Мы попытались раскрыть особенности в восприятии, освоении и понимании Природы и Байкала со стороны людей разных национальностей. Приведенные сведения — это опять-таки лишь верхушка айзберга. Подтверждая это приведем еще некоторые факты.
Одной из национальностей, которой «повезло» в создании различных историй и мифов негативного плана среди байкальских жителей были чехи. Во-первых, некоторые эпизоды, когда «белочехи» шествовали по Сибири во время Гражданской войны, порой совершая насилия над местным населением, были известными практически по всем учебникам истории. В народном фольклоре сохранилась даже песня с колоритными словами: «на нас напали злые чехи». Для местных жителей немало значимыми были и факты о том, что белочехи на железнодорожных станциях от Култука до Посольска в 1918 году участвовали в расстрелах местного населения, а на станции Мысовая даже нанесли смертельные ранения ледоколу «Байкал». Значительно меньше люди знают о том, что те же чехи воевали и в рядах большевиков на стороне советской власти, поддерживая в то время идеи о мировой революции и интернационалистском братстве. Факты об этой их деятельности, о вкладе таких людей как Я.Гашек в жизнь региона (о чем мы уже говорили в разделе о военнопленных) держали в памяти лишь немногие.
Вторым мифом о чехах на Байкале стали муссируемые в 60-х годах 20 века слухи о том, что они «нещадно вылавливают рыбу на Байкале» и отправляют ее тоннами в свою страну. Эта байка возникла, естественно, не на пустом месте, но была непомерно преувеличена. Причины были следующими. Во-первых, рыбаки Байкала одними из первых в Сибири установили дружественные контакты с чехами. Уже в 1958 году представители общества чехословатской советской дружбы побывали у тружеников колхоза «Коминтерн», что в Култуке. После того, как в колхозе в 1959 году образовалось отделение общества советско-чехословатской дружбы, контакты усилились, и на байкальской земле в 60-х годах побывало много чехов, в том числе известные путешественники Иржи Ганзелка и Мирослав Зигмунд. Во-вторых, следуя традициям дружбы, байкальские рыбаки из Култука назвали несколько суден именами чехословатских городов: «Прага», «Братислава», «Влтава», и они бороздили по озеру, порождая слухи о своем иностранном происхождении. Естественно и то, что побратимы (как сейчас говорят) обменивались подарками, среди которых были с чешской стороны изысканные сорта пива, а с байкальской — соленый омуль. Эти моменты не могли не быть превратно истолкованы. В-третьих, в 1968 году произошли нежелательные для Советского Союза события в Чехословакии и их активными участниками, на стороне восставших стали те, кто, так или иначе, был причастен к дружеским контактам на Байкале. В этой ситуации идеологам был нужен миф о «плохих чехах», легенда о том, что даже в запретный период они «вылавливают омуль» очень соответствовала этим запросам. Таким образом, Байкал приобщился к практикуемым социально-психологическим механизмам создания мифов.
В Швеции многие конкретные сведения о земле Сибирской и ее жителях стали широко известны из писем и воспоминаний военнопленных этой страны, отправленных после победы Петра I под Полтавой в эти суровые земли. Много военнопленных находилось в Тобольске и других городах Западной Сибири. Как уже говорилось, шведы были включены в экспедицию Мессершмита, они с позволения властей самостоятельно занимались различными изысканиями в разных сибирских регионах. Некто Бентинк издал в 1726 г. в Лейдене перевод одной из исторических хроник, включив в нее примечания под названием «Описание Великой Татарии, составленное на основании подлинных мемуаров шведских пленных в Сибири во время войны Швеции с Россией». В этой книге, в частности, приводятся и некоторые сведения о Байкале: «Озеро Байкал в Сибири имеет примерно 30 немецких миль в длину с востока на запад и 15 миль — его наибольшая ширина с юга на север. Так как оно окружено очень высокими горами, и там дует всегда противный ветер, то это очень затрудняет передвижение. Его вода пресна, прозрачна и богата рыбой. Там можно видеть большое количество морских тюленей, совершенно черных и без шерсти, как на Белом море, что довольно необычно на озере с пресной водой, но они встречаются также на Ладоге и Онеге, к северу от Санкт-Петербурга».
Интересно, что возле Иркутска существовало место, которое отличалось таинственностью и было связано с жителями рассматриваемой страны. Старожилы рассказывали, что так называемое Шведово Зимовье получило свое название оттого, что в старину жил там, в зимовье старик швед, вероятно из пленных, направленных в Сибирь Петром Великим. Предание говорило, что там было много кладов. По прошествии времени, когда уже не стало ни старика шведа, ни зимовья, люди все же видели в данной местности загадочные огоньки, а кто-то даже утверждал, что сам швед выходил со свечой в руке и гасил ее, перевернув пламя. Но кто решался искать клады, тот непременно начинал блуждать по лесу, и не мог даже найти место Шведова Зимовья.
Вполне возможно у этого несколько мистического героя есть свой реальный прототип. Из истории известно, что участник второй камчатской экспедиции В. Беринга швед Якоб Линденау, полюбил сибирскую землю и её природу и остался жить здесь, купив маленькую хижину недалеко от Иркутска в деревне Осы. Считается, что он погиб при пожаре своего дома в 1795 году в весьма солидном возрасте - 95 лет, оставив после себя многочисленных потомков, многие из которых носят или фамилию Линденау или её обрусевший вариант — Ленденёвы. В декабре 2007 года в Иркутск съезжались потомки знаменитого исследователя Сибири, чтобы установить степень родства и выяснить подробности жизни своего прославленного предка. Если Я. Линденау легендарный хозяин Шведова Зимовья, то снимается одна из загадок прибайкальских мест. Вместе с тем, как уже говорилось, в юго-восточной части Байкала есть мыс Швед, происхождение названия которого для нас пока неизвестно. Но вполне возможно на мысе во время своего путешествия по Байкалу в 1745 году побывал тот же легендарный Я. Линденау, и этот факт сохранили предания.
Если говорить о современных случаях пребывания шведов на Байкале, то надо обязательно упомянуть Даниэля Лекмана, который со своими спутниками А.Копыловым (Новосибирск) и Л.Шубиным (Листвянка) с седьмой (!) попытки в 2003 году впервые преодолели Байкал от Листвянки до Северо-Байкальска на буерах. Трудность пути состояла не только в том, что нередко буера «накрывали» путешественников и машины приходилось ремонтировать. На некоторых участках пути снеговой покров глубиной до 30 см. закрывал лед, и буера приходилось тащить на буксире. Переход на буерах по сложности и расстоянию в 600 км можно считать мировым рекордом. Путешественники не только справились с трудностями, но и по два часа в день тратили на съемки фильма о зимнем Байкале для национального телевидения Швеции.
Рассказывая о случаях пребывания шведов на Байкале, можно вспомнить и о поездках вдоль озера известнейшего нарвежца, полярного исследователя Ф. Нансена. В свое время он путешествовал по Сибири и Дальнему Востоку России и написал замечательную книгу «В страну будущего». В ней немало места отведено естественным, географическим, геологическим особенностям «большого горного озера, самого глубокого внутреннего моря в мире». И в его работе прослеживаются интересные и массе не известные факты. В частности, он пишет: «Разнообразные обитатели озера были исследованы русской экспедицией, результаты трудов которой были описаны норвежским профессором Сарсом».
Если «порыться» в литературе и в архивах, особенно зарубежных, в периодических изданиях, в деловой переписке разных властных структур, предприятий и общественных организаций по их связям с иностранцами, то можно найти огромнейшее количество интересных данных о сотрудничестве и взаимодействии прибайкальцев с представителями большинства стран мира. Эти материалы еще ждут своих исследователей. Их обобщение поможет нам лучше понять уникальность, величавость и одухотворенность Священного моря как одного из высших творений природы по взглядам «со стороны». Отражая особенность разных точек зрения, легче будет понимать представителей других народов и использовать их знания и опыт на благо Байкала.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей