1827. Привезли в Иркутский тюремный замок декабристов А. А. Бестужева-Марлинского и М. И. Муравьева-Апостола. По разрешению гражданского губернатора И. Б. Цейдлера состоялось их свидание с братьями Н. и М. Бестужевыми. Отправлены в Якутскую область 25 ноября.
1860. В Москве скончался Сергей Петрович Трубецкой— князь, герой Отечественной войны 1812 года, декабрист.
1899. Иркутское отделение государственного банка прекратило платить проценты по текущим счетам.
1900. Температура окружающего воздуха в Иркутске — 40 °С.
1902. Проехали через Иркутск военные гидрографы лейтенанты Матиссен и Колчак с Новосибирских островов из экспедиции барона Толля.
1906. На станции Иннокентьевской родился Виктор Гаврилович Цивчинский, впоследствии полковник, Герой Советского Союза.
1909. В Иркутске родился Михаил (Моисей) Леонтьевич Миль, впоследствии советский конструктор вертолётов, Герой Социалистического Труда.
1913. В 12 часов ночи в Иркутскую губернскую тюрьму доставлена задержанная в 12 верстах от Иркутска по Якутскому тракту осужденная по делу Н. В. Чайковского в ссылку на поселение и отбывание таковую в Киренске Екатерина Константиновна Брешко-Брешковская, бежавшая с места водворения. Задержание произвели иркутский полицмейстер Варушкин и жандармский офицер. Как сообщили, она была переодета в мужскую одежду и ехала одна с ямщиком. Помещена в одиночную камеру.
1914. В Иркутске администрацией утвержден устав общества «Иркутский комитет по сбору пожертвований для населения, пострадавшего от неприятельского вторжения».
1921. В Урге (ныне Улан-Батор) в возрасте 30 лет скончался Дамдино Сухэ-Батор (Сухбаатар) — основатель Монгольской народно-революционной партии (МНРП), один из руководителей монгольской народной революции 1921. В 1965 Иркутский Совет депутатов принял решение о переименовании ул. Красной Звезды (прежде Тихвинской) в ул. Сухэ-Батора.
1929. Механический завод «Союззолота» закончил установку на производственных площадях пяти новых двусторонних молотов.
1930. Ликвидировало свои действия переведенное в Иркутск из Москвы в 1929 Всесоюзное государственное объединение «Союззолото».
В рамках проводимой в стране декады обороны, в Иркутске прошла общегородская демонстрация с участием всех предприятий, учреждений, школ, техникумов, вузов, воинских частей и учебно-строевых единиц Осоавиахима. В демонстрации приняли участие карнавальные группы, агитколонны и несколько автомобилей Осоавиахима. По городу разбрасывались лозунги и летучки.
1931. Прибыла делегация чехословацких пролетариев, которую на перроне станции Иркутск встречали представители коллективов предприятий города, частей РККА и краевых организаций. Состоялся короткий митинг, на котором выступили представитель краевого отделения МОПРа Семенов и руководитель делегации Паничан. Вечером делегация присутствовала на спектакле в Городском театре. На следующий день прибывшие посетили обувную и слюдяную фабрики, метзавод и Маратовский райком ВКП(б). На обувной фабрике делегацию приветствовал директор предприятия, бывший венгерский рабочий Балаш. На третий день пребывания в нашем городе члены делегации побывали в Коммунистическом университете, энерготехникуме, горном институте, первой ленинской фабрично-заводской семилетней школе и направились в Красные казармы для встречи с красноармейцами частей РККА. Вечером в КОРе состоялся интернацио-нальный вечер. В последующие дни делегация посетила еще ряд предприятий, культурных и общественных учреждений. 1 декабря отбыла из Иркутска.
1937. В Красноярском крае родился Виктор Петрович Жибинов, впоследствии народный артист РСФСР, 1961 -- солист Иркутского театра музыкальной комедии.
1941. В Омске родился Владимир Абрамович Фиалков, впоследствии исследователь Байкала, кандидат географических наук, директор Байкальского музея ИНЦ СО РАН.
1942. Произошла крупная авария при прокладке траншеи под канализационные трубы по ул. Красной Звезды (ныне Сухэ-Батора). Работавшие красноармейцы были засыпаны обвалившейся землей. На их спасение направлены бойцы 1-й городской пожарной части (командир отделения Б.Н. Лейвак) и офицеры, сержанты и курсанты Черниговского военно-инженерного саперного училища (командир — майор Ассекритов и военный инженер 2-го ранга Волощенко). Наиболее отличившиеся спасатели были поощрены Иркутским горисполкомом. Установить число погибших и раненых не удалось. Расследование по этому факту военная прокуратура вела в засекреченном режиме. Итоги проверки и меры наказания виновным не были опубликованы в печати.
Торжественно открыт военно-спортивный клуб иркутского Дворца пионеров, который стал оказывать помощь военрукам и физрукам школ в подготовке бойцов-лыжников, значкистов «Будь готов к труду и обороне» и «Готов к труду и обороне».
1949. Восточно-Сибирскому филиалу АН СССР переданы научные материалы известного сибирского картографа Алексея Семеновича Герасимова. Среди них — старинная карта Иркутской губернии 1813, нарисованная землеустроителем Пшенициным.
1957. В Иркутске остановились две делегации, возвращавшиеся домой из Москвы с празднования 40-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции:
— В 13 час 25 мин в Иркутском аэропорту приземлился самолет Ту-104 с вьетнамской делегацией во главе с Хо Ши Мином. После непродолжительного отдыха делегация отправилась на родину.
— В 14 час 40 мин в Иркутский аэропорт на самолёте Ту-104 прибыла корейская делегация во главе с Ким Ир Сеном. Делегация осмотрела город, побывала в Музкомедии на спектакле «Левша» и 23 ноября отбыла на родину.
1965. В Иркутске для руководства и организации ремонтно-строительных работ в городе, в связи с возрастающим объемом ремонтно-строительных работ объектов жилья местных Советов и ведомств, зданий культурно-бытового и коммунального назначения, памятников старины и благоустройства города, организован ремонтно-строительный трест.
1969. В 18 часов 20 минут в трамвайном управлении возник пожар, огнем были охвачены сначала бытовые помещения, пневмо- и электроцех. Затем огонь перешел на все остальные помещения вагоноремонтных мастерских. Пожар продолжался в течение 20 часов. Были задействованы все пожарные части города. В результате самоотверженной работы пожар удалось локализовать, а затем и ликвидировать. В результате полностью вышли из строя вагоноремонтные мастерские с электропневматическим и механическим цехами, инструментальное, столярное, малярное, кузнечное, сварочное и сборочно-разборочное отделения. Частично пострадало и вышло из строя технологическое и станочное оборудование. Общий ущерб, по предварительным оценкам, составил 280— 300 тыс. р.
1978. Состоялся большой митинг по поводу пуска в эксплуатацию нового Ангарского моста. Председатель Иркутского облисполкома А.Е. Соколов разрезал алую ленту и открыл движение транспорта.
На чемпионате страны по хоккею с мячом сыгран очередной матч. Иркутский «Локомотив» на ледовом поле стадиона «Труд» принимал архангельский «Водник» и выиграл встречу с результатом 6:4.
1986. Открылся чемпионат СССР по хоккею с мячом. На стадионе «Труд» состоялся первый матч. Иркутский «Локомотив» принимал команду горьковского «Старта». Итог встречи 3:8.
1987. На площади Коституции, у Дворца культуры профсоюзов, прошел митинг представителей общественности, обеспокоенной ходом решения экологических проблем Прибайкалья. Участники митинга единодушно выступили против строительства трубопровода для сброса сточных вод БЦБК в реку Иркут, так как это нарушит экологию Прибайкалья. Присутствовавшему на митинге секретарю ОК КПСС В.П. Иваницкому было передано письмо в адрес ЦК КПСС и СМ СССР, подписанное тысячами иркутян. Участники митинга организовали шествие от площади Конституции по центральным улицам города.
1990. Опубликовано «Положение о порядке и условиях приватизации жилого фонда».
Газета "Советская Молодёжь" № 134 (9635) в первый раз вышла как "Независимая газета. Байкальский регион". Ещё 20 ноября 1990 года в титуле "СМ" значилось "Орган Иркутской областной комсомольской организации". Газета получила удостоверение о регистрации средства массовой информации за номером 340. Учредителями независимой региональной газеты "СМ" стали её трудовой коллектив и Министерство печати и массовой информации России. При регистрации газета автоматически из областной получила республиканский статус.
1991. Прибывший в Иркутск президент СССР М.С. Горбачев побывал в Иркутском высшем военно-авиационном инженерном училище, проехал на Байкал. В с. Лиственичном состоялась пресс-конференция для советских и зарубежных корреспондентов.
В Иркутске водители пассажирских автобусов ИПОПАТ-1 не вышли на работу. Причина — задержка заработной платы. Из 275-и машин на линию вышел лишь 21 автобус. Работали маршруты (21, 14, 18, 10, частично 23), которыми ведает ИПОПАТ-2. Сотни людей скопились на автобусных остановках города. Отовсюду слышны недовольства и негодования в адрес работников транспорта. Не обошлось и без проишествий. На остановке у центрального рынка один человек с монтировкой преградил дорогу идущему в депо трамваю и точным ударом разбил лобовое стекло, напугав женщину-водителя. А двух жещин-водителей трамваев (один трамвай сломался и второй сопровождал его до депо) избили так, что одна из них попала в больницу. В тот же день работникам ИПОПАТ-1 выдали зарплату.
2008. Законодательное собрание Иркутской области утвердило бывшего гендиректора АвтоВАЗа Игоря Есиповского на посту губернатора региона. В этот же день он вступил в должность.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей