О том, что Байкальский регион, как и многие другие, обладает огромными ресурсами для отдыха, оздоровления, здорового досуга, свидетельствует даже простое перечисление возможных видов и разновидностей туризма и рекреативной деятельности.
В зависимости от «средств передвижения»:
автопутешествия,
мототуризм,
пеший туризм,
туризм с использованием «легкой» авиации,
велосипедный туризм,
лодочный туризм (байдарки, моторные и парусные лодки и т.п.),
сплав на плотах по байкальским рекам,
верховой туризм, а также путешествие на собачьих упряжках — зимой,
путешествия на морских и речных суднах (яхты, «кометы»),
лыжный туризм,
путешествия на буерах, квадроциклах, снегоходах и внедорожниках по льду Байкала,
путешествия с помощью кайтов — больших воздушных змеев, которые тянут за собой путешественников на лыжах, коньках и других приспособлениях.
В зависимости от «спортивных» и экзотических интересов:
альпинизм,
дайвинг (спуски в воду в аквалангах),
плавание, любительское,
спортивные игры (теннис, бейсбол),
парашютный спорт и аэроспорт,
планерный спорт,
стрельба из лука,
катание на коньках,
катание на лыжах,
горные лыжи,
катание на санях (мотосани, спидвей),
бед еры, ледовые «яхты»,
катание на водных лыжах,
стрельба по движущимся объектам,
запуск змеев. В зависимости от видов деятельности на природе:
изучение природы,
осмотр достопримечательностей,
наблюдение за животными и птицами,
подводные наблюдения,
фотографирование животных,
рыбная ловля,
сбор лесопродуктов,
разного рода охоты (на медведя, на перелетных птиц, охота с ловушками и т.д.),
участие в конкурсах, объявленных местными властями и тур фирмами (снежные и ледяные скульптуры)
В зависимости от характера совместного отдыха:
кемпинг (групповой, автотрейлерный, в палатках),
курортный отдых,
отдых в лагерях,
пикники,
отдых на пляжах.
В зависимости от «культурных» интересов:
осмотр достопримечательностей,
посещение национальных парков и заповедников,
посещение спортивных мероприятий,
посещение традиционных этнических праздников (сурхарбан, обрядысемейских и т.п.),
посещение выставок и музеев на природе (комплекс «Тальцы» в Иркутской области, этнографический музей в Улан-Удэ),
посещение археологических памятников.
Среди конкретных объектов туристического интереса в Байкальском регионе могут быть:
Уникальные коллекции древних восточных медицинских и философских манускриптов, которые сегодня нередко пылятся в подсобных помещениях музеев Бурятии, Иркутска, не выставляются и не используются в дацанах и других культовых местах.
Записи шаманских ритуальных текстов, имеющиеся у каждого из сибирских народов, сбереженные учеными и энтузиастами.
Первоклассные коллекции древнерусской живописи и церковнославянских раритетов, которые хранятся у некоторых жителей семейско-старообрядческих деревень.
Картины древнерусского, древнебурятского, древнеякутского, тибетского религиозного искусства, сохранившиеся не только в музеях, но и у отдельных коллекционеров.
Книжные собрания декабристов и сибирских библиофилов, до сих пор вызывающие неиссякаемый интерес.
Богатые краеведческие коллекции, раскрывающие историю и культурное наследие народов Сибири.
Вне меньшей степени туристам российским и зарубежным - будут интересны изделия когда-то забытых, но сегодня восстановленных ремесел аборигенных народов:
плетение из конского волоса;
чеканка по меди и серебру;
ювелирное искусство;
изготовление танок — буддийских икон.
Именно в Байкальском регионе расположены три официально признанные в России буддийские святыни: статуя Зандан-Жуу в Эгитуйском дацане, Атлас тибетской медицины и нетленное тело Хамбо-Ламы Этигэлова. И это тоже (как не кощунственно сказать) — мощный туристический ресурс.
Наличие «внешних» объектов туристического бизнеса по современным меркам должно обязательно сопровождаться анализом внутренних причин интереса к ним. Это азбука психологии маркетинга. В связи с этим обратим внимание читателя на мотивы, привлекающие туристов для посещения Байкала и, особенно, его неосвоенных мест:
отдых,
поклонение святыням, которые связаны с религиозными позициями, памятью предков, упокоившихся в этих местах, почитаемыми личностями и т.п.,
занятия спортом, нередко такими его видами, которыми в местностях, где постоянно живут те или иные люди, заниматься невозможно, 498
для того, чтобы почувствовать очарование дикой природы во время знакомства с ней,
чтобы отвлечься от повседневной жизни,
осмотреть достопримечательности природы, ставшие неотъемлемым компонентом национального и всемирного наследия,
получение новых эмоциональных впечатлений,
получение чувства удовлетворения самых разных видов — от переживания эмоционального восхищения, душевной разрядки, сопереживания единства с природой,
осознание того, что ты отлично справился с трудностями пребывания в суровых условиях дикой природы, преодолел то, что не под силу другим,
стремление побывать в местах, где остро чувствуешь уединенность, дух первопроходца и т.п.
получить впечатления, максимально отличные от получаемых в повседневной жизни,
наслаждение красотой и бесконечным разнообразием многочисленных взаимосвязей, существующих в полнокровной природной среде.
Значимость понимания мотивов и стимулов путешествий открыто признаёт и экономика туризма. Так, в современном маркетинге существует психографический подход, сутью которого является изучение и использование в интересах экономики личностных пристрастий, вкусов, ценностных ориентации и предпочтений. Ведь решение о том, отправиться или не отправиться в то или иное путешествие принимает сам человек. Это зависит не столько от толщины кошелька, сколько от желания сменить обстановку, получить новые впечатления, развеяться от скуки и хандры, поклониться священным для себя историческим или современным атрибутам. И порой внешняя информация, эффективно преподнесённая вступившая в резонанс с внутренним миром личности делает то, что не сделают никакие деньги.
Наше исследование в июне 2007 года, включающее вопрос о мотивах туристических поездок на Байкал, выявило их следующий характер (представлена лишь часть мотивов: N = свыше 1000 чел.):
Известность Байкала в России и других странах как участка мирового наследия — 77,7%
Общение с дикой природой, наслаждение её красотой 62,6%
Желание получить яркие впечатления, отличающиеся от получаемых в повседневной жизни — 40,5%
Желание отдохнуть, развлечься — 24,3%
Познакомиться с религиозными и бытовыми ритуалами местного населения, поучаствовать в них — 21,1%
Знакомство с разнообразием народов, живущих на территориях вокруг Байкала, с их культурами — 19,1%
Оценка мотива «человеку просто некуда девать деньги» весьма незначительна (3,6%), и это говорит о том, что туризм не втиснуть в стереотипы простого расходования средств.
Исследование показало так же, что мотивация различается в зависимости от ряда социально-психологических категорий населения: мужчины и женщины; молодёжь, средний возраст и пожилые; люди с разными уровнями образования, различными профессиональными интересами и хобби; семейные и холостые и т.д. Всё это говорит о том, что психологические исследования могут способствовать развитию адресности туристических услуг, что сегодня весьма важно и в экономическом плане.
Для туристов, выезжающих в отдаленные сибирские края, тем более иностранцев, в сознании возникают и социально-психологические мотивы. Среди них, в первую очередь, получить статус «бывалого», знающего, прошедшего через «огни, воды и медные трубы», человека, идущего на любой риск. Как-то мне пришлось слушать одного американца, который приехал в наши края по житейским обстоятельствам. Его воспоминание о проводах в эту поездку напомнило мне известную русскую песню: «Как родная меня мать провожала, вся деревня, вся родня набежала...» Он, уже с чувством юмора припоминал, сколько «ахов» и «охов» высказали ему родичи и знакомые, как они жалели его и т.д. У таких историй есть и вторая сторона: какую такой человек будет иметь возможность своими рассказами о новом, необычном, экзотическом привлекать внимание окружающих, как он сможет какими-то (даже выдуманными историями) поднять свой статус после приезда.
В целом разнонаправленные ориентиры мотивов туристов полезно иметь в виду.
Существующее у многих местных фирм мнение, что Байкал - уже сам по себе сложившийся турпродукт со своим оригинальным и привлекательным брэндом и что он сам «проявит» мотивы туристов, далеко необоснованно. Не поверку оказывается, что привлекательность поездок на берега священного моря для части туристов зарубежных стран является отрицательным из-за некоторых причин. Среди них можно в первую очередь назвать экономические и экологические. Кратко остановимся на некоторых из них.
Наблюдается значительная стоимость любых туров в Сибирь и к Байкалу. Например, чтобы жителю стран Европы неделю отдохнуть в экзотических местах Атлантического океана и Средиземноморья, необходимы средства в размере 400-600 долларов, тогда как только дорога на Байкал вырвет из его бюджета не менее 1000 долларов.
Так же остро стоит вопрос о проживании в гостиничных номерах. Ведь стоимость строительства гостиниц в регионе огромная, да и турсезон в сибирских краях ограничен несколькими месяцами. Отсюда и цены, неподъемные для туристов: в разы выше, чем в известных европейских туристических отелях. И недосягаемый объект получает нелестные отзывы (по известному принципу: «А виноград-то зелен»). Усугубляется эта причина в российском масштабе и проблемой процедур по получению виз. Многие конкуренты России в борьбе за привлечение иностранных туристов идут не только по пути сокращения сроков выдачи виз, но и отказа от них совсем.
Отталкивает от посещений наших мест существование на берегах Байкала двух экологических монстров - Байкальского целлюлозно-бумажного и Селенгинского целлюлозно-картонного комбината. Их существование в первозданных и колоритных местах, а тем более их негативное влияние на природу Байкала вызывает по меньшей мере недоумение многих истинных ценителей природных красот. Вот характерный пример. Когда аспиранты кафедры социальной и экономической психологии вышли по Интернету на связь со своими немецкими коллегами, еще не бывавшими на Байкале, им сразу же задали вопрос: «Почему Вы позволяете, чтобы химические комбинаты действовали и загрязняли Байкал?» В восприятии многих иностранцев, как и у древних жителей, есть места, где кощунственно совершать деятельность, направленную на разрушение первородности среды. Таковым в сознании многих было и остается священное море.
Анархический период развития капитализма в России в конце 20-го и в начале 21 века породил стихийную застройку байкальских берегов всевозможного рода коттеджами, пансионатами, туристическими базами. При этом мало кто задумывался о художественном, эстетическом облике застроек. Они, состряпанные на свой цвет и вкус необремененными заботой о красоте природы хозяевами не украшают, а портят байкальские берега, уничтожая всю их натуральность и придавая им непривлекательный вид. То же можно сказать и о планах создания на Байкале в определенных местностях массы отелей и гостиниц. Бетонные, каменные, стеклянные постройки, (каменные джунгли, как их называют на Западе), непродуманные по своему дизайну вряд ли добавят живописности байкальским берегам.
Нельзя не сказать о кратком периоде, в течение которого большинству «обычных» туристов из-за рубежа можно по настоящему полюбоваться красотами священного моря (коротко сибирское лето!), а тем более покупаться в нем. В два-три летних месяца на Байкале нет отбоя от туристов, поздней осенью, зимой и практически всю весну в гостиницах и на турбазах царит тишина, доходы бизнесменов значительно падают. Туристические ресурсы оказываются оптимально загруженными лишь третью часть года и дают практически соответствующую часть возможных доходов.
Мощным отпугивающим фактором как для зарубежных, так и отечественных туристов, является наличие в прибайкальских лесах кровососущих клещей, некоторые из которых являются носителями энцефалита. Феномен этот — природный, но, к сожалению, он работает не на пользу природе Байкала.
Мы кратко рассказали о тех реальных минусах, которые являются преградами и помехами в развитии туризма. Но нельзя не задуматься и о причинах потенциального характера, когда слабо разрабатываются его возможные ресурсы. В первую очередь, на наш взгляд, надо подвергнуть оценке потенциалы делового туризма. Напомним, что согласно существующим определениям деловой туризм - это поездки по служебным целям без получения доходов по месту командирования. Деловой туризм касается всех сфер жизнедеятельности: в командировки по экономическим, административным, образовательным, научным, юридическим и иным причинам прибывает в города и селения по обеим сторонам Байкала огромная масса людей. Откровенно говоря, немалое количество таких гостей приезжает не столько за тем, чтобы реализовать деловые цели, сколько с желанием побывать в уникальных местах. Ну о совмещении служебных и личных интересов естественно думает каждый второй: и большинство гостеприимных «встречающих» также не без корыстного интереса ведут командированных полюбоваться сибирской жемчужиной, прикоснуться к её красоте, пообщаться с её природой. Сколько таких деловых туристов в течение года бывает на священном море, статистика не знает, да и вряд ли узнает. Но минимум два момента могут касаться потенциалов данного вида туризма. Во-первых, через впечатления гостям необходимо добиться того, чтобы они «продляли своё удовольствие» или (и) неоднократно возвращались на Байкал. Во-вторых, таких служебных гостей полезно опять-таки через их впечатления делать «рупорами» красот священного моря, людьми, заражающими «бациллами» байкальского брэнда своих коллег, знакомых, родных в местах своего проживания.
Другим пока слабочисленным «айсбергом» туризма является посещение Байкала людьми, которые делают непродолжительные остановки в аэропортах и на железнодорожных станциях Прибайкалья при совершении поездок в другие города и веси. Речь в таких случаях можно вести о турах для специально ориентированных транзитных пассажиров по их специфичным интересам не только познавательно-экологического, но и национально-культурного характера. Для реализации последних можно, в частности, для представителей конкретных стран, обеспечить посещение всех мест, в которых так или иначе оставили память о себе их соотечественники. А таких фактов хоть отбавляй, и о части из них мы рассказали в разделе об иностранцах на Байкале.
Территории Бурятии и Иркутска удачно расположились в самом центре Азии и могут стать своеобразным перевалочным пунктом для иностранных деловых людей и туристов, проезжающих в различных направлениях. Например, много зарубежных гостей едут через Восточную Сибирь в более успешные в сфере организации отдыха Монголию и Китай. По информации заинтересованных туристических организаций Бурятии и Иркутской области лишь около пятой части прибывают сюда для знакомства с регионом, остальные задерживаются всего на день — два. Последний показатель можно «растянуть» на более длительный период, однако для этого необходимо предпринять ряд усилий. Центры двух регионов и их крупные населенные пункты должны обладать хорошей базой, приспособленной под запросы транзитников. Однако сейчас даже в больших городах нет табличек с названиями улиц на «международном» английском языке, не говоря уже о визитно-информационном центре, в котором любой приезжий мог бы получить информацию о гостиницах, транспорте, тарифах в обслуживании по обеим сторонам Байкала. Не хватает номерной емкости в гостиницах, не создана система туруслуг, возникают различные проблемы на вокзалах, таможнях, в аэропортах. Использование транзитного ресурса пока также оставляет желать лучшего.
Одновременно стоит сказать о туристической переориентации представителей делового мира, приезжающих в Восточную Сибирь с чисто прагматическими целями. В связи с промышленным освоением региона, строительством «газовых» объектов, проведением «нефтяной трубы» из Сибири на Дальний Восток и другими современными экономическими проектами количество таких приезжающих будет увеличиваться. При целенаправленной работе туристических агенств в данном направлении по обеим сторонам Байкала «транзитный» ресурс организации посещений Байкала окажется весьма выгодным.
Кроме «транзитных» и деловых путешествий в Байкальском регионе, на наш взгляд, весьма высокое место должен занять» экзотический» туризм, спектр которого может быть весьма значительным. В психологической сути такого туризма более всего удачными могут быть мотивы «испытай себя», «проверь свою удачу», «убеги от суеты». При этом будет проявляться и сугубо индивидуалистическая (нет дела до мнений других людей) и демонстративная сущность туристических поездок («пусть все видят, какой я молодец и удалец»). К реализации первых двух мотивов можно отнести охотничьи туры: отстрел медведей, лосей, изюбрей, других копывтных животных, которые все больше привлекают любителей экзотики. Сам такой туризм можно и нужно сделать не только экономически, но и экологически целесообразным. За примером и опытом здесь ходить далеко не надо. Так в ближайшей зарубежной стране - Монголии - примеры доходности охотничьего туризма поражают воображение: отстрел редкого горного барана стоит от 6 до 25 тысяч долларов. В стране огромная часть туризма построена на охоте, и при этом отлажено действует возвратный механизм: более 10% доходов идет на восстановление популяции редкого животного. Совсем не трудно подсчитать, что окупаемость туро-хоты как бизнеса не идет ни в какое сравнение с рентабельностью ряда экономических сфер, например, с рубкой леса: «сосна растет 70 лет, а животное — пять-шесть лет, а «стоит» в тысячи раз дороже»Мотивы «убеги от суеты», «побудь один» (вдвоем) касаются прежде всего людей, любящих одиночество и отшельничество, в личностном плане — ярко выраженных интровертов, к тому же уставших от перенасыщенности социальных контактов. Сегодня все больше таких людей, убегающих в лесную или по меньшей мере в «деревенскую» тишину от давления урбанизированных связей. Для удовлетворения такого рода запросов в Байкальской тайге очень много возможностей, через строительство «изолированных» особняков и зимовий, в которых можно спокойно пожить, на хорошем уровне обеспечивая свои первичные потребности.
Особого внимания на Байкале требует развитие зимнего туризма, который позволит загружать посетителями существующие и строящиеся гостиницы и отели Байкальского региона в холодные периоды года хотя бы по минимуму. Если учитывать раннее выпадение снега в доступных южных районах и на северо-востоке Прибайкалья (октябрь - ноябрь), когда еще нет сильных морозов, или соответству-щее становление льда в посольском сору и заливе Провал; а так же возможности заниматься на Байкале некоторыми зимними видами спорта в не столь холодные месяцы (вторая половина февраля и до 10 апреля), то перспективы зимнего туризма можно считать значительными, если скорректировать его сроки, направления и формы заинтересованным органам и фирмам по обоим берегам озера.
В Иркутской области с 2003 года проходит самый масштабный туристический и спортивный праздник в Байкальском регионе — «Зимниада». Здесь слиты воедино спортивный азарт, экзотические обряды древних религий и диско-марафоны под звездным небом. В программах Зимниады различные массовые акции, народные гуляния и серьезные спортивные состязания, в которых участвуют и любители, и профессионалы:кубки по мини-футболу и снежному волейболу,пробеги на собачьих упряжках,гольф на льду,гонки по Байкалу на кайтах и др. Организуют это интересные мероприятия — праздники различные фирмы. Среди ярких мероприятий можно выделить:
ледовый марафон, который с 2006 года проходит под девизом «За сохранение чистых вод Байкала», и в нем наряду с российскими марафонцами участвуют спортсмены из Западной Европы: Германии, Польши, Австрии, Швейцарии, а также из Японии. Например, в 2007 году марафонскую дистанцию в 42 км 195 метров от Танхоя до Листвянки по льду озера преодолели несколько спортсменов, а победителем к удивлению всех стал немец Ян Траутман. Поскольку подобного рода марафоны уникальны, известный английский писатель Ким Манн-Коннел включил байкальский в тридцатку лучших экстремальных забегов мира, наряду с теми, которые проводятся в тропиках Амазонки, пустыне Сахара, Гималаях и Антарктике;
реалити-шоу «Зов предков» компании «Спутник - Байкал»; здесь желающие преодолевают три этапа общей протяженностью 120 км на лыжах, снегоходах и собачьих упряжках;
кампания «Гранд — Байкал» организует переход на снегоходах любителей экстремального туризма по дикой Ленской тайге и льду Байкала; расстояние в одну тысячу километров при полном отсутствии проезжих дорог, по охотничьим тропам и снежным наносам путешественникам необходимо преодолеть за 10 дней.
Вне всякого сомнения, перед байкальским туризмом стоит задача создать целую серию таких «зимниад» в удобных для этого местах, которые чередовались бы друг за другом в течение всего осенне-зимнего периода. Все предпосылки для этого имеются. Например, благодаря ежегодному проведению на Малом море турнира по подледному лову рыбы, на западном берегу Байкала появилось множество гостиниц, работающих в холодное время года. А итогом проведения Байкальского альпинистского лыжного марафона стал проект строительства лыжного стадиона международного класса под Ангарском. Проект уже разработан и реализуется, и через пять лет в Иркутской области - единственном регионе России восточнее Красноярского края — появится такой спортивный объект.
В последнее время стало модным ваяние ледяных скульптур и строительство ледяных сооружений в различных городах и селениях. Например, в Байкальске скульпторы создавали изо льда к крещенским праздникам фрагмент из библии - крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Каждая скульптура размером с обычного человека. В центре композиции по колено в воде стоит Иисус, слева от него креститель Иоанн, а справа ангел. Зимой последних трех лет (2008-2010) были организованы в дополнение к «зимниадам» международные фестивали ледяных скульптур типа «Хрустальная нерпа». На них приглашались «ледяные» скульпторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Красноярска, Екатеринбурга. Украшенные цветомузыкой, выставки разнообразных ледяных шедевров можно демонстрировать в различных местах байкальского прибрежья, начиная с декабря, благо льда с этого времени на всех хватит. Если к такого рода конкурсам подключатся конкурсные рычаги и возникнет стимулируемая муниципалитетами конкуренция между населёнными пунктами, то творчеству не будет предела. Да и прибрежье Байкала украсится на зимние месяцы уникальными и привлекающими туристов скульптурами.
Раскрывая этнопсихологические особенности туризма на Байкале стоит вспомнить о национальных парках, являющихся важным фактором рекреации. Сегодня в мире активизируются два основных направления: 1) парки архитектурные и 2) парки, условно называемые сказочно-историческими. Наиболее известным примером первого направления в Европе считается Брупарк в Брюсселе. В нем собраны более 100 (масштаб 1:25) макетов самых знаменитых достопримечательностей архитектуры 12 стран ЕЭС. Отбор производился историками искусства, модели создавались в 55 мастерских семи стран Сообщества, где моделисты - конструкторы воссоздавали образцы знаменитых творений вплоть до мельчайших подробностей. Каждая страна в этой мини — Европе постаралась предстать перед публикой в наиболее привлекательном виде. Так, испанцы своей визитной карточкой сделали памятник Колумбу в Барселоне, стадион для корриды в Севилье, деревеньку Ла Манча с фигурками Дон Кихота и Санчо Пансы, дворец Эль Эскориал, собор Св. Иакова в Сантьяго-де-Компостела; англичане — Вестминстер, здание Парламента, Биг Бен; французы — Сакре Керр, триумфальную арку, Бобур; бельгийцы - замок Стен в Антверпене, ратушу из Мехелене и т.д. Следуя примеру европейцев аналогичные «парки» достопримечательностей сибирских народов можно создать и на иркутской, и на «бурятской» сторонах. Это можно сделать достаточно быстро, используя уже имеющиеся территории и постройки в музеях Тальцыи под Улан-Удэ.
Второе направление, которое распространяется в Европе, составляют исторические парки, приглашающие зрителей «погрузиться в атмосферу прошлых лет». С недавних пор они стали приобретать эпатажный оттенок. В Польше, например, в тематический парк превращают известное «Волчье логово» - гитлеровский командный пункт на восточном фронте во время второй мировой войны. Обслуживающий туристов персонал носит мундиры Люфтваффе и Вермахта. Каждый вечер желающие могут потанцевать в дискотеке «Бункер Гитлера» и т.д. В Байкальском регионе такого рода «исторические» парки — территории могут представлять собой (с наличием всех соответсвующих атрибутов: от жилищ до людей, выполняющих соответствующие роли):
бурятские улусы с юртами и скотоводческими постройками, в которых «кипит» традиционная жизнь;
эвенкийские стойбища с чумами и загонами для оленей;
деревня русских старожилов с соответствующими атрибутами (их в немалом количестве можно восстановить);
деревни старообрядцев — семейских, полностью воссозданные в своей социально-этнической уникальности (для этого есть все условия в ряде районов Бурятии и Читинской области - Тарбагатайс-кий, Бичурский, Мухоршибирский, Красночикойский и т.д.);
станицы забайкальских казаков, с показом основных элементов быта и жизни казачества (пограничные с Монголией районы Бурятии и Читинской области);
казематы тюрьмы Петровского завода и штольни Нерчинского и других рудников, где отбывали каторгу декабристы, народовольцы, другие отечественные «заступники»;
места заключения советского периода, где пребывали и несправедливо осужденные «враги народа», и разного рода дисседенты, и даже военнопленные (в частности, японские).
На байкальском берегу последняя «достопримечательность» может быть показана выше представленным лагерем арестантов на севере озера; или же частью «отторгнуто» и оформлено в Выдринской колонии, сегодня существующей (естественно, если в этом будут заинтересованы официальные лица соответствующих органов).
На необычность туристских «ресурсов» экзотического вида обратят внимание немало посетителей, любящих «острые ощущения». Кстати, подобный опыт имеет место в Сахалинской области, и о нем мы уже рассказали.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей