Семья как важнейшая социальная микроструктура представляет собой неотъемлемую часть всей общественной системы и находится в неразрывной связи со всеми другими ее компонентами, прямо или косвенно отражая изменения, происходящие в обществе.
У бурят в условиях господства или преобладания натурального крестьянского хозяйства доминирующее место в семейной организации занимала семейная община или большая патриархальная семья, состоящая из нескольких брачных пар с их потомством - малых семей, ведущая общее хозяйство. Большая семья представляла собой первичную экономическую единицу бурятского общества, насчитывающую в своем составе до нескольких десятков членов.
Но уже к середине XIX в. она все более вступает в противоречие со складывающимися общественно-экономическими отношениями. И это приводит к активному распаду большой патриархальной семьи, из которой выделяются в самостоятельное хозяйство отдельные малые семьи. Во второй половине XIX в. господствующей формой становится отдельная малая семья, хотя традиции большой семьи еще остаются достаточно крепкими.
С формой и размерами семьи самым тесным образом были связаны и ее структурные особенности, то есть родственный состав семей. Бурятские семьи состояли из нескольких поколений кровных родственников по восходящей и нисходящей линиям: из двух поколений (родителей и детей) в малой семье и из трех и более поколений (стариков-родителей, их женатых сыновей и внуков, а иногда и правнуков) в большой неразделенной семье. Иногда женатые братья в неразделенной семье и после смерти главы семьи - отца или деда на какое-то время сохраняли единство семьи. Существование ее основывалось на общности хозяйства - неразделенном владении землей, скотом и орудиями производства. Продолжительность общности семьи зависела от разных причин, и в первую очередь от хозяйственных потребностей и от того, насколько дружно жили члены семьи. Там, где более демократичными были взаимоотношения главы семьи со взрослыми членами, как правило, отсутствовали внутрисемейные неурядицы, и большая семья сохранялась дольше.
Характерной особенностью бурятской семьи было то, что старики-родители жили с одним из сыновей, обычно с младшим. У бурят считалось недопустимым, чтобы родители-старики, имея детей, жили одни, отдельно от них. Дети были обязаны обеспечить им спокойную старость, а затем похоронить их достойным образом по всем правилам традиций. Только в том случае, когда сыновей не было, родители оставались с младшей дочерью, которая становилась наследницей отцовского хозяйства и брала мужа в свой дом (хурьгэ оруулха). При наличии сыновей переходить на жительство в дом дочери было не принято. Это означало позорить имя, оскорбить свой род - нэрэдэ муу, турэлдэ харша (букв.: "плохо для имени, унизительно для родни") (Басаева. 1991. С. 37-39).
Необходимо отметить, что для бурятской семьи было характерно большое разнообразие в соотношении различных групп родственников, образующих семью. В ее состав, помимо кровных родственников (родителей, детей и их потомства), могли входить и родственники по боковой линии: одинокие дяди или тетки главы семьи или его жены, неженатые родные или двоюродные братья, племянники. В бурятском быту одинокие люди, не имеющие своей семьи, бездетные вдовы или вдовцы, сироты не оставались без присмотра или приюта, а жили с близкими или даже дальними более или менее обеспеченными родственниками. Обществом не допускалось, чтобы престарелые, калеки, сироты были бездомными и безнадзорными. Н.М. Астырев, характеризуя быт бурят, писал: "У бурят нет нищих в том смысле, как культурные россияне понимают это слово: сирота, калека, вдова или немощный старик не бродят у них под окнами, вымаливая кусок хлеба. Эти слабые члены родовой общины содержатся всем родом, переходя из избы в избу, из юрты в юрту, живя в каждом определенное число дней, и в каждом являясь равноправным членом семьи, имеющим место у очага, у котла с ар-сой или чаем, получающим от хозяина кусок мяса такой же величины, как и прочие куски, которые раздаются сыновьям и дочерям" (Астырев. 1890. С. 42).
Взаимоотношения членов как в большой неразделенной, так и в малой семье определялись патриархальными традициями, которые обуславливали права и место в семье каждого ее члена.
Возглавлял семью старший по возрасту мужчина, обычно отец семейства, и лишь в очень редких случаях мать-вдова. Отец был полновластным хозяином всего движимого и недвижимого имущества семьи и мог, в сущности, распоряжаться им единолично. Он руководил всеми хозяйственными работами, связанными, в первую очередь, с полеводством и животноводством, распределяя обязанности между отдельными ее членами.
Главенство в экономике семьи давало отцу право и на морально-психологический авторитет: ему должны были беспрекословно подчиняться все остальные члены семьи. Он имел право распоряжаться судьбой своих дочерей до их замужества, после чего они попадали под власть мужа, и держать в повиновении сыновей до их "полной зрелости". Считалось, что совершеннолетие для мужчин наступает в 18 лет, но власть отца продолжалась до 35-40 лет, до полного совершеннолетия, пока сын не делался "полным хозяином". Хотя по нормам обычного права отец обладал неограниченной властью, случаев грубого деспотизма или самоуправства с его стороны в бурятских семьях, как правило, не наблюдалось. Патриархальная власть главы семьи смягчалась тем почтением, которое обязан был соблюдать каждый бурят по отношению к родителям, старшим членам рода, почетным старикам. Воля, желание отца для всех членов семьи были законом. И даже великовозрастные сыновья не смели возражать ему. Но на практике обычно отец при решении важных вопросов мог советоваться со взрослыми членами семьи, хозяйственные дела могли решаться сообща, однако последнее слово принадлежало ему. Исходило это из традиционного почитания авторитета старших в семье, ослушаться или перечить которым считалось непозволительным. Этим определялись и отношения между остальными членами семьи: младшие неукоснительно подчинялись старшим. Все эти традиции строго соблюдались в бурятском быту (Басаева. 1991. С. 40).
Если случалось, что кто-либо проявил непочтительность к родителям, то это порицалось обществом вплоть до наказания, что зафиксировано и в памятниках обычного права. Так, в Селенгинском уложении в статье по этому поводу говорится: если старейшины узнают, что кто-либо выбранил или "огорчил непристойными словами" отца или мать, то должны собрать родственников и почетных родовичей и при них виновный должен просить прощения. Если родители не простят его, то он подлежит телесному наказанию (Самоквасов. 1876. С. 169).
В обычном праве кударинских бурят указано более конкретно: "за обиду, нанесенную отцу или матери, виновные наказываются розгами по требованию родителей" (Асалханов. 1968. С. 197). Но старейшины должны были следить, "чтобы родители во время ожесточимости не могли учинить необыкновенным наказанием увечья" (Самоквасов. 1876. С. 169).
Как видно из приведенных норм, оскорбление или обида родителей подлежала разбирательству родовой общественностью, причем этот акт считался не только семейным делом (приглашали в первую очередь родственников), но и общественным. Нарушение сыновьями покорности воспринималось как нарушение обычаев. Но в житейской практике до "телесного наказания" виновного дело доходило очень редко, так как вся система нравственного воспитания детей, существующие нормы взаимоотношений между поколениями, традиции глубокого уважения к старшим не позволяли детям вести себя непристойно по отношению к родителям.
Уважение и почитание старших выражалось и в том, что младшие не называли старших по именам, а пользовались широко принятой в быту терминологией родства:
Всех этих родственников младшие не называли по именам, а только перечисленными терминами родства, причем не только при непосредственном обращении к ним, но и в разговоре о них.
Если двоюродные братья или сестры по отцу или по матери были старше, то при обращении к ним к терминам уеэлэ, зээ, нагаса, булэ добавлялось ахай: уеэлэхай, булэхай и т.д. Это ярко выраженное подчинение младших старшим, находившее свое внешнее выражение в многочисленных и подчеркнутых знаках почитания, поддерживалось разного рода традициями, относящимися к области и семейного, и общественного быта, и обрядовой практики. Таким образом, почитание старших было нравственным законом бурятского общества.
Возглавляла все работы по домашнему хозяйству в неразделенных семьях старшая из женщин - мать (иибии, эжы), которая пользовалась большим авторитетом и уважением. Под ее началом находилось все содержимое амбаров и кладовых семьи: все запасы продуктов, материалы для изготовления одежды, обуви и других необходимых вещей домашнего быта, сырье от скотоводческого хозяйства, подлежащее обработке и т.д. В ее ведении было распределение продуктов, их рациональное расходование, своевременная заготовка запасов, организация и руководство работ по обработке сырья и т.д. Она же распределяла обязанности между женщинами. Приготовлением пищи занималась обычно сама мать или старшая из невесток, а все ежедневные работы по двору выполнялись молодыми женщинами. Доение коров, приготовление молочных продуктов, приготовление тарасуна считалось обязанностью младшей невестки. Наиболее сложные работы могли выполняться невестками поочередно, но в основном каждый участок был закреплен за конкретной невесткой.
Там, где было раздельное проживание членов большой семьи, каждая хозяйка сама справлялась с работами по своему дому, по обслуживанию членов своей семьи. Но такие работы в общем хозяйстве, как уборка скотного двора, стрижка овец, выделка кожи и шкур, овчин, обработка шерсти и т.д., производились всеми женщинами сообща. В зависимости от размеров хозяйства и наличия рабочих рук в сено- и хлебоуборочную страду в случае необходимости все трудоспособные женщины большой семьи выходили на полевые работы. За маленькими детьми и при совместном, и при раздельном проживании, присматривала свекровь (Басаева. 1991. С. 46-48).
Поскольку круг обязанностей женщины в домашнем хозяйстве был чрезвычайно велик, каждая мать мечтала поскорее получить в дом помощницу. Этим в основном объясняется обычай женитьбы малолетних (8-13 лет) сыновей на взрослых (18-20 лет) девушках. Считалось, что мать, женив сына, получала себе замену в выполнении домашних работ, а следовательно, и право на некоторый отдых. Главной ее обязанностью становилось руководить домашними делами, присматривать за внуками, готовить пищу, ведать семейными продовольственными запасами. Иметь невестку и при этом самой хлопотать по хозяйству считалось недостойным для пожилой женщины. В глазах окружающих это к тому же снижало и достоинства невестки. Считалось совершенно недопустимым в бурятском быту, чтобы, например, невестка, будучи здоровой, вставала утром позднее свекрови, отдыхала или оставалась какое-то время без дела, в то время как свекровь занималась хозяйством. Невестка должна была вставать раньше и ложиться позже всех, чтобы, не покладая рук, трудиться в домашнем хозяйстве, обслуживать всех членов семьи.
Множество норм и обычаев регулировали поведение невестки в доме мужа. В частности, в присутствии мужчин, особенно свекра и других старших родственников мужа, она всегда должна была находиться в полном строго регламентированном костюме замужней женщины. Летом (или в доме) этот наряд состоял из халата или платья специального покроя, а зимой - из шубы, поверх которых одевался обязательный атрибут костюма замужней женщины - безрукавка.
Обязательной принадлежностью костюма замужней женщины считалась и шапочка, которая в разных местах имела свои разновидности и названия.
Ни одна замужняя женщина не могла показаться, не надев на себя безрукавку и шапочку. Огторгойдо оройгоо харуулха ёho угы, дайдада далаяа харуулха ёhо угы ("небу нельзя показывать макушку (непокрытую голову), земле (миру) -обнаженную спину (лопатки)" - такой непреложный закон существовал для замужней женщины.
В конце XIX - начале XX в. широкое распространение получили платки фабричного производства. И большие шелковые, и шерстяные, и хлопчатобумажные платки носили на голове, а кроме того, использовали вместо нарядных безрукавок: сложив по диагонали, их накидывали на плечи (спину) и спереди завязывали или скрепляли булавкой. Вместо будничной, повседневной безрукавки молодые женщины стали носить небольшие хлопчатобумажные платки, накинув на плечи (спину) в развернутом виде, так, что полотнище платка почти полностью закрывало спину, а углы одной стороны покрывали плечи и завязывались спереди узелком. Костюм женщины, таким образом, несколько упрощался, что, вероятно, было удобнее при выполнении домашних работ, но принцип "не показывать спину" строго соблюдался. Вместо шапочек в повседневном быту также широко распространились косынки или небольшие платки, особенно среди молодых женщин-невесток.
Кроме строгой регламентации костюма, для невестки существовала целая система обычаев избегания - хорюул (запрет), которых она должна была придерживаться по отношению ко всем старшим родственникам мужа, в особенности к свекру - хадам эсэгэ. При нем она не смела садиться до тех пор, пока он не сядет; не могла сидеть со свекром на одной кровати, скамейке или телеге; она не могла поворачиваться к нему или к его онгонам - родовым и семейным святыням - спиной (выходила из юрты, пятясь назад); не имела права проходить на мужскую половину в юрте свекра, где хранились его онгоны, не должна была также приближаться к его онгонам, которые висели снаружи юрты на южной стороне и т.д. Она не должна была произносить имена свекра, его отца, родственников мужа по восходящей линии — на это существовал строгий запрет.
Большая часть запретов оставалась незыблемой, и нарушение их не допускалось в течение всей совместной жизни молодых в доме свекра. Некоторые же запреты, особенно те, что осложняли поведение женщин в повседневном домашнем быту, действовали до тех пор, пока не становились подростками ее дети. Тогда устраивался специальный обряд снятия этих запретов - сээр тайлаха, после которого невестка получала право проходить на почетную (юго-западную) половину в юрте свекра, где хранились его онгоны, могла совершенно свободно двигаться по юрте, не пятясь назад. Обряд этот совершался без особых церемоний. Пожилые женщины улуса, тайно сговорившись со свекровью и не поставив в известность невестку, собирались, угощались чаем и мясом. Затем исполняли обряд умилостивления "хозяина" очага - лили в огонь, "угощая" хозяина, небольшое количество белой пищи сагаа: молоко, сметану или айрак. После этого женщины силком затаскивали невестку на почетную половину юрты, произнося при этом благопожелания. Право проходить на почетную половину означало, что отныне невестка становится хозяйкой юрты. Если свекор и свекровь были старыми, то этот обряд освобождения от запрета происходил по просьбе свекрови значительно раньше.
Если в неразделенных семьях невестки в домашнем хозяйстве были зависимы от свекрови и должны были строго придерживаться всех традиционных норм поведения, то в выделившихся малых семьях, полностью обособившихся от хозяйства родителей мужа, женщина получала известную самостоятельность. Она становилась полноправной хозяйкой во всех своих домашних делах, в пределах собственного дома освобождалась от тягостных обычаев хорюула и даже могла ходить без безрукавки и головного убора. Только когда невестка выходила на улицу, либо приходила (приезжала) в дом родителей мужа или его старших родственников, она должна была соблюдать все нормы обычая избегания.
Но с другой стороны, если в неразделенных семьях существовало разделение труда женщин, то в малой семье все заботы и обязанности по дому и домашнему хозяйству всецело ложились на плечи женщины-хозяйки. Ее помощниками становились подрастающие дети, которые включались в домашние дела довольно рано, освобождая мать от посильных для них дел, тем самым облегчая ее положение в семье. И потому положение многодетной матери в домашнем хозяйстве было более или менее облегченным, если учесть, что на воспитание детей требовался самый минимум материальных и физических затрат.
Мужчина занимался, в основном хозяйством: скотоводством, работой в поле, охотой, в свободное от полевых работ время, особенно зимой, он был меньше занят. В малосостоятельных семействах мужчине, чтобы обеспечить семью, помимо собственного хозяйства, приходилось трудиться еще и по найму.
Отношения между супругами внешне характеризовались сдержанностью, даже некоторой суровостью. Ласковое обращение с женой, особенно при посторонних, считалось у бурят недостойным мужчины. Однако избиения, издевательства и грубый деспотизм были исключительным явлением в быту, осуждавшимся общественным мнением. При решении общесемейных вопросов муж при всей своей полноправности советовался с женой, не пренебрегая ее мнением и предложениями. Бывало, что хозяйственная, расторопная жена держала в "ежовых рукавицах" своего мужа.
Мать в семье пользовалась большим уважением и почетом со стороны детей. Непослушание, неуважительное или грубое отношение к матери считалось совершенно недопустимым. Дети-подростки были первыми ее помощниками. Взрослые дети окружали мать теплом и вниманием, предоставляя ей полное право по своему усмотрению распоряжаться дома (Басаева. 1991. С. 49-52).
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей