Первая навигацкая школа в России была учреждена по указу Петра I от 14 января 1701 в Москве. В эту школу принимались дети бояр, дворян, дьяков и дьячков в возрасте от 12 до 17 лет, которых обучали арифметике, геометрии, тригонометрии, артиллерии, геодезии, навигации и астрономии. Выпускники школы из дворян назначались почти исключительно во флот, а также кондукторами к генерал-квартирмейстеру, в помощники к инженерам, артиллеристам и архитекторам. Разночинцы выпускались писарями и мастеровыми в адмиралтейство.
Навигацкие школы в Сибири появились уже в послепетровское время. Однако и там их зарождение было прямым следствием задуманной Петром I Первой Камчатской экспедиции 1725–1730, инструкцию руководителю которой В.Й. Берингу сочинял сам император. Возвратившись из экспедиции, В.Й. Беринг подал в апреле 1730 в Сенат записку о мерах по освоению Камчатского и Охотского краев, в которой, помимо прочего, предлагал: «Для морского пути обучать молодых казачьих детей всякому морскому обыкновению... сколько надлежит для проезду от Камчатки до Охотска. И ежели б оное учинилось, то б и отсюда посылать не надобно; а на всякое судно довольно по 12 или 13 человек для науки».
В ответ на это в инструкции от 10 мая 1731 Сибирский приказ предписал начальнику Охотского порта Г.Г. Скорнякову-Писареву открыть «нарочитую школу не для одной грамоты, но и для цифиры и навигации завесть... и жалованье малое для содержания учеников давать, из чего могут люди к службе грамотные взрастить, а не дураками оставаться».
Однако Г.Г. Писареву в Охотске оказалось не до школы. Добравшись туда только к лету 1735, он сначала вступил в конфликт с участником Второй Камчатской экспедиции капитаном М.П. Шпанбергом, а затем и с прибывшим туда в 1737 начальником экспедиции В.Й. Берингом. Кроме того, Писарев брал взятки, не выдавал жалования служилым людям нижних чинов, засекал их до смерти за любой проступок и разворовывал казенный ясак. В итоге императрица Анна Иоанновна указом Сенату от 13 апреля 1739 повелела назначить в Охотск бывшего обер-полицмейстера столицы A.M. Девиера, сосланного в Сибирь вместе с Писаревым, а последнего арестовать и отдать под суд.
Уже в 1740 новый начальник порта A.M. Девиер открыл школу для детей нижних чинов, назначив учителем в нее попа-расстригу Якова Самгина. Таким образом, ко времени получения в Охотске (16 апреля 1741) высочайшего указа от 3 декабря 1740 об организации там школы в ней был 21 ученик. Указом предписывалось: «...в Охотске, отобрав детей разных сословий 20 человек, не старше 12 лет, записать их в полную службу, с жалованием и хлебным довольствием и учить их грамоте, рисованию и арифметике». К сожалению, из-за отсутствия постоянных учителей Охотская школа работала с перерывами и оставалась цифирной, так как в ней обучали только грамоте и арифметике.
Ситуация в корне изменилась, когда губернатором Сибири стал бывший моряк генерал-поручик В.А. Мятлев. В 1755 В.А. Мятлев предписал находившемуся в Охотске штурману В.А. Хметевскому подготовить из числа учеников Охотской школы 10 человек «так, чтобы они, будучи в обучении, могли для надобных здесь к мореплаванию служителей вступить в навигацкия науки». Почти одновременно 27 мая 1755 В.А. Мятлев послал указ иркутскому вице-губернатору И.И. Вульфу о немедленной отправке в Охотск необходимого количества арифметик, логарифмов, аспидных досок, меркаторских карт, плоских циркулей и одного квадранта. В 1756 все эти предметы были доставлены в Охотск, где во второй половине того же года наконец-то открылась навигацкая школа. Иркутская канцелярия предписала выплачивать тем ученикам, которые учатся только читать, –1 рубль 80 копеек в год, тем, кто писать, – полторы копейки в день, а тем, кто будет обучаться арифметике, геометрии и тригонометрии, – по 2 копейки в день из штатных доходов Иркутской провинции.
В 1758 в Охотск на учительские должности были присланы два выпускника Иркутской навигацкой школы. В 1760-х в Охотской школе преподавали такие опытные мореходы, как лейтенанты И. Синдт, Юрков, штурман Кожевин, подштурманы Софьин и М. Неводчиков.
Благодаря этим мероприятиям Охотская навигацкая школа с переменным успехом существовала до начала 1770-х, а в 1789 бедствовавшие там из-за отсутствия преподавателей и жалования ученики окончательно разбежались. Однако активные действия коменданта Охотска полковника Г. Козлова-Угренина позволили возобновить финансирование школы. Очередная смена начальника порта привела к новому запустению школы, где в 1801 шесть навигацких учеников остались без преподавателей. К счастью, уже в декабре того же года Адмиралтейств-коллегия назначила начальником порта капитан-лейтенанта Башуцкого, которому было предписано заняться школою, куда был командирован штурман для преподавания морских наук. В дальнейшем Охотская школа пережила еще несколько периодов упадка и возрождения, просуществовав до 1870. Несмотря на многочисленные трудности, она в годы удачного функционирования регулярно поставляла на службу штурманов, штурманских помощников, штурманских учеников, писарей и баталеров.
Не менее сложно проходило становление Якутской навигацкой школы. В.Й. Беринг, будучи в 1734 проездом в Иркутске, нанял учителем в нее ссыльного протонотариуса Юстиц-коллегии Гейдерейха. Последний прибыл в Якутск в 1736 и в течение трех лет оставался там без дела, поскольку в школу не явилось ни одного ученика, хотя подготовительная «Русская школа», где обучали читать и писать, функционировала в городе уже в 1735. Ситуация изменилась в 1739, когда в Якутск прибыл советник Адмиралтейств-коллегии В.И. Ларионов. Он приказал добавить к обучающимся в «Русской школе» 26 ученикам всех казачьих детей в возрасте от 6 до 15 лет, которых набралось 84 человека, и из них через два года 25 наиболее способных были определены в навигацкую школу. К этому времени выяснилось, что Гейдерейх не в состоянии преподавать морские науки, и учителями стали назначаться лица, служащие в Якутске. Однако из-за отсутствия оплаты учителям школа просуществовала всего пять лет. Только почти через 20 лет, в 1764, якутский воевода Ф. Чередов обратился к иркутскому губернатору с представлением о ее возобновлении.
В 1766 в школу набрали 40 учеников, прислали учителя, книги и инструменты. Учитель вскоре умер, и его место занял штурманский ученик Турчанинов, преподававший в школе с перерывами до 1783. В том году уже женатые ученики подали прошение иркутскому губернатору об определении их на службу или об увольнении, ввиду своего бедственного положения и незнания сержантом Турчаниновым, что преподавать дальше. В итоге ученикам совсем прекратили выплату жалования. После семи лет бесплодной переписки генерал-губернатор распорядился в 1791 из-за отсутствия средств произвести трех старших учеников в сержанты геодезии, а остальных распределить по другим должностям. В 1792 школа была закрыта.
Иркутская навигацкая школа была открыта 1 августа 1754 по инициативе сибирского губернатора В.А. Мятлева. Ее основание было связано с организацией Секретной Нерчинской экспедиции 1753–1765. Эта экспедиция явилась непосредственным продолжением деятельности Второй Камчатской экспедиции, закрытой в 1743, и, так же, как она, остро нуждалась в специалистах. Целью экспедиции было открытие судоходства по Амуру для снабжения Охотского и Удского острогов и строительство на верфи в устье реки не менее трех фрегатов для обследования земель, лежащих к востоку от Камчатки. Для ее осуществления указом от 22 июля 1753 № 204 Сенат предписал иркутской провинциальной канцелярии завести в Иркутске, а главное – в Нерчинске навигацкие школы для обучения в них геодезии и навигации детей дворянских, сыновей боярских, морских, адмиралтейских, солдатских и казачьих, сколько будет нужно, за счет доходов Иркутской провинции. Первым преподавателем в школе стал И. Бритов, посланный туда адмиралтейством младшим учителем с годовым жалованием в 120 рублей. Старший учитель – Семыкин – умер в дороге. Начальником школы сенатским указом от 28 декабря 1753 был назначен с окладом 300 рублей в год служивший прежде во флоте чиновник седьмого класса Есипов. Прибыв в Иркутск, И. Бритов, вместе с руководителем Нерчинской экспедиции Ф.И. Соймоновым, отобрал для школы 32 ученика, каждый из которых стал получать по копейке в день жалования и казенный провиант. В программу обучения входили арифметика, черчение, геометрия, геодезия, архитектура, судостроение и мореходство.
Указом Адмиралтейств-коллегии от 14 августа 1755 вместо умершего учителя Семыкина в Иркутскую школу был назначен поручик А. Юсупов. С ним из Санкт-Петербурга были отправлены: 2 арифметики, 180 досок аспидных, 200 шкал планных, 100 шкал гантирных, 50 секторов, 20 книг о пользовании секторами, 200 меридиональных таблиц, 100 плоских и меркаторских карт, 2 сборника «элементов эвклидовых с архимедовыми теоремами», 4 книги полного собрания о навигацких науках в трех частях с фигурами, 2 измерительных цепи, 2 теодолита, 200 циркулей и 200 логарифмов. Половина этих учебников и инструментов была оставлена в Иркутске, а другая с учителем Юсуповым отправлена в 1756 в Нерчинск.
Нерчинская навигацкая школа была основана Ф.И. Соймоновым в 1754, и первые два года он преподавал там основы морского дела. Первоначально в ней обучалось 35 учеников по той же программе, что и в иркутской школе. После назначения Ф.И. Соймонова в 1757 сибирским губернатором он поручил школу своему сыну М.Ф. Соймонову. К тому времени в ней обучалось уже 59 человек. Позже ее возглавляли капитан П. Бегунов, а с 1759 И. Бритов, посланный туда вместо пьянствующего А. Юсупова. 17 июня 1765 по высочайшему указу Секретная Нерчинская экспедиция была упразднена, а вместе с ней и навигацкая школа, которую предписывалось соединить с Иркутской. 19 октября 1765 И. Бритов прибыл в Иркутск с 39 учениками и принял школу, которой с 1756 вместо умершего Есипова заведовал штурман М. Татаринов, под свою команду. За время существования Нерчинской школы в ней обучалось 140 человек, из которых 3 поступило в секретную экспедицию, 6 было отправлено в Охотск на штурманскую работу, 36 определено в горное ведомство, 23 – в драгуны, 13 – на нерчинские заводы, 7 за неспособностью к наукам отдано в обучение мастеровым, 8 отчислено по болезни, 5 умерло, а 39 переведено в Иркутскую школу навигации и геодезии.
За немногим большее время, с 1754 по 1768, Иркутская навигацкая школа выпустила 142 человека. Один из них был направлен на обучение в школу японского языка, 16 человек – штурманами в Охотск, 15 – в горные чины, 5 – в подмастерья ластовых (речных) судов, 6 – в экспедицию капитан-лейтенанта П.К. Креницина, один – в медицинские чины, 36 – в канцелярию Нерчинского горного ведомства, 6 – геодезистами в Охотск и Анадырск, 23 из-за неспособности к наукам переведены в карабинеры, а 28 – в казаки. Еще 5 человек умерло.
4 декабря 1768 иркутский губернатор А.И. Бриль доложил Сенату, что в школе преподает 1 учитель, учеников геодезии –1, круглой навигации – 5, астрономии – 2, сферики – 1, меркаторской навигации –15, тригонометрии – 2, геометрии – 3, арифметики – 23, письма – 2. В той же записке губернатор изложил свое мнение о количестве необходимых для школы преподавателей и учеников по каждой из специальностей. Свои предложения А.И. Бриль обосновал необходимостью геодезической съемки и описания почти неизученных окраин огромной Иркутской губернии и в частности Якутского уезда. Кроме того, он подчеркивал необходимость подготовки кадров на суда для Охотского порта и на разные должности для нерчинских заводов. Однако поскольку «учитель Бритов в морской практике сам никогда не бывал, то необходимо иметь в Иркутске одного флотского офицера, который бы мог с учениками на Байкале плавать, для практики, на казенных судах». Тем не менее, Сенат не утвердил всех предложений губернатора и ограничился разрешением не закрывать школу до особого распоряжения.
Тем временем 25 сентября 1770 умер преподаватель И. Бритов, и школу снова возглавил М. Татаринов, вызванный из-за Байкала, где он был занят постройкой судов на реках Хилок и Селенга.
28 июня 1771 Адмиралтейств-коллегия предписала выслать из Иркутской навигацкой школы в Санкт-Петербург 10 учеников, окончивших курс, для определения штурманами во флот, которые и были отправлены 29 ноября того же года. По указу от 15 февраля 1772 туда было отправлено еще 10 человек. Те из них, которые хорошо писали, были оставлены в Адмиралтейств-коллегии приказными, а остальные направлены в штурманскую роту в Кронштадт для окончания курса обучения. Кроме того, с разрешения Сената в геодезисты было определено 7 учеников, в Охотск штурманами – 3, подштурманами – 3, штурманскими учениками – 3 и на суда Российско-Американской компании – 2.
После выпуска этих учеников М. Татаринов укомплектовал школу новыми учениками. В 1777 в ней находились прикомандированными по выпуску из школы: 5 старших сержантов геодезии, 12 младших сержантов, 9 унтер-офицеров, 7 капралов и 20 штатных учеников. За столь быструю подготовку учеников М. Татаринов 27 февраля 1776 был произведен в секунд-майоры.
В 1777 по представлению М. Татаринова иркутский губернатор Ф.Г. Немцов возобновил начатую А.И. Брилем переписку с Сенатом об увеличении штата Иркутской школы.
На этот раз прошение было удовлетворено, и в том же году новый штат школы на 40 учеников был утвержден. В 1782 в школе состояло 22 сержанта, 9 унтер-офицеров, 1 прапорщик и 28 учеников.
18 июня 1784 секунд-майор М. Татаринов умер, и навигацкая школа перешла в ведение секунд-майора графа Сойки, который в 1785 сдал ее под начало заведующего Иркутским адмиралтейством лейтенанта Юрлова, умершего 29 сентября 1791. Преподавали в ней губернский землемер капитан И. Протопопов и байкальский штурман в ранге прапорщика А. Пушкарёв. Прием новых учеников в школу прекратился, а старых постепенно выпускали. В1784 было выпущено в приказные – 3 ученика; в 1785 в приказные также 3 человека, в адмиралтейские должности – 2 и в уездные землемеры – 1; в 1786 на штурманские должности в морские экспедиции –10, в уездные землемеры – 4, в адмиралтейство – 1, в сержанты – 1, за плохое поведение в солдаты отдан 1 и выгнан «за непонятием наук» 1. В 1787 в штурманы на Байкал было выпущено 2 ученика; в 1790 в военную службу – 1, в 1791 в Охотск штурманами – 5, в землемеры – 3, в форшмейстеры – 1, переведен в школу переводчиков с японского языка – 1, выбыл по болезни – 1, в 1792 в землемеры – 2; в 1794 в приказные служители – 2, в землемеры – 1; в 1795 в землемеры – 1 и в 1799 также в землемеры – 1. Умерло с 1784 по 1805 три ученика. В 1805 в школе осталось всего 10 геодезистов и 7 учеников.
Тем временем изменился и статус школы, которая в 1795 за отсутствием учителей была присоединена к главному народному училищу, открытому в Иркутске в 1787. В 1797 геодезисты и навигацкие ученики были переведены из военных чинов в гражданские, а 12 ноября 1805 в день открытия Иркутской гимназии зачислены в нее, куда стали поступать и средства, отпускаемые на содержание навигацкой школы. В таком состоянии, практически утратив свое первоначальное назначение, школа просуществовала до 1835, когда ученики геодезии были распущены.
Подводя итоги вышеизложенному, можно заключить, что, несмотря на организационные трудности, навигацкие школы в Восточной Сибири выполнили свою функцию по обеспечению региона необходимыми кадрами специалистов и сыграли важную роль в становлении там системы специального и общеобразовательного обучения.
Артемьев А.Р. Навигацкие школы в Восточной Сибири в XVIII веке. – Тальцы (журнал). – 2001. – № 1 (12). – С. 3–11.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей