О том, что Байкальский регион, как и многие другие, обладает огромными ресурсами для отдыха, оздоровления, здорового досуга, свидетельствует даже простое перечисление возможных видов и разновидностей туризма и рекреативной деятельности.
Виды туризма
В зависимости от «средств передвижения»:
-
автопутешествия,
-
мототуризм,
-
пеший туризм,
-
туризм с использованием «легкой» авиации,
-
велосипедный туризм,
-
лодочный туризм (байдарки, моторные и парусные лодки и т.п.),
-
сплав на плотах по байкальским рекам,
-
верховой туризм, а также путешествие на собачьих упряжках — зимой,
-
путешествия на морских и речных суднах (яхты, «кометы»),
-
лыжный туризм,
-
путешествия на буерах, квадроциклах, снегоходах и внедорожниках по льду Байкала,
-
путешествия с помощью кайтов — больших воздушных змеев, которые тянут за собой путешественников на лыжах, коньках и других приспособлениях.
В зависимости от «спортивных» и экзотических интересов:
-
альпинизм,
-
дайвинг (спуски в воду в аквалангах),
-
плавание, любительское,
-
спортивные игры (теннис, бейсбол),
-
парашютный спорт и аэроспорт,
-
планерный спорт,
-
стрельба из лука,
-
катание на коньках,
-
катание на лыжах,
-
горные лыжи,
-
катание на санях (мотосани, спидвей),
-
бед еры, ледовые «яхты»,
-
катание на водных лыжах,
-
стрельба по движущимся объектам,
-
запуск змеев. В зависимости от видов деятельности на природе:
-
изучение природы,
-
осмотр достопримечательностей,
-
наблюдение за животными и птицами,
-
подводные наблюдения,
-
фотографирование животных,
-
рыбная ловля,
-
сбор лесопродуктов,
-
разного рода охоты (на медведя, на перелетных птиц, охота с ловушками и т.д.),
-
участие в конкурсах, объявленных местными властями и тур фирмами (снежные и ледяные скульптуры)
В зависимости от характера совместного отдыха:
-
кемпинг (групповой, автотрейлерный, в палатках),
-
курортный отдых,
-
отдых в лагерях,
-
пикники,
-
отдых на пляжах.
В зависимости от «культурных» интересов:
-
осмотр достопримечательностей,
-
посещение национальных парков и заповедников,
-
посещение спортивных мероприятий,
-
посещение традиционных этнических праздников (сурхарбан, обрядысемейских и т.п.),
-
посещение выставок и музеев на природе (комплекс «Тальцы» в Иркутской области, этнографический музей в Улан-Удэ),
-
посещение археологических памятников.
Среди конкретных объектов туристического интереса в Байкальском регионе могут быть:
-
Уникальные коллекции древних восточных медицинских и философских манускриптов, которые сегодня нередко пылятся в подсобных помещениях музеев Бурятии, Иркутска, не выставляются и не используются в дацанах и других культовых местах.
-
Записи шаманских ритуальных текстов, имеющиеся у каждого из сибирских народов, сбереженные учеными и энтузиастами.
-
Первоклассные коллекции древнерусской живописи и церковнославянских раритетов, которые хранятся у некоторых жителей семейско-старообрядческих деревень.
-
Картины древнерусского, древнебурятского, древнеякутского, тибетского религиозного искусства, сохранившиеся не только в музеях, но и у отдельных коллекционеров.
-
Книжные собрания декабристов и сибирских библиофилов, до сих пор вызывающие неиссякаемый интерес.
-
Богатые краеведческие коллекции, раскрывающие историю и культурное наследие народов Сибири.
Вне меньшей степени туристам российским и зарубежным - будут интересны изделия когда-то забытых, но сегодня восстановленных ремесел аборигенных народов:
-
плетение из конского волоса;
-
чеканка по меди и серебру;
-
ювелирное искусство;
-
изготовление танок — буддийских икон.
Именно в Байкальском регионе расположены три официально признанные в России буддийские святыни: статуя Зандан-Жуу в Эгитуйском дацане, Атлас тибетской медицины и нетленное тело Хамбо-Ламы Этигэлова. И это тоже (как не кощунственно сказать) — мощный туристический ресурс.
Наличие «внешних» объектов туристического бизнеса по современным меркам должно обязательно сопровождаться анализом внутренних причин интереса к ним. Это азбука психологии маркетинга. В связи с этим обратим внимание читателя на мотивы, привлекающие туристов для посещения Байкала и, особенно, его неосвоенных мест:
-
отдых,
-
поклонение святыням, которые связаны с религиозными позициями, памятью предков, упокоившихся в этих местах, почитаемыми личностями и т.п.,
-
занятия спортом, нередко такими его видами, которыми в местностях, где постоянно живут те или иные люди, заниматься невозможно, 498
-
для того, чтобы почувствовать очарование дикой природы во время знакомства с ней,
-
чтобы отвлечься от повседневной жизни,
-
осмотреть достопримечательности природы, ставшие неотъемлемым компонентом национального и всемирного наследия,
-
получение новых эмоциональных впечатлений,
-
получение чувства удовлетворения самых разных видов — от переживания эмоционального восхищения, душевной разрядки, сопереживания единства с природой,
-
осознание того, что ты отлично справился с трудностями пребывания в суровых условиях дикой природы, преодолел то, что не под силу другим,
-
стремление побывать в местах, где остро чувствуешь уединенность, дух первопроходца и т.п.
-
получить впечатления, максимально отличные от получаемых в повседневной жизни,
-
наслаждение красотой и бесконечным разнообразием многочисленных взаимосвязей, существующих в полнокровной природной среде.
Значимость понимания мотивов и стимулов путешествий открыто признаёт и экономика туризма. Так, в современном маркетинге существует психографический подход, сутью которого является изучение и использование в интересах экономики личностных пристрастий, вкусов, ценностных ориентации и предпочтений. Ведь решение о том, отправиться или не отправиться в то или иное путешествие принимает сам человек. Это зависит не столько от толщины кошелька, сколько от желания сменить обстановку, получить новые впечатления, развеяться от скуки и хандры, поклониться священным для себя историческим или современным атрибутам. И порой внешняя информация, эффективно преподнесённая вступившая в резонанс с внутренним миром личности делает то, что не сделают никакие деньги.
Мотивы поездок на Байкал
Наше исследование в июне 2007 года, включающее вопрос о мотивах туристических поездок на Байкал, выявило их следующий характер (представлена лишь часть мотивов: N = свыше 1000 чел.):
-
Известность Байкала в России и других странах как участка мирового наследия — 77,7%
-
Общение с дикой природой, наслаждение её красотой 62,6%
-
Желание получить яркие впечатления, отличающиеся от получаемых в повседневной жизни — 40,5%
-
Желание отдохнуть, развлечься — 24,3%
-
Познакомиться с религиозными и бытовыми ритуалами местного населения, поучаствовать в них — 21,1%
-
Знакомство с разнообразием народов, живущих на территориях вокруг Байкала, с их культурами — 19,1%
Оценка мотива «человеку просто некуда девать деньги» весьма незначительна (3,6%), и это говорит о том, что туризм не втиснуть в стереотипы простого расходования средств.
Исследование показало так же, что мотивация различается в зависимости от ряда социально-психологических категорий населения: мужчины и женщины; молодёжь, средний возраст и пожилые; люди с разными уровнями образования, различными профессиональными интересами и хобби; семейные и холостые и т.д. Всё это говорит о том, что психологические исследования могут способствовать развитию адресности туристических услуг, что сегодня весьма важно и в экономическом плане.
Для туристов, выезжающих в отдаленные сибирские края, тем более иностранцев, в сознании возникают и социально-психологические мотивы. Среди них, в первую очередь, получить статус «бывалого», знающего, прошедшего через «огни, воды и медные трубы», человека, идущего на любой риск. Как-то мне пришлось слушать одного американца, который приехал в наши края по житейским обстоятельствам. Его воспоминание о проводах в эту поездку напомнило мне известную русскую песню: «Как родная меня мать провожала, вся деревня, вся родня набежала...» Он, уже с чувством юмора припоминал, сколько «ахов» и «охов» высказали ему родичи и знакомые, как они жалели его и т.д. У таких историй есть и вторая сторона: какую такой человек будет иметь возможность своими рассказами о новом, необычном, экзотическом привлекать внимание окружающих, как он сможет какими-то (даже выдуманными историями) поднять свой статус после приезда.
В целом разнонаправленные ориентиры мотивов туристов полезно иметь в виду.
Помехи в развитии туризма на Байкале
Существующее у многих местных фирм мнение, что Байкал - уже сам по себе сложившийся турпродукт со своим оригинальным и привлекательным брэндом и что он сам «проявит» мотивы туристов, далеко необоснованно. Не поверку оказывается, что привлекательность поездок на берега священного моря для части туристов зарубежных стран является отрицательным из-за некоторых причин. Среди них можно в первую очередь назвать экономические и экологические. Кратко остановимся на некоторых из них.
-
Наблюдается значительная стоимость любых туров в Сибирь и к Байкалу. Например, чтобы жителю стран Европы неделю отдохнуть в экзотических местах Атлантического океана и Средиземноморья, необходимы средства в размере 400-600 долларов, тогда как только дорога на Байкал вырвет из его бюджета не менее 1000 долларов.
Так же остро стоит вопрос о проживании в гостиничных номерах. Ведь стоимость строительства гостиниц в регионе огромная, да и турсезон в сибирских краях ограничен несколькими месяцами. Отсюда и цены, неподъемные для туристов: в разы выше, чем в известных европейских туристических отелях. И недосягаемый объект получает нелестные отзывы (по известному принципу: «А виноград-то зелен»). Усугубляется эта причина в российском масштабе и проблемой процедур по получению виз. Многие конкуренты России в борьбе за привлечение иностранных туристов идут не только по пути сокращения сроков выдачи виз, но и отказа от них совсем.
-
Отталкивает от посещений наших мест существование на берегах Байкала двух экологических монстров - Байкальского целлюлозно-бумажного и Селенгинского целлюлозно-картонного комбината. Их существование в первозданных и колоритных местах, а тем более их негативное влияние на природу Байкала вызывает по меньшей мере недоумение многих истинных ценителей природных красот. Вот характерный пример. Когда аспиранты кафедры социальной и экономической психологии вышли по Интернету на связь со своими немецкими коллегами, еще не бывавшими на Байкале, им сразу же задали вопрос: «Почему Вы позволяете, чтобы химические комбинаты действовали и загрязняли Байкал?» В восприятии многих иностранцев, как и у древних жителей, есть места, где кощунственно совершать деятельность, направленную на разрушение первородности среды. Таковым в сознании многих было и остается священное море.
-
Анархический период развития капитализма в России в конце 20-го и в начале 21 века породил стихийную застройку байкальских берегов всевозможного рода коттеджами, пансионатами, туристическими базами. При этом мало кто задумывался о художественном, эстетическом облике застроек. Они, состряпанные на свой цвет и вкус необремененными заботой о красоте природы хозяевами не украшают, а портят байкальские берега, уничтожая всю их натуральность и придавая им непривлекательный вид. То же можно сказать и о планах создания на Байкале в определенных местностях массы отелей и гостиниц. Бетонные, каменные, стеклянные постройки, (каменные джунгли, как их называют на Западе), непродуманные по своему дизайну вряд ли добавят живописности байкальским берегам.
-
Нельзя не сказать о кратком периоде, в течение которого большинству «обычных» туристов из-за рубежа можно по настоящему полюбоваться красотами священного моря (коротко сибирское лето!), а тем более покупаться в нем. В два-три летних месяца на Байкале нет отбоя от туристов, поздней осенью, зимой и практически всю весну в гостиницах и на турбазах царит тишина, доходы бизнесменов значительно падают. Туристические ресурсы оказываются оптимально загруженными лишь третью часть года и дают практически соответствующую часть возможных доходов.
-
Мощным отпугивающим фактором как для зарубежных, так и отечественных туристов, является наличие в прибайкальских лесах кровососущих клещей, некоторые из которых являются носителями энцефалита. Феномен этот — природный, но, к сожалению, он работает не на пользу природе Байкала.
Пути привлечения туристов на Байкал
Мы кратко рассказали о тех реальных минусах, которые являются преградами и помехами в развитии туризма. Но нельзя не задуматься и о причинах потенциального характера, когда слабо разрабатываются его возможные ресурсы. В первую очередь, на наш взгляд, надо подвергнуть оценке потенциалы делового туризма. Напомним, что согласно существующим определениям деловой туризм - это поездки по служебным целям без получения доходов по месту командирования. Деловой туризм касается всех сфер жизнедеятельности: в командировки по экономическим, административным, образовательным, научным, юридическим и иным причинам прибывает в города и селения по обеим сторонам Байкала огромная масса людей. Откровенно говоря, немалое количество таких гостей приезжает не столько за тем, чтобы реализовать деловые цели, сколько с желанием побывать в уникальных местах. Ну о совмещении служебных и личных интересов естественно думает каждый второй: и большинство гостеприимных «встречающих» также не без корыстного интереса ведут командированных полюбоваться сибирской жемчужиной, прикоснуться к её красоте, пообщаться с её природой. Сколько таких деловых туристов в течение года бывает на священном море, статистика не знает, да и вряд ли узнает. Но минимум два момента могут касаться потенциалов данного вида туризма. Во-первых, через впечатления гостям необходимо добиться того, чтобы они «продляли своё удовольствие» или (и) неоднократно возвращались на Байкал. Во-вторых, таких служебных гостей полезно опять-таки через их впечатления делать «рупорами» красот священного моря, людьми, заражающими «бациллами» байкальского брэнда своих коллег, знакомых, родных в местах своего проживания.
Другим пока слабочисленным «айсбергом» туризма является посещение Байкала людьми, которые делают непродолжительные остановки в аэропортах и на железнодорожных станциях Прибайкалья при совершении поездок в другие города и веси. Речь в таких случаях можно вести о турах для специально ориентированных транзитных пассажиров по их специфичным интересам не только познавательно-экологического, но и национально-культурного характера. Для реализации последних можно, в частности, для представителей конкретных стран, обеспечить посещение всех мест, в которых так или иначе оставили память о себе их соотечественники. А таких фактов хоть отбавляй, и о части из них мы рассказали в разделе об иностранцах на Байкале.
Территории Бурятии и Иркутска удачно расположились в самом центре Азии и могут стать своеобразным перевалочным пунктом для иностранных деловых людей и туристов, проезжающих в различных направлениях. Например, много зарубежных гостей едут через Восточную Сибирь в более успешные в сфере организации отдыха Монголию и Китай. По информации заинтересованных туристических организаций Бурятии и Иркутской области лишь около пятой части прибывают сюда для знакомства с регионом, остальные задерживаются всего на день — два. Последний показатель можно «растянуть» на более длительный период, однако для этого необходимо предпринять ряд усилий. Центры двух регионов и их крупные населенные пункты должны обладать хорошей базой, приспособленной под запросы транзитников. Однако сейчас даже в больших городах нет табличек с названиями улиц на «международном» английском языке, не говоря уже о визитно-информационном центре, в котором любой приезжий мог бы получить информацию о гостиницах, транспорте, тарифах в обслуживании по обеим сторонам Байкала. Не хватает номерной емкости в гостиницах, не создана система туруслуг, возникают различные проблемы на вокзалах, таможнях, в аэропортах. Использование транзитного ресурса пока также оставляет желать лучшего.
Одновременно стоит сказать о туристической переориентации представителей делового мира, приезжающих в Восточную Сибирь с чисто прагматическими целями. В связи с промышленным освоением региона, строительством «газовых» объектов, проведением «нефтяной трубы» из Сибири на Дальний Восток и другими современными экономическими проектами количество таких приезжающих будет увеличиваться. При целенаправленной работе туристических агенств в данном направлении по обеим сторонам Байкала «транзитный» ресурс организации посещений Байкала окажется весьма выгодным.
Кроме «транзитных» и деловых путешествий в Байкальском регионе, на наш взгляд, весьма высокое место должен занять» экзотический» туризм, спектр которого может быть весьма значительным. В психологической сути такого туризма более всего удачными могут быть мотивы «испытай себя», «проверь свою удачу», «убеги от суеты». При этом будет проявляться и сугубо индивидуалистическая (нет дела до мнений других людей) и демонстративная сущность туристических поездок («пусть все видят, какой я молодец и удалец»). К реализации первых двух мотивов можно отнести охотничьи туры: отстрел медведей, лосей, изюбрей, других копывтных животных, которые все больше привлекают любителей экзотики. Сам такой туризм можно и нужно сделать не только экономически, но и экологически целесообразным. За примером и опытом здесь ходить далеко не надо. Так в ближайшей зарубежной стране - Монголии - примеры доходности охотничьего туризма поражают воображение: отстрел редкого горного барана стоит от 6 до 25 тысяч долларов. В стране огромная часть туризма построена на охоте, и при этом отлажено действует возвратный механизм: более 10% доходов идет на восстановление популяции редкого животного. Совсем не трудно подсчитать, что окупаемость туро-хоты как бизнеса не идет ни в какое сравнение с рентабельностью ряда экономических сфер, например, с рубкой леса: «сосна растет 70 лет, а животное — пять-шесть лет, а «стоит» в тысячи раз дороже»Мотивы «убеги от суеты», «побудь один» (вдвоем) касаются прежде всего людей, любящих одиночество и отшельничество, в личностном плане — ярко выраженных интровертов, к тому же уставших от перенасыщенности социальных контактов. Сегодня все больше таких людей, убегающих в лесную или по меньшей мере в «деревенскую» тишину от давления урбанизированных связей. Для удовлетворения такого рода запросов в Байкальской тайге очень много возможностей, через строительство «изолированных» особняков и зимовий, в которых можно спокойно пожить, на хорошем уровне обеспечивая свои первичные потребности.
Особого внимания на Байкале требует развитие зимнего туризма, который позволит загружать посетителями существующие и строящиеся гостиницы и отели Байкальского региона в холодные периоды года хотя бы по минимуму. Если учитывать раннее выпадение снега в доступных южных районах и на северо-востоке Прибайкалья (октябрь - ноябрь), когда еще нет сильных морозов, или соответству-щее становление льда в посольском сору и заливе Провал; а так же возможности заниматься на Байкале некоторыми зимними видами спорта в не столь холодные месяцы (вторая половина февраля и до 10 апреля), то перспективы зимнего туризма можно считать значительными, если скорректировать его сроки, направления и формы заинтересованным органам и фирмам по обоим берегам озера.
В Иркутской области с 2003 года проходит самый масштабный туристический и спортивный праздник в Байкальском регионе — «Зимниада». Здесь слиты воедино спортивный азарт, экзотические обряды древних религий и диско-марафоны под звездным небом. В программах Зимниады различные массовые акции, народные гуляния и серьезные спортивные состязания, в которых участвуют и любители, и профессионалы:кубки по мини-футболу и снежному волейболу,пробеги на собачьих упряжках,гольф на льду,гонки по Байкалу на кайтах и др. Организуют это интересные мероприятия — праздники различные фирмы. Среди ярких мероприятий можно выделить:
-
ледовый марафон, который с 2006 года проходит под девизом «За сохранение чистых вод Байкала», и в нем наряду с российскими марафонцами участвуют спортсмены из Западной Европы: Германии, Польши, Австрии, Швейцарии, а также из Японии. Например, в 2007 году марафонскую дистанцию в 42 км 195 метров от Танхоя до Листвянки по льду озера преодолели несколько спортсменов, а победителем к удивлению всех стал немец Ян Траутман. Поскольку подобного рода марафоны уникальны, известный английский писатель Ким Манн-Коннел включил байкальский в тридцатку лучших экстремальных забегов мира, наряду с теми, которые проводятся в тропиках Амазонки, пустыне Сахара, Гималаях и Антарктике;
-
реалити-шоу «Зов предков» компании «Спутник - Байкал»; здесь желающие преодолевают три этапа общей протяженностью 120 км на лыжах, снегоходах и собачьих упряжках;
-
кампания «Гранд — Байкал» организует переход на снегоходах любителей экстремального туризма по дикой Ленской тайге и льду Байкала; расстояние в одну тысячу километров при полном отсутствии проезжих дорог, по охотничьим тропам и снежным наносам путешественникам необходимо преодолеть за 10 дней.
Вне всякого сомнения, перед байкальским туризмом стоит задача создать целую серию таких «зимниад» в удобных для этого местах, которые чередовались бы друг за другом в течение всего осенне-зимнего периода. Все предпосылки для этого имеются. Например, благодаря ежегодному проведению на Малом море турнира по подледному лову рыбы, на западном берегу Байкала появилось множество гостиниц, работающих в холодное время года. А итогом проведения Байкальского альпинистского лыжного марафона стал проект строительства лыжного стадиона международного класса под Ангарском. Проект уже разработан и реализуется, и через пять лет в Иркутской области - единственном регионе России восточнее Красноярского края — появится такой спортивный объект.
В последнее время стало модным ваяние ледяных скульптур и строительство ледяных сооружений в различных городах и селениях. Например, в Байкальске скульпторы создавали изо льда к крещенским праздникам фрагмент из библии - крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Каждая скульптура размером с обычного человека. В центре композиции по колено в воде стоит Иисус, слева от него креститель Иоанн, а справа ангел. Зимой последних трех лет (2008-2010) были организованы в дополнение к «зимниадам» международные фестивали ледяных скульптур типа «Хрустальная нерпа». На них приглашались «ледяные» скульпторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Красноярска, Екатеринбурга. Украшенные цветомузыкой, выставки разнообразных ледяных шедевров можно демонстрировать в различных местах байкальского прибрежья, начиная с декабря, благо льда с этого времени на всех хватит. Если к такого рода конкурсам подключатся конкурсные рычаги и возникнет стимулируемая муниципалитетами конкуренция между населёнными пунктами, то творчеству не будет предела. Да и прибрежье Байкала украсится на зимние месяцы уникальными и привлекающими туристов скульптурами.
Раскрывая этнопсихологические особенности туризма на Байкале стоит вспомнить о национальных парках, являющихся важным фактором рекреации. Сегодня в мире активизируются два основных направления: 1) парки архитектурные и 2) парки, условно называемые сказочно-историческими. Наиболее известным примером первого направления в Европе считается Брупарк в Брюсселе. В нем собраны более 100 (масштаб 1:25) макетов самых знаменитых достопримечательностей архитектуры 12 стран ЕЭС. Отбор производился историками искусства, модели создавались в 55 мастерских семи стран Сообщества, где моделисты - конструкторы воссоздавали образцы знаменитых творений вплоть до мельчайших подробностей. Каждая страна в этой мини — Европе постаралась предстать перед публикой в наиболее привлекательном виде. Так, испанцы своей визитной карточкой сделали памятник Колумбу в Барселоне, стадион для корриды в Севилье, деревеньку Ла Манча с фигурками Дон Кихота и Санчо Пансы, дворец Эль Эскориал, собор Св. Иакова в Сантьяго-де-Компостела; англичане — Вестминстер, здание Парламента, Биг Бен; французы — Сакре Керр, триумфальную арку, Бобур; бельгийцы - замок Стен в Антверпене, ратушу из Мехелене и т.д. Следуя примеру европейцев аналогичные «парки» достопримечательностей сибирских народов можно создать и на иркутской, и на «бурятской» сторонах. Это можно сделать достаточно быстро, используя уже имеющиеся территории и постройки в музеях Тальцыи под Улан-Удэ.
Второе направление, которое распространяется в Европе, составляют исторические парки, приглашающие зрителей «погрузиться в атмосферу прошлых лет». С недавних пор они стали приобретать эпатажный оттенок. В Польше, например, в тематический парк превращают известное «Волчье логово» - гитлеровский командный пункт на восточном фронте во время второй мировой войны. Обслуживающий туристов персонал носит мундиры Люфтваффе и Вермахта. Каждый вечер желающие могут потанцевать в дискотеке «Бункер Гитлера» и т.д. В Байкальском регионе такого рода «исторические» парки — территории могут представлять собой (с наличием всех соответсвующих атрибутов: от жилищ до людей, выполняющих соответствующие роли):
-
бурятские улусы с юртами и скотоводческими постройками, в которых «кипит» традиционная жизнь;
-
эвенкийские стойбища с чумами и загонами для оленей;
-
деревня русских старожилов с соответствующими атрибутами (их в немалом количестве можно восстановить);
-
деревни старообрядцев — семейских, полностью воссозданные в своей социально-этнической уникальности (для этого есть все условия в ряде районов Бурятии и Читинской области - Тарбагатайс-кий, Бичурский, Мухоршибирский, Красночикойский и т.д.);
-
станицы забайкальских казаков, с показом основных элементов быта и жизни казачества (пограничные с Монголией районы Бурятии и Читинской области);
-
казематы тюрьмы Петровского завода и штольни Нерчинского и других рудников, где отбывали каторгу декабристы, народовольцы, другие отечественные «заступники»;
-
места заключения советского периода, где пребывали и несправедливо осужденные «враги народа», и разного рода дисседенты, и даже военнопленные (в частности, японские).
На байкальском берегу последняя «достопримечательность» может быть показана выше представленным лагерем арестантов на севере озера; или же частью «отторгнуто» и оформлено в Выдринской колонии, сегодня существующей (естественно, если в этом будут заинтересованы официальные лица соответствующих органов).
На необычность туристских «ресурсов» экзотического вида обратят внимание немало посетителей, любящих «острые ощущения». Кстати, подобный опыт имеет место в Сахалинской области, и о нем мы уже рассказали.