береты» и ВИА «Форсаж», представляете? Нам одна гримерка досталась с этим знаменитым коллективом!
В честь дня авиации, который отмечается 12 августа, ежегодно на авиабазе Белая проходит воздушный праздник. Командование аэродрома разрешает в этот день свободный доступ гражданских лиц. Сотни и тысячи гостей торжества могут своими руками потрогать настоящую боевую технику и вооружения. Сержанты и офицеры военно-воздушных сил подробно рассказывают о тактико-технических характеристиках современного армейского вооружения. Разрешается фото и видеосъёмка. Желающие могут посидеть в кресле пилота и штурмана военного бомбардировщика «ТУ-22» и примерить на себе комбинезон лётчика дальней стратегической авиации. Командование гарнизона показывает в этот день лучшие образцы отечественных летательных аппаратов.
4 апреля 2010 года на авиационной базе гарнизона «Белая» имело место чрезвычайное происшествие — произошло возгорание. Пожар начался на территории специальной инженерной службы (ТП СИС) особого объекта. Он расположен в непосредственной близости от военного аэродрома и предназначен для хранения и обслуживания крылатых ракет, состоящих на вооружении самолетов-ракетоносцев Ту-22М2. На территории ТП СИС имеются специальные сооружения — ангары, в которых содержатся ракеты и их боевые части. Вокруг ограждения из колючей проволоки простираются поля.
В этот день примерно в 16:30, когда личный состав ТП СИС уже собирался домой на отдых, на территории объекта возник пожар. Причиной его послужило горение травы на прилегающем поле. Порывами ветра пламя погнало в сторону военного объекта, но на это почему-то никто внимания не обратил. Загорелась сухая трава и на территории ТП СИС, где недалеко от забора размещались контейнеры с ракетами. Пожар заметили слишком поздно, когда пламя уже охватило деревянные конструкции.
Борьба с огнем оказалась не слишком успешной. В результате пожара сгорели десять крылатых ракет, еще пять ракет, слегка обгоревших, удалось спасти. По информации из независимых источников, командование авиационной базы приложило все усилия для того, чтобы скрыть происшествие и максимально приуменьшить его значимость. Подчиненным строго-настрого было указано придерживаться версии, что на территории ТП СИС ничего не случилось, просто горела трава, которую тут же погасили.
К территории ТП СИС предъявляются особые требования противопожарной безопасности. Именно это является главным предметом проверок, проводимых комиссиями различных уровней. Почему стал возможным пожар на столь серьезном объекте, предстоит разобраться комиссии.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей