Знаменский женский монастырь

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

В 1696 г. утверждается положение о девичьей обители в Иркутске. С разреше­ния митрополита Тобольского и всей Сибири Павла начал строиться деревянный Знаменский женский монастырь. Наблюдение за возведением построек обители поручается выборному торговому человеку Власу Сидорову Место для обители выбирается на мысу правого берега Ангары при впадении речки Иды (Ушаковки).

Здесь по речушке Соколок ему отводятся земли, где немного позднее появ­ляется деревня Знаменского монастыря. В 1693 г. собственным усердием Власа Сидорова построен деревянный храм во имя Знамения Божией Матери. За пост­ройку Вознесенского и Знаменского монастырей Власу Сидорову была выдана Китайская вотчина.

Впоследствии было построено ещё две церкви: Святых мучеников Дмитрия и Трифона (с благословения первого иркутского епископа Иннокентия Кульчицко­го) и усердием купца Щербакова — Преображения Господня.

Некоторые летописцы относят основание Знаменского женского монастыря а 1690 г. и даже к 1680 г. Так, в летописи А. И. Лосева в записи за 1690 г. даются оши­бочные сведения: «Некто Сидор Власов, а какого чина и состояния неизвестно, строитель Знаменского девичьего монастыря, подал челобитную в Иркутскую при­казную избу, в которой прописывал, что прошло уже назад тому 10 лет, как начал он строить монастырь Знаменский (а по какому указу или грамоте — в челобитной не объяснено), которого ныне все строения уже окончены, и просил он отвести оному монастырю рыбные ловли».

Через несколько лет на строителя Знаменского монастыря Власа Сидорова ста­рицей Каликией была возведена клевета, в которой содержались обвинения Сидо­рова в присвоении средств, отпущенных на строительные работы. Но за него вста­ли иркутские жители. И вот на основе их челобитных, а также результатов рассле­дования деятельности Сидорова при постройке монастыря 23 августа 1698 г. он оп­равдывается, а митрополит Тобольский и Сибирский Игнатий предписал «неотлож­но быть Власку Сидорову строителем в Знаменском монастыре по-прежнему и мо­настырскую казну, которая взята была на сбережение в Вознесенский монастырь». Дальнейшая же судьба клеветницы неизвестна.

Первой настоятельницей нового монастыря в 1704 г. становится старица Акилина. В этой должности она прослужила сорок лет. Она расширила владения мона­стыря и укрепила хозяйственную и финансовую сторону обители. При ней монас­тырь получает большую Китойскую вотчину, заводит мельницы, рыбные промыс­лы и кожевенные заводы. Обитатели монастыря и приписанные работные люди занимались хлебопашеством, скотоводством, сенокошением, огородничеством и рыболовством. Вскоре к «Знаменскому женскому монастырю причисляются во­семь зимовьёв на Ангаре до Байкала. А в междуречье Ушаковки и Топки находи­лись монастырские пастбища, сенокосные и пахотные угодья. Огороды примыка­ли к северной стороне ограды монастыря.

В 1707 г. император Пётр I жалует со своей дарственной надписью «в дьевый монастырь Знамения Богородицы Иркутский» Евангелие в серебряном вызолоченном окладе, изданное в 1698 г. Евангелие состояло из 19 листов и весило-8 фунтов 3 золотника.

Монастырь имел старинные колокола. Самый старый из них был отлит в 1722 г. в Москве, другой — в 1735 г. в Томске, а несколько колоколов было позднее изго­товлено в самой обители.

В 1728 г. в Знаменском монастыре проживало 12 обитателей возраста от 55 до 85 лет. Монастырь в это время имел: пахотной земли 33 десятины, 30 мешков ржи (хра­нившейся в запасниках в селении Китой), лошадей — 75 голов, рогатого скота — 90 голов, овец — 35 голов. К монастырю было приписано крестьян Китойской слобо­ды — мужчин с семьями и детьми 120 человек, имеющих 22 двора. Кроме того, крепостных крестьян числилось 28 человек, проживающих в 10 дворах. Обитель имела 75 вкладчиков в 18 дворах. Все собственные строения с 1693 г. пришли в полную ветхость. Поэтому в этом году срубили новый монастырь.

В 1742 г. в монастыре была построена надвратная шатровая церковь. К середине XVIII в. начали хлопотать о замене всех деревянных построек обители каменными. По описи 1764 г., составленной прапорщиком Давыдовым, о соборной Знаменс­кой церкви было указано: «Церковь с трапезой в 5 сажен начата строиться бывшим иркутским купцом Иваном Бичевиным, по данному ему из Иркутской Духовной консистории указу в 1757 г.». И вот на средства купца-морехода И. Бичевина, а после его трагической смерти на средства монастыря начала строиться каменная собор­ная церковь, главный престол которой во имя Знамения Пресвятой Богородицы освящается преосвященным Софронием 26 ноября 1762 г. Немного ранее, по мере готовности, в 1760 г. был освящён придел во имя Святого и Чудотворца Николая. В 1787 г. освящается престол во имя иконы Казанской Божией Матери.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы представляла из себя каменное од­ноэтажное здание и имела в 1795 г. четыре престола. Выполнена в стиле «сибирс­кое барокко», но по фасаду наблюдаются элементы древнерусского художества.

С 1764 г. для Знаменского женского монастыря наступили тяжёлые времена. В этот год по указу императрицы Екатерины II все монастыри были лишены своих вотчин. Сам монастырь был причислен к третьему разряду с весьма низким годовым содержанием, которого хватало только на содержание трёх монахинь, включая саму настоятельницу и казначею. Дело шло к закрытию обители. В 1767 г. иркутский епископ Софроний (Кристалевский) обратился с ходатайством об укреп­лении Знаменского женского монастыря. Святейший Синод принял это ходатайство во внимание и своим указом направляет игуменьей Павлуцкую и казначеей Пелагею Сосунову, которые прибывают в Иркутск в 1769 г. На другой год вслед за ними прибывает 14 монахинь.

Большой урон монастырю нанесли два пожара в 1787 г., которые уничтожили кельи, больничный корпус, баню, все хозяйственные постройки, деревянную ограду. Губернскому архитектору А. Я. Алексееву заказывается проект со сметами воз­ведения каменной ограды и двух каменных корпусов. Но из-за отсутствия средств это строительство откладывается.

В 1795 г. освящается престол во имя Преображения Господня. А отдельно сто­ящая деревянная церковь во имя Преображения Господня к этому времени сильно обветшала и в начале мая 1796 г. разбирается. Вместо нее был заложен каменный придел к главной соборной монастырской церкви.

Жена Г. И. Шелихова Наталья Алексеевна пожертвовала значительные суммы Знаменскому женскому монастырю на украшения внутренних помещений обители и на устройство каменной ограды, постройка которой началась с 6 июня 1794 г. Также немалые пожертвования внесла и купеческая вдова Т. Сизых. Получив эти пожертвования, монастырь смог закончить постройки, планируемые ещё десять лет тому назад.

В 1836 г. Знаменский монастырь был возведён во второй класс, а с 27 августа 1872 г. монастырь становится общежительным, то есть без ограничения числа жи­вущих в нём. На пожертвованные средства в это время строится каменный корпус для хлебопекарни, на втором этаже которой разместились рукодельная и золото­швейная мастерские, новый корпус трапезной и амбар для съестных припасов. В 1886 г. на капитал А.Н. Портновой, долгое время жившей в монастыре вместе со своей матерью, было построено новое большее двухэтажное здание для келий. По­зднее в монастыре был построен свечной завод. На Худяковской даче, имевшей 120 десятин прекрасного соснового и смешанного леса с лугами, сеяли хлеб, коси­ли сено, занимались скотоводством и птицеводством. Здесь же на даче содержа­лось несколько десятков улей. На даче были построены вместительные дома для сестёр и игуменьи. В 1903 г. в обители осваивается переплётное дело.

В соборной церкви тёплый храм Святого Николая был отделён от холодного во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы глухой каменной стеной с неболь­шими дверями. Поэтому Никольский храм имел плохое освещение. В 1881 г. архи­епископ Вениамин предложил убрать перегородку, отделяющую тёплый храм от холодного. Техническую возможность выполнения этого предложения поручено определить архитектору В. А. Кудельскому. С февраля 1882 г. мастером Н. А. Ива­новым начата разборка стенки и устройство арки. Одновременно в соборной церк­ви проводились и другие ремонтные работы и работы по украшению внутренних помещений храма.

Мастером из известной в Иркутске династии иконописцев и серебреников Ни­колаем Иннокентьевичем Туголуковым в этом же году написаны в соборной церк­ви монастыря в куполах изображение Божией Матери, по углам — евангелистов. А также иконы для двух верхних ярусов иконостаса и боковых дверей. По окончании работ Знаменская церковь 17 октября 1882 г. была освящена архиепископом в сослужении епископа Мелетия. Правый же придел во имя Казанской Божией Матери подвергся ремонту и обновлению через десять лет. Обновлённый придел архи­епископом Тихоном в сослужении ректора Духовной семинарии епископа Агафангела освящен 29 октября 1892 г.

На средства иркутского купца Евфимия Андреевича Кузнецова в 1853 г. откры­вается при монастыре училище девиц духовного ведомства. С постройкой нового здания женское училище преобразовывается из трёхклассного в шестиклассное. Обязанности учительницы, в основном, сложились на настоятельницу. С 1885 г. обучение девочек вменяется в обязанность наиболее грамотным монахиням и послуш­ницам. В 1908 г. при Знаменском монастыре открывается церковно-приходская школа, а в 1912 г. в приюте при школе проживало и обучалось 44 девочки.

В Знаменском монастыре находится целый некрополь с захоронениями из­вестных исторических личностей. У южной стены соборного храма погребены жена декабриста С.П. Трубецкого Екатерина Ивановна Трубецкая с умершими в малолетстве детьми Никитой, Владимиром и Софией, а также декабристы Ни­колай Алексеевич Панов, Пётр Александрович Муханов и Владимир Александ­рович Бечаснов, оставившие в Иркутске благодарную добрую память у иркутян. У алтаря церкви возвышается памятник на могиле Григория Ивановича Шелихова — иркутского купца-морехода, одного из первых исследователей Аляски и Курильских островов, основателя Российско-Американской компании и посе­лений в Русской Америке.

Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1. 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.