Встречи с представителями фауны сибирского моря нередко были неожиданными для человека, желательными или нежелательными в зависимости от обстоятельств, и поэтому именования мест в связи с контактами с животными распространены значительно чаще, чем даже территории с названиями растений. Причем немало таких наименований представлено словами из разных языков. Мы уже говорили о трех мысах Нижние, Средние и Верхние Хомуты (эвенкийское — медведь) в юго-западной части Байкала, местности в северо-западной сторонне часто называют берегом Бурых медведей; близ деревни Большие коты расположена Медвежья падь, а на хребте Хамар-Дабан недалеко от Утулика возвышается гора Три медведя. На северо-востоке встречается река и мыс Кабаньи, общеизвестны Ушканьи острова и падь Ушканья близ села Большое Голоустное.
Немало названий возникло от встреч со змеями: бухта Змеиная в Чивыркуйском заливе, озеро Кулинда на севере озера (по-эвенкийски - змеиное), Могойтен - по-бурятски Змеиная падь близ Ольхонских ворот. Губа Иринда на северо-востоке Байкала и речка Ириндакан — малая муравьиная повествуют о значительном количестве этих насекомых в здешних местах. Мыс Оргокон по-эвенбкийски - это лежбище нерпы, а местность, река и селение Бугульдейка напоминают о том, что аборигены, живущие близ Байкала, свое существование связывали с оленями. Озеро Лосинное на севере, речка Выдринная и поселок Выдрино, речка Керма - приток реки Большой (по-бурятски Хэрмэ — белка) - все эти названия, не считая аналогичных наименований, которыми пользуются жители на локальных территориях, отражают значимость для человека животного мира.
Благоговейное отношение к животным, поклонение им, их культ были в историческом прошлом любого народа. Достаточно вспомнить, то примитивные рисунки древних людей на скалах, берестах и других природных материалах наиболее часто отражали животный мир: волов, буйволов, оленей, медведей и т.п. У прибайкальских этносов эти традиции так же были сильны. М.Н.Хангалов приводит следующие формы обожания представителей фауны бурятами: 1) непосредственное обоготворение, например, орла, вследствие его небесного происхождения; 2) обожание животного, как родоначальника племени: Буха-иойона, лебедя, волка, налима; 3) обожание животного, представляемого воплощением божества или хозяином целого вида, например: хорька, куницы, горностая, лисицы и соболя; 4) обожание животного, отличающегося умом, например, еже; 5) обожание за силу или вследствие их вреда - медведя, змей.
Особое отношение к животному миру основывалось на определенных психологических причинах или (и) подкреплялось ими. Можно выделить следующие такие причины почитания животных:
• поскольку многие из индивидов в первобытных обществах первоначально не имели своего имени, отношение к ним со стороны других, по-видимому, определялось «проявлением себя» со стороны индивида в каких — либо значимых житейских ситуациях, которые нередко были связаны с добыванием пищи, «соперничеством», противоборством или сотрудничеством с животными, умением «подражать» последним и т.д. По ассоциации имя животного в нередких случаях становилось основой для называния человека: «убивший волка», «обхитривший лисицу», «сильный как медведь», «быстрый как олень»;
• животные порой снились человеку, как и другие внешние атрибуты его жизни, и эти явления во сне воспринимались в качестве определенных символов, которые человек стремился определенным образом объяснить. Он увязывал пришествие животного в сон с какими-то ситуациями своей жизни и воспринимал это в виде предзнаменования или предупреждения, пытаясь вывести из факта какие-то выводы;
• животные нередко «посещали» места обитания или окрестности, в которых проживали люди, и это считалось как бы знаком внимания, «покровительством» со стороны предков, вселившихся в данный вид животного;
• немало животных и птиц забегало и залетало в места погребения людей, «руководствуясь» зачастую весьма утилитарными причинами, но для человека это опять — таки вызывало мнение о «переходе» душ умерших в обличие конкретных «живностей»;
• все предания и мифы, связанные с далекими и не столь далекими контактами предков с различными животными, вызывали у первобытных людей реальное ощущение о происхождении их рода, племени, семьи от конкретного животного или птицы. Г. Спенсер писал, что не должны вызывать удивления факты, когда такой человек, «лишенный знания и говорящий на грубом языке, вообразит, что какой-нибудь из его предков, называвшийся «Тигром», был действительно тигром. Мы повсюду можем видеть результаты недоразумений подобного рода»;
• идея перехода человеческих душ в животное тело вызывало и обратную ассоциацию: животное при определенных условиях может превращаться в человека, а значит оно вскоре могло стать твоим собратом.
Экологические изменения, которые происходят сегодня в мире, побуждают и заставляют многих людей вспомнить хоть и видоизмененные традиции предков. Постепенно, но последовательно в мире меняется отношение к животным, как говорил С.Есенин, - «братьям нашим меньшим». Сам поэт, рассказавший о взаимоотношениях со своим другом-собакой: «когда у матери, стянув краюху хлеба, кусали мыс тобой ее по разу, ни капельки друг другом не погребав», видел этих братьев равноправными и равнозначными человеку, заслуживающими не только внимания, но и сострадания. Именно из сострадания животным у людей возникает нравственная ответственность перед ними. Сформулирована специальная Конвенция Совета Европы, посвященная «меньшим братьям», которая в целях их защиты определила «пять свобод» животных: свобода от жажды, голода, недоедания; свобода от дискомфорта; свобода от боли, ран и болезней; свобода от страха и стресса; свобода нормально жить. Один из инициаторов создания кодекса экологической этики в отношении дикой природы в целом и животных, в частности, В.Борейко, считает, что последним человек может и должен предоставить следующие права: 1) на жизнь, 2) на свободу от человеческого вмешательства, 3) на защиту от ненужного страдания, 4) на продолжение жизни, 5) на здоровую среду обитания, 6) на стремление к счастью, 7) на реализацию эволюционного потенциала, 8) на защиту закона, 9) на достоинство (см. 45).
Существует выражение: «Закон — тайга, прокурор - медведь», подчеркивающее «дикость» и нецивилизованность отношений людей, схожесть их нравов со звериными. Но нередко приходится убеждаться в обратном. Вглядываясь и вдумываясь в различные повадки животных современные люди нередко не задумываются о их связях с психологией человека. Как социализированные граждане, мы часто начинаем размышлять о критериях добра и зла, правильных или неправильных действий, понимая это, прежде всего в качестве моральных, нравственных проблем, относящихся, прежде всего и более всего к человеческому роду. Но если мы возьмем сказки, легенды, мифы разных народов, то мы обязательно найдем в них добрых или злых, великодушных или жестоких, смелых или трусливых животных. Казалось бы, человек просто наделяет своими характеристиками сказочные персонажи. Но на самом деле вряд ли это так. Скорее всего, многие «моральные» качества перешли человеку от «братьев наших меньших», и корни нравственности людей прорастают в звериное царство. Уверенно можно сказать, что человеку у «братьев меньших» есть чему поучиться.
Многие животные соблюдают правила «честной игры» и «справедливости», и эти правила нередко более строги, чем человеческие нормы чести. К примеру, разъяренное своим «собратом» или каким - то врагом животное никогда не нанесет удара вслепую, то есть оно не устремляет свой гнев против любого из тех, кто находится поблизости, - оно наносит удар только обидчику и, чтобы воспользоваться такой возможностью, зачастую довольно долго ждет подходящего случая.
В период ухаживания за привлекательной самкой возникает сильнейшее соперничество самцов, но, как только самка делает выбор, соперники удаляются.
Ответственность за судьбу молодняка у большинства животных принимается безоговорочно, особенно материнской стороной. Известны примеры, когда своей агрессией отличаются самки, но это происходит только в отчаянных ситуациях, когда они беспощадно сражаются, защищая свое потомство. Вместе с тем самки очень редко дерутся, чтобы защитить занятую ими территорию.
Рациональный характер имели первоначально, по-видимому, все магические обряды над промысловым инвентарем, существовавшие у многих рыболовческих и охотничьих народов. В их основе лежит многовековой опыт охотников, приспособившихся к тонкому чутью зверя. В саамском мифе олень, рожденный девой, хочет жениться на дочери человека. Мать говорит ему: «Сынок, ты не сможешь жить с человеческой девушкой. Она другого запаха. Она не сможет быть чистой, как ты. Тымяндаш — дикий олень. От ее запаха ты всегда будешь прядать ушами. Тебе не будет терпения жить в своем доме». С боязнью жилого запаха связаны как многочисленные табу, так и обрядовые окуривания орудий охоты, сетей и т.п.
У бурят нельзя было на охоте бросать в костер шерсть, тряпки, войлок, т.е. предметы, при горении которых выделяется острый запах, способный отпугнуть зверя. Нельзя было опаливать на костре птиц, зверей, сушить перед огнем портянки. Охотники не держали в жилом помещении капканов, сетей, оберегая их от жилого запаха, который зверь может учуять. Охотники вымачивали капканы в настое трав. Точно так же обстояло дело с запретами по отношению к женщинам. Накануне выхода на промысел охотники у многих народов не должны были вступать в половые отношения. Эти запреты и меры предосторожности, рациональные в своей основе, впоследствии приобрели магический, колдовской характер. Например, женщинам многих народов нельзя смотреть на убитое животное, прикасаться к нему, есть некоторые части его тела (голову, сердце и др.).
Медведь для многих аборигенных народов Сибири был животным особым: культ его был распространен и у бурят, и у эвенков, и у якутов. Ежели жизнь заставляла уничтожать медведя для различных потребностей, убиение медведя, свежевание туши, поедание мяса и забота об его останках сопровождались целым рядом церемоний. При этом эвенки, и, отчасти, буряты стремились всячески показать, что убитый зверь не исчезнет навсегда, а вскоре оживет, возродится хотя бы в лице других особей этого вида. Данное поверие проявлялось прежде всего в использовании различного рода можно сказать, сексуальных ритуалов во время «медвежьего» праздника. Обычно это было исполнение сценок эротического характера или песен и танцев «нескромного» содержания, имитирование полового акта или намеки на него, в общем - все такое, что подчеркивало бы мысль о размножении животных. Интересно, что ритуалы «сексуального» характера использовались народами северной Азии и по отношению к другим животным. Например, на празднике в честь белухи у коряков женщины во время пляски делали движения, как будто отдаваясь животному, приговаривая: «Дорогой гость пришел».
Древние охотники — буряты, обнаружив в тайге (ойхубшэ) медвежью берлогу, отправлялись туда, чтобы убить его, при этом даже между собой не говорили «мыидем убивать медведя». Если им в пути встречались люди и спрашивали: «Куда вы направляетесь», те отвечали: «Там появился боодхол поошол, собираемся напасть на него и захватить». Согласно обычаю, запрещалось говорить о медведе даже собственной жене. После убийства медведя в его берлоге выстрелом из ружья, с того момента, когда тушу вытаскивали из берлоги, приступали к совершению важного ритуала: вытаскивая тушу из берлоги, все охотники издавали звуки, имитирующие карканье воронов (хэрээ). В тот момент, когда медвежью тушу вытаскивали наружу, и она лежала уже на краю берлоги, охотники, отскочив испуганно назад, отходили на два - три шага в сторону и оттуда, прикрывая глаза ладонью, как будто подкрадываясь, приближались к медведю на один шаг и все в один голос высказывали свое сожаление: «Мы убили Вас, приняв за боодхол поошол, сжальтесь над нами, простите нас, случилась ошибка», и так стояли долго, умоляя. Одновременно с высказыванием своего раскаяния они вынимали свои ножи и начинали снимать шкуру медведя. После снятия шкуры способом, аналогичным отделению шкуры любого домашнего животного, приступали к разделке туши. Оттянув в сторону от себя левую ногу и переломив ее по суставу, говорили: «Уничтожьте все преграды и помехи (на моем пути), все препятствия, врагов моих, мешающих добыче, уберите (с моего пути)», и так повторяли несколько раз.
Первый местный исследователь звериных и рыбных промыслов Верхнеудинского округа А.П.Курбатов описывает аналогичное бурятам отношение к «убийству» медведей и у тунгусов. «Убив медведя, тунгус не смеет хвалиться перед посторонними людьми; но, подходя к юрте, дает знать об удаче своей особенным звуком голоса. Все семейство победителя приходит в невыразимую радость и мгновенно откликается каким-то особенным откликом. Затем идут расспросы о всех подробностях. Но перед домашними тунгус остается скромным: ничего не относит к своему удальству и искусству; все приписывает случаю; винит в смерти медведя ружье, замечая при том, что их делали русские, изъявляет сожаление к убитому зверю, называя его голубчиком... через несколько времени сало этого голубчика стекает с губ повествователя».
В охоте на медведей с ее участниками встречалось много курьезных случаев. Автор оригинальной работы «Записки охотника Восточной Сибири» А.Черкасов повествует о двух случаях, когда двум охотникам тунгусу Гаугенову и русскому Вагину пришлось вступить в единоборье с медведем, схватиться с ним «в охапку» и несмотря на все сложности победить. Более экзотичным оказался эпизод, когда два промышленника, не сумев сразу поразить из ружья пробегавшего мимо медведя, с испугу схватились за его длинную шерсть, протащились вместе с ним сажен 20 и только затем «образумились». Промышленники остались здоровыми, но медведь от пули и кровавого поноса вследствие испуга издох на другой же день.
Таких курьезов (реальных и выдуманных) в Сибири случалось огромное количество, и не только со стороны охотников. Сам «хозяин тайги» нередко ощущал на себе влияние людей. Человек все больше и больше проникающий в таежные просторы, так или иначе повлиял на повадки медведей. Об одном из таких интересных фактов рассказывал писатель Н.Щукин в первой трети XIX века. В иное лето множество лошадей погибает на пути от сибирской язвы. Тогда медведю бывает раздолье: он то поживится флягою спирта, то сумою муки или сухарей. Флягу медведь умеет раскупорить, несмотря на то, что она бывает обшита кожею. Натянувшись спирта, он начинает проказить: бегает, кувыркается через голову, валяется, ревет и, обессилев, засыпает.
Особую роль в Байкальском регионе, как и в целом по Сибири, играло драгоценное животное — соболь. Весьма колоритно и емко сумел сказать о нем в одном из своих «писем» тот же Н.Щукин. «Начну с самого знаменитого по цене, прочности и теплоте: это будет соболь, столь давно преследуемый и русскими, и якутами и тунгусами; предмет ссор, убийств, путеводитель к открытию новых стран и народов, ожи-витель деятельности и духа промышленности в здешних странах. Вот сколько политических достоинств имеет этот зверек!».
Соболь - зверек всеядный. Он питается разными мелкими животными: мышами, белками, хорьками, и соответственно любыми птицами, которых ему удается изловить. Одновременно он трудно доступен для ловли, особенно в таежных просторах. В любом более-менее частом лесу при виде опасности, будь то человек или «алчущее» животное соболь начинает быстро перепрыгивать с одного дерева на другое, и быстро «уходит» от любого врага. Но все же человек со своими «хитрыми» методами сумел достичь больших успехов в охоте за соболями. И, как уже говорилось, именно грозящее зверьку исчезновение в прибайкальской тайге, стало одной из основных причин создания Баргузинского заповедника на Байкале. Принятые меры, деятельность заповедников и заказников позволяют держать численность соболя в прибайкальских лесах Иркутской области и Республики Бурятия в достаточно стабильном состоянии.
Среди некоторых видов зверей существуют открытые и скрытые антагонистические отношения: более сильный или (и) приспособленный, мягко говоря, «не любит» слабого и изгоняет его с занятой территории. Чаще всего это происходит тогда, когда эти разные животные питаются одинаковой пищей – хищники - одними и теми же мелкими грызунами и травоядными, травоядные животные идентичной растительной пищей. В Прибайкалье «антагонизм» проявился между соболем и колонком, между маралом (благородным оленем) и лосем.
Колонок ярко желтый, чуть рыжеватый хищный зверь был в большом количестве распространен в прибрежных низменностях Подлеморья. С появлением соболя в этих местах, последний почувствовал в колонке своего конкурента по питанию и стал всячески изживать его с занятых участков. Со временем колонка становилось все меньше в Баргузинском районе, и с пятидесятых годов их единицы здесь влачили жалкое существование, всегда под страхом встречи со своим грозным врагом. В этом, конечно, нельзя усматривать вред заповедности. Колонок может существовать почти в любых лесах и даже под боком у человека, а соболь зверь привередливый, не любящий лишних встреч.
Марал - очень высокоразвитое животное, как говорят ученые, - это прогрессирующая форма оленей, отличающаяся от последних, прежде всего, своей крупностью - отдельные самцы достигают 200 и более килограммов. У них прекрасно развиты все системы, а слух и обоняние — поразительны. В Подлеморье маралы жили почти повсюду. В 30-40 годах, почувствовав преимущества условий заповедности, в эти места начал проникать лось. На первых порах эвенки - хозяева Подлеморья - договорились не добывать его, дать размножиться. И лоси размножились! Быстро нарастающая численность стала теснить поголовье маралов. Лоси, как более выносливые, более мощные и менее требовательные к природным условиям животные, начали занимать места обитания марала, и численность этих оленей быстро пошла на убыль. Последние десятилетия, например, в Баргузинском заповеднике их насчитывали не более пятидесяти.
Волк для всех животных прибайкальских лесов, особенно для косулей и изюбрей, является врагом №2 (после браконьеров) и живет он в различных районах весьма благополучно. Но все же в некоторых местах Прибайкалья, а, особенно, в Баргузинском заповеднике, волки, несмотря на свои воинственные качества, влачат жалкое существование. Например, в Подлеморье сравнительно мало марала, который более доступен этому свирепому хищнику. Косули — основного питания этого хищника - здесь нет поскольку мало удобных для ее пастбищ. Лося и северного оленя волк может добыть только по насту — значит, в конце марта, в апреле, а до этого времени надо не только дожить, но и сохранить свои бойцовские возможности. Так что волки принципиально избегают заповедных мест, стремясь в те территории, где много подходящих диких копытных да, в придачу, домашних овец и коз.
Превосходным свойством, работающим на защиту других, обладают обитатели Прибайкалья из числа зайцеобразных небезызвестные пищухи. Тревожный голос этого зверька хорошо знают все звери, и за этот сторожевой сигнал пищуха пользуется большим авторитетом в тайге. Услышав звуки ее голоса, разные звери настораживаются, - настолько явственно они предостерегают. Звери знают, что пищухи не поднимают переполоха без повода. На любой даже подозрительный шорох в лесу пищухи неизменно реагируют громким цыканьем.
Но в общих правилах есть свои исключения. Так, казалось бы, неплохо уживаются в заповедных местах Прибайкалья соболь с горностаем - маленький зверек с короткой, густой и крепкой шкуркой царственно белого цвета. Только кончик хвоста - угольно-черный: тонкое изящное утверждение силы эстетического контраста. Горностай, как соболь, питается, в основном, мышами, и быть ему, вне всякого сомнения, конкурентом и непримиримым врагом последнего. Но «хитрость» в том, что горностай очень умело избегает встреч с соболем. Он придерживается мест, куда соболь почти не заглядывает, причем прямо под носом своего грозного недруга. Это поймы речек, заросшие мелкими кустарниками, приустьевые участки ключей и ключиков, береговые террасы Байкала, редко посещаемые соболем участки высоко в горах. Кроме того, горностай сравнительно редко появляется на поверхности снега. Пробежит полсотни метров и опять в укрытие. Нравится ему бегать лишь вдоль подмытых реками берегов. Его там почти не видно, а соболь появляется редко. Так что оба эти зверька не чувствуют себя конкурентами.
Высокий уровень загадки сопровождает пребывание в водах священного моря интересного зверя - нерпы. Она - прямой родственник морского тюленя и ближайший ее собрат – кольчатая нерпа обитает в Ледовитом океане. Каким образом проникла нерпа в Байкал? - этот вопрос до сих пор не получил однозначного ответа. Нерпа Байкала питается в основном рыбой, предпочитая в качестве лакомства голомянку. Она быстро плавает, развивая скорость до двадцати километров в час. В феврале или марте после десятимесячного вынашивания плода самки рождают детенышей, чаще одного, но иногда и двух. Выглядят последние весьма примечательно, поскольку покрыты густым белым мехом, своего рода - «пушистики». Но вскоре этот наряд меняется на серый. Благодаря корму мамы, и не только молоку, но и рыбе, детеныш в течение трех месяцев становится способным к самостоятельной жизни. В целом, нерпа - животное «живучее» от рождения до смерти порой до 60 лет. Но все же она подвержена болезням, в том числе эпидемичным. В 1987 году в результате поражения вирусом чумки плотоядных на Байкале вымерло около 5 тыс.нерп. Самым примечательным оказалось то, что одновременно с болезнью байкальской нерпы была большая эпидемия аналогичной «заразы» у тюленей в северных морях — на севере Шотландии, Голландии, Скандинавии и даже Германии. Тогда погибло 60% северных тюленей, пропорционально даже больше, чем на Байкале. Ну а общее количество нерп на священном море составляет в первом десятилетии 20-го века около 80-90 тысяч популяций, и их численность пока не снижается.
Добыча нерпы осуществляется разными способами. Это может быть вылов сетями, охота на животное с лодок и с берега. Но чаще испульзуется процедура, которая, судя по привычкам эвенков-охотников, установилась с давнего времени. Для этого берутся обычные санки, на них устанавливается белый щит из простыни или какой-то ткани; ближе к днищу санок делается отверстие для оружия. Это сооружение его автор осторожно передвигает по льду Байкала к лежащей нерпе с подветренной стороны. Она охотника не видит и не чувствует носом, и поэтому безмятежно греется на солнце до своей погибели.
Промысловое значение нерпы нельзя назвать высоким, но в прежние века оно не было и мизерным. Например, считается, что в 18, 19 и начале 20 веков их ежегодная добыча составляла от 2-х до 4-х тыс. особей. Особо распространен был в прибайкальских деревнях (и не только в них) нерпичий жир, известны были и изделия из шкурок нерпы. Нерпичий жир в конце 19 - начале 20 века использовался вместо керосина для освещения шахт на различного рода приисках. Также распространено было и скорняжье ремесло. В 50-60 годах 20 века автору этих строк в деревнях, расположенных в устье Селенги, приходилось видеть выделанные из шкурок нерпы шапки, унты, рукавицы, коврики. Некоторые изделия, выработанные бурятскими и русскими умельцами, были отделаны оригинальными цветными узорами, с приятной цветовой гаммой от светло-серебристой (шкурка молодой нерпы) до коричневатой (шкура старого зверя). Есть мнение, что мясо нерпы сильно отдает рыбой. Возможно это и так, но скорее всего, данный момент зависит от возраста байкальской обитательницы. По крайней мере, когда зимой 1972 года отец привез мне в студенческое общежитие мясо молодой нерпы с заметным слоем нерпичьего жира, на столь необычное «пиршество» собралось немало моих друзей и однокурсников. Ситуацию можно было обрисовать известными стереотипами «за уши не оттащишь» и «язык можно проглотить» (возможно, «виной» последнему был привычный студенческий голод и обычно сопровождавшие такие «пиршества» сто граммов «зеленого змия» на «брата»). Но все же местные гурманы считают, что вкусны и «сало», и мясо нерпы, в особенности ее ласты, которые являются настоящими деликатесами.
Создание в Байкальских населённых пунктах нерпинариев и наблюдение за животными позволили выявить интереснейшие повадки из жизни и даже их творческие возможности. Оказалось, что нерпы - великие чистоплюи и собственники — у них даже тарелки для еды разные. К тому же по своим интеллектуальным данным они ничуть не уступают дельфинам. У нерп быстро вырабатываются циркаческие навыки: они рисуют картины, играют со зрителями в мяч, спасают из воды кукол, умеют считать до пяти. В Иркутском нерпинарии в 2007 году нерпы по имени Ласка, Тито и Неси, поддавшись сложной дрессировке, научились играть на саксофоне и трубе. А уже в 2008 году «актеры» разучили немые роли в сценках по сказке А. Пушкина про золотую рыбку. Научились они и декламировать простые стихи. Дрессировщики надеются, что в скором времени нерпы будут ставить для зрителей другие «эстрадные» номера: кто-то из них будет петь, а кто-то аккомпанировать или заниматься живописью. Автор данных строк может похвастаться, что 24 июня 2009 года он «выторговал» на аукционе в данном нерпинарии «картину» нерпы Тито «Байкальская радуга» (название шедевру дала внучка Олеся), прямо из-под кисти ее творца. Организаторы аукциона выдали «собственнику» соответствующий сертификат.
Интерес к нерпам в связи с этим растёт. Кстати сказать, на повышение интереса туристов к нерпам сработает создаваемые в реставрируемом Байкальском музее мультимедийные экраны. В помещении образуется зал, где в режиме реального времени через специальный спутник на большие экраны будет идти изображение, как протекает жизнь нерпы на Ушканьих островах. Чуть позднее планируется также показывать реальную жизнь других обитателей байкальского края: соболей, изюбрей, сохатых, медведей и т.д. Данное нововведение, вне всякого сомнения, удовлетворяя любознательность людей, в то же время будет работать на сбережение морской и лесной фауны.
Проникновение человека на Байкал и в его таежные просторы не могло не сказаться на сохранности животного мира. Причем исчезновение некоторых видов животных началось в давнее время и особенно усугубилось в XIX веке. Немецкий натуралист Г.Радде, побывав в 1855 году на Байкале, писал: «необыкновенная в последнее четырехлетие убыль красной дичи на всем юго-западном пространстве; так что между тем как еще в 1852 году в окрестностях Култука охотники ловили ежегодно не менее 50 штук кабарги, в последнее время поимка их ограничивалась, и то редко, одним животным». Заметный рост населения в Байкальском регионе в конце 19-го и в 20-м веках, развитие железных дорог на севере и юге Байкала, рост промышленных объектов, нарастающие экономические кризисы - все это сработало против животного мира. По данным специалистов только в период с 1991 по 1996 год в байкальских лесах заметно сократилось количество лосей, изюбрей, северного оленя, кабарги, кабана, соболя, красной лисицы и других видов. Задача сохранения многих представителей стала чрезвычайно актуальной, и для ее решения необходимы разнообразные методы, вплоть до внесения некоторых из них в «Красные книги» страны и региона.
Для животных в «Красных книгах» федерального и регионального масштаба существуют категории, отражающие степень необходимости их защиты: 1 - виды, находящиеся под угрозой исчезновения; 2 - виды, численность которых еще относительно высока, но сокращается катастрофическим быстро; 3 - редкие виды, которым в настоящее время не грозит исчезновение, но встречающиеся в небольшом количестве на очень ограниченных территориях; 4 — виды, численность и состояние популяций которых вызывают тревогу, но недостаток сведений не позволяет отнести их ни к одной из первых категорий; 5 - восстановленные виды, не подлежащие еще промысловому использованию. В Байкальском регионе (Иркутская и Читинская области и Бурятия) количество животных, включенных в официальные списки редких и находящихся под угрозой исчезновения на 1 января 1990 года составляло более 30 и среди них: красный волк, хорь светлый, речной бобр, большой баклан, прыткая ящерица, горная серебристая полевка, горный дюпель и многие другие... И сегодня, чтобы не продолжать список, нужно действовать в защиту фауны и флоры Байкальского мира.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей