Алятское муниципальное образование (МО «Аляты») — сельское поселение в Аларском районе Иркутской области. Административный центр — поселок Аляты.
Население: 923 человек, в том числе 460 мужчин и 463 женщин (2010).
В состав МО "Аляты" входят населённые пункты:
Границы:
"Южная, западная и северная границы зоны совпадают с границей района и граничат с Заларинским, Черемховским районами соответственно. Северо-восточная и юго-восточная совпадают с границей СХПК "Алятский" и граничат с колхозом им. Ленина."
Закон Усть-Ордынского Бурятского автономного округа о статусе и границах муниципальных образований Аларского, Баяндаевского, Боханского, Нукутского, Осинского, Эхирит-Булагатского районов Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 29 декабря 2004
Село находится в стороне от шумных федеральных трасс. Добраться до нее непросто — разбитые дороги давно стали привычными для селян. Связаться с местными жителями по телефону также проблематично. Сотовая связь работает от случая к случаю. Стационарного телефона нет даже в местной администрации. Но люди не унывают. По их мнению, именно труднодоступность повлияла на то, что у них еще можно встретить представителей малочисленного народа — вепсов, порыбачить на Алятском озере, испечь экологически чистый хлеб.
Говорит Александра Папинова, глава МО «Аляты»:
В наших деревнях можно встретить представителей разных национальностей. В муниципальное образование входят четыре деревни: украинская, бурятская, русская и та, где проживают вепсы. Живем дружно. Стараемся, чтобы было не скучно. Недавно провели «Голубой огонек» для тех, кому за пятьдесят, а к Дню Победы организуем легкоатлетический кросс. Но все-таки, для того чтобы душа радовалась, нужно, чтобы была работа. Два года назад окончательно развалился местный совхоз. На помощь пришел местный фермер Александр Копытов. Именно благодаря ему в деревне появилась пекарня, на полях стали сеять пшеницу, а значит, у людей появились рабочие места. Хлеб с полей Александра Копытова можно увидеть на столе жителей Черемховского и Аларского районов.
В 2008 году в Алятском МО был организован молокоприемный пункт. Фермер Александр Копытов собирает молоко по соседним деревням, а потом за ним приезжает машина из Кутулика. Закупочная стоимость — десять рублей за литр. Сейчас в Алятах мечтают о мини-ферме. Многие хотели бы разводить крупный рогатый скот на продажу.
Планируется строительство нового детского сада. Изыскивается возможность запустить клуб в селе Высотский. На хорошем счету работа трех ФАПов. В 2010 году заведующая Алятским ФАПом Елена Лебедева по итогам работы заняла 2-е место в районе. На хорошем счету и школа. Развиты секции по волейболу, хоккею, настольному теннису, вольной борьбе. Есть прекрасный спортзал. Школа прошла лицензирование и аккредитацию.
В 2011 году были закуплены мебель, мультимедийный комплекс, компьютер, линолеум. Есть два пришкольных участка, работает столовая, подвоз учеников бесплатный. А с приходом в школу учителя физкультуры улучшились показатели в спорте.
Иркутская сельхозакадемия выбрала Аляты под производственную площадку, значит, обновится и материально-техническая база.
В деревне Мардай на границе Аларского и Заларинского районов проживают последние представители национальности вепсов. Пенсионеры выживают за счет приусадебного хозяйства, зимой они оторваны от цивилизации, а продукты питания к ним доставляют, только когда поле становится проходимым для машин. Тринадцать жилых домов изолированы от остального мира. До деревни даже нет дороги. В Мардае нет ни телефонов, ни фельдшерского пункта, ни магазина.
Вепсы принадлежат к финно-угорской группе, близка к эстонцам, финнам и карелам. Представители этой национальности живут в разных странах, большей частью в Финляндии и Карелии. Информации об этом исчезающем народе почти нет, но многое об истории своих предков могут поведать последние ее представители.
Художник Александр Сергеевич Ульянов.:
В 1910 году, почти век назад, мои родители приехали сюда со своей большой семьей и поселились здесь, в деревне Мардай. Многие переселенцы не прижились, вернулись на родину, но кто-то остался. Поселились и в соседних деревушках - Мяксинский и Жизневск. Сейчас там уже никого из вепсов не осталось. Я родился здесь, Мардай - моя родина. В пору моего детства в Мардае было 60 домов, все население было вепсской национальности, люди говорили только на своем языке. Помню, когда был мальчонкой, на окраине деревни был конный двор. Все сельские сходы проводились там, и взрослые обсуждали проблемы на вепсском языке.
Сегодня вепсов в чистом виде уже практически нет - смешались с молдаванами и русскими, молодежь уже не знает своего родного языка.
Алятское озеро - самое больше в Усть-Ордынском округе, расположенном в селе Аляты Аларского района. Озеро — настоящая гордость местных жителей, знаменито на всю область своими карасями. Порыбачить приезжает население всех окрестных деревень. Но по-настоящему уникальная у алятцев не рыба, а способ, с помощью которого рыбаки выходят на ее ловлю. Местные до сих пор предпочитают ездить по озеру на долбленых лодках. Подобные плавсредства есть только у американских индейцев.
В прошлом году в Аляты приезжал исследователь-этнограф из Японии. Господин Акаба Седзен проделал огромный путь, чтобы лично посмотреть на уникальные лодки. Три дня японец провел на берегу алятского озера. И пришел к выводу — долбленки, которые местные называют баты, родственники знаменитых лодок-пирог американских индейцев. Единственное отличие в том, что алятские лодки рассчитаны на одного человека, тогда как индейцы делают лодки на нескольких гребцов. Что, впрочем, можно объяснить сравнительно небольшим размером растущих в Сибири деревьев. Как часто ездят на пирогах современные индейцы, ученый не рассказал. Но был под сильным впечатлением от того, что алятские рыбаки до сих пор предпочитают выходить на озеро исключительно на батах.
Жители села не представляют жизни без Алятского озера. В нем до сих пор водится много рыбы, ее с удовольствием ловят местные. На берегу озера работает круглогодичный лагерь «Мечта». Там отдыхают дети из близлежащих районов. Планируетсяо рганизовать два пляжа: взрослый и детский.
Алятское озеро, несмотря на свою кажущуюся безмятежность, довольно коварно. Не зря его название переводится как «озорное», «шаловливое». По легенде, когда-то на месте озера была степь. Девушке, пасшей баранов, показалось, что животным не хватает воды. Она отодвинула камень, из-под которого тек ручеек. От хлынувшей воды и появилось алятское озеро.
Говорит Светлана Гуляшина, учитель истории, житель села Аляты:
Легенд в этих местах много. Какую-то часть можно объяснить объективными фактами. Например, говорят, что у алятского озера двойное дно. Это правда. Дно действительно опасное, слоистое. Причина в многочисленных ручьях, питающих водоем. Есть среди них и лечебные. За деревней расположен священный источник аршан, вода которого избавляет от многих болезней, она тоже пополняет озеро. По словам исследователей, поэтому вода в водоеме насыщена железом.
Администрация Алятского муниципального образования в 2004 году решила проводить в селах своего МО новый ежегодный праздник — праздник маленькой деревни. Он уже проходил в Мордае, Халтах, Алятах.
Основная необычность праздника состоит в том, что он не имеет точной календарной даты проведения — его организуют к любым значимым событиям, которые происходят в какой-то из алятских деревень, желательно, конечно, летом. Как-то его приурочили к открытию в Алятах нового магазина.
Рассказывает Антонина Ахасаранова:
Казалось бы, повод не очень значительный. Но жизнь на селе довольно однообразна, поэтому нам хочется устроить общий праздник для всех даже в таких случаях. Мы всегда тщательно готовимся: объявляем конкурс на лучшую усадьбу, самую уютную улицу, убираем все село. На время праздника объявляется, что в этом селе все, кому за шестьдесят, считаются юбилярами, их чествуют, дарят подарки. Обязательно во время общего застолья рассказываем обо всех народностях, которые живут в селе, — это и буряты, и русские, и украинцы, молдаване, малая народность вепсов.
Традиционно для молодежи устраиваются соревнования по футболу и волейболу, перетягиванию каната и бегу на двести метров. Неожиданно праздник приобрел и важную общественную составляющую. Последние годы на него обязательно приезжают представители различных социальных служб — Пенсионного фонда, медики, участковые. Для людей, которые не всегда имеют возможность доехать до райцентра, это дает возможность решить какие-то важные проблемы прямо в селе.
Художник Александр Сергеевич Ульянов.
Родители Александра Сергеевича были вепсами - национальность эта принадлежит к финно-угорской группе, близка к эстонцам, финнам и карелам.
Александр Сергеевич Ульянов - художник-самоучка, но рисовал он всю жизнь, этим и зарабатывал себе на хлеб:
В молодости учился в Благовещенском пехотном училище, потом комиссовали по болезни. Вернулся в Иркутск и освоил токарное дело. Работать пришлось в милиции. Там-то и появилась тяга к рисованию. А произошло это так. Летом 1958 года пошли мы с женой однажды в кино на индийский фильм, а билеты все уже раскупили. Пришлось возвращаться домой. Шел дождь, и мы решили спрятаться от него в краеведческом музее. Ходим смотрим картины, и тут я останавливаюсь около картины Репина "Нищие". Долго смотрел, меня словно обухом по голове: я понял, что рисовать - мое призвание.
Александру Ульянову тогда было 25 лет. Он осознал, что рисование требует полной самоотдачи, и ушел из милиции, подав рапорт об увольнении. Пришлось поработать старшим художником-оформителем на АНХК, потом участвовал в строительстве БАМа. Много рисовал магистраль, ее рождение, рабочих. Самая большая картина Ульянова - "Кунерма", о самом начале строительстве БАМа: вездеходы в тайге, вертолетная площадка, удаляющиеся в утреннем тумане люди. Картина висит в музыкальной школе деревни Иваническ. Другая значительная работа - "Станция "Лена" - хранится в музее Усть-Кута.
Самая дорогая картина была куплена самими строителями магистрали за 12 тысяч рублей. Изображена на ней группа инженеров на фоне Чертова ущелья, где-то между Ульканом и Кунермой.
В Усть-Куте есть много картин аларского художника, некоторые хранятся в Москве, в Венгрии. Свои картины он дарил людям и организациям. У многих иркутских художников есть в коллекции работы Ульянова. Его картины ездили с крупными выставками в Монголию, Венгрию, Чехословакию, Болгарию.
Александр Ульянов рассказывает:
Все свои работы я даже сосчитать не смогу. В основном рисую пейзажи. Сейчас работаю над пейзажем Алятского озера. Картина будет висеть в Алятской школьной библиотеке. По заказу рисую мало, больше для души. Коллекционеров в деревне нет, покупают редко, потому что у местного населения на это денег нет. Да и куда мне торопиться. Идею я могу вынашивать годами, а картину - нарисовать за три дня.
Дома у Александра Сергеевича картины с видом местных маленьких речушек, живописных мест рядом с родным Мардаем.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей