Что такое настоящая бурятская свадьба? Это красочные обряды, большое количество гостей, богатые подарки. Это протяжное, как сама степь, пение, зрелищные танцы. Ну и, конечно, к какой бы национальности ни относились новобрачные, свадьба -- это всегда любовь, создание новой семьи. В поселке Усть-Ордынском свадьбу играли Татьяна Алхансаева и Баир Хандеев. Чтобы жизнь молодоженов была счастливой, были проведены все положенные в этом случае национальные обряды.
Баир и Татьяна познакомились в 2010 году. Интересно, что свели их, людей, почитающих традиции своих предков, современные технологии. Однажды в социальной сети Татьяне пришло сообщение от симпатичного молодого человека. Парень интересовался, знакома ли Таня с другом Баира, Альбертом, носящим такую же, как и у нее, фамилию -- Алхансаев. В общем, как говорится, нашел повод для знакомства. И началась переписка. Писали обо всем на свете. Сейчас оба вспоминают, что с нетерпением ждали каждого нового сообщения. Затем по техническим причинам страница Тани "ВКонтакте" была удалена. Восстановила ее Татьяна только через четыре месяца. Все это время Баир искал встречи с ней. И вот увидев, что девушка вышла на связь, он наконец-то решился пригласить ее на свидание -- в кино. Оба точно помнят дату первой встречи: 28 марта 2011 года. С того дня они практически не разлучались.
Оказалось, что у молодых помимо чувств много общего: оба родом из Эхирит-Булагатского района. Таня выросла в Усть-Ордынском, а Баир все детство провел в Новониколаевске. Оба хорошо учились в школе, принимали активное участие в общественной жизни. Красавица Татьяна в 2004 году заняла первое место на празднике Сур-Харбан в п. Усть-Ордынском. А ее зажигательный танец "Цыганочка" на конкурсе "Цветок Байкала" в Иркутске так понравился всем гостям, что девушка получила второе место и приз зрительских симпатий.
-- Это гармоничная пара. Нам, друзьям, на них приятно смотреть, -- говорит Наталья Хантуева, свидетельница. -- Они подходят друг другу. Оба образованные люди. Наша Таня получила два высших образования: филологическое и психологическое, у нее два красных диплома. Баир -- учитель истории, сейчас работает в полиции и получает юридическое образование. Молодоженам есть с кого брать пример -- у них замечательные семьи. Михаил Александрович и Лариса Александровна, родители Тани, в следующем году отметят жемчужную свадьбу -- 30 лет совместной жизни.
Чтобы так же, как родители, жить вместе долго и счастливо, были проведены для молодоженов все традиционные обряды. Свадебному дню в общепринятом понимании по бурятским традициям предшествует наадан -- невестин день. Это своеобразный девичник, когда гуляет сторона невесты. Затем праздник перемещается на сторону жениха. Что касается самого свадебного дня, то и тут есть множество интересных нюансов: когда жених приезжает за невестой в ее родительский дом, будущая теща надевает ему урьгэнэй зала (подарок жениху), который шьется из атласной ленты. Украшение состоит из трех полосок, на которые щедро нашиваются монеты. Костюм жениха дополняет нагрудное украшение, в центр которого пришивают бумажную купюру. Эти своеобразные дары -- символ богатства и благополучия.
Такой обычай существует только у прибайкальских бурят. После выкупа, ставшего в наши дни обязательным, молодых выводят во двор дома невесты и проводят родовой обряд. К духам предков обращается специально приглашенный шаман.
-- Нужно обязательно попросить духов о материальном благополучии, чтобы в новой семье было счастье, чтобы -- и это главное для бурят -- было много детей, -- говорит Виктор Имеев, шаман из деревни Харануты.
Красочный кортеж перемещается к месту регистрации брака. В Усть-Ордынском это киноконцертный зал "Эрдэм". Там молодых встречают артисты ансамбля "Степные напевы". Жениха и невесту разводят в разные стороны, чтобы нарядить в бурятские костюмы. Темно-синий дэгэл (халат) с красным кушаком надевают на Баира, хубайсу (жилет) с нагрудным украшением -- на Татьяну. Невесту водят по кругу под своеобразным шатром -- белым полотном, которое с четырех сторон держат девушки. Они рассказывают обо всех ее достоинствах -- красоте, уме, талантах. Завершается "торг" признанием в любви молодых, связыванием их мизинцев красной лентой. Именно так в старину скрепляли союз буряты.
Одни из главных действующих лиц на бурятской свадьбе -- сваты. Они должны обменяться кушаками, трубками, кисетами. Есть такая шуточная примета: кто первый из сватов повяжет другому кушак, тот род и будет главенствовать в семье. На этот раз первым управился сват со стороны невесты. Сбудется ли примета, покажет время, а пока звучат благопожелания, песни, танцы -- подарок от "Степных напевов". Затем следует национальный хороводный танец ехор, в котором принимают участие все гости. И только после этого молодые заключают свой союз в загсе.
На этом торжество не заканчивается. Молодые отправляются кататься. Но ездят на бурятских свадьбах в первую очередь не по местным достопримечательностям, а посещают святые места -- борисаны. Кланяются духам тех мест, оставляют небольшие дары, просят о счастье и благополучии. Впереди застолье с поднесением молодым щедрых подарков, которыми так славятся бурятские свадьбы. Гостям вручают залаа (платки и рубашки для почетных гостей), тоолэй (именные блюда). Молодым же принято дарить значительные суммы, подарки, чтобы поддержать новую семью. Это своеобразный аванс, который необходимо возвратить в будущем равноценным подарком, одна из основных традиций бурятских свадеб. И хотя расходов и сил на проведение национальной свадьбы уходит много, потраченные усилия вернутся сторицей. А торжество, проведенное по традициям предков, помогает почувствовать важность свадьбы и понять, что такое настоящая преемственность поколений.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей