ЖИВОПИСЬ, художественное изображение предметного мира на плоскости посредством цветных материалов.
Основные подразделения живописи: станковая, монументальная, декоративная. Каждое из подразделений имеет различия по используемым материалам: масло, темпера, акварель; фреска, мозаика, энкаустика и т. д. Помимо того, существует свой диапазон возможностей в живописи профессиональной, народной (крестьянской), самодеятельной, детской.
Живопись в Сибири появилась вместе с русскими первопроходцами в виде икон (станковая форма) и в виде росписей церковных интерьеров (монументальной и декоративной формы). В XVII—XVIII вв. в крае распространялась привозная иконопись, постепенно замещавшаяся иконописью местной. Владимиро-суздальские, московские, украинские иконописцы, мастера Русского Севера поставляли в Сибирь большое число произведений своего письма. Собственная сибирская иконопись явилась производным названных школ. Она зародилась при архиерейском доме в Тобольске, распространилась по монастырям Томска, Иркутска, оттуда была передана в другие сибирские города и везде взаимодействовала с привозными иконами. Светская живопись, почти исключительно станковая, возникает несколько позже. На начальном этапе, вплоть до конца XVIII в., она числом и разнообразием произведений значительно уступает церковной. У нее свой круг видов и жанров: портреты сибирских промышленников, купцов, губернаторов, виды городов, достопримечательностей природы, декоративные варианты украшения интерьеров.
Процесс приживления профессиональной светской живописи в Сибири совершался трудно, что объясняется медленным развитием городской культуры. В Сибирь шли казаки, земледельцы, промысловики, торговцы, в светской живописи не нуждавшиеся. В ней нуждались представители высшей и средней администрации, высшее духовенство, купечество, преуспевавшие промышленники, с начала XVIII в. приобретавшие в Сибири все больший вес.
Живопись проникала в Сибирь следом за графикой и в единстве с графикой, чем особенно характерен XVIII в. Потребности промышленного и культурного освоения Сибири привели к необходимости изучения условий жизни в крае. С 1720-х гг. до конца столетия в Сибири перебывало немало ученых экспедиций Петербургской Академии Наук. В составе каждой экспедиции находились художники. Они получали задания зарисовывать этнографические типы аборигенов, виды сибирских городов, образцы растений и т. д. Живопись использовалась преимущественно акварельная, камерная, легко соединяющаяся с графикой. Стилистически она примыкала к барокко и классицизму. В самой Сибири от художественных работ ученых экспедиций не оставалось почти ничего. Их роль — в утверждении ценности документального рисунка и живописи, надолго определившей краеведческие интересы художников Сибири. Прямого влияния на местную живопись эти работы не оказали. Лишь те художники, которые, выполняя задания пославших их в Сибирь учреждений, одновременно обучали рисованию и живописи местных подростков, с достаточным основанием вписываются в сибирскую художественную жизнь. Один из них — даровитый рисовальщик В.П. Петров, обучавший в 1800-х гг. юношей Барнаульской школы Горного управления.
В 1829 на Колыванскую шлифовальную фабрику был направлен М.И. Мягков (1779-1852), учившийся в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Для выполнения заказов на художественной работы он организовал в Барнауле мастерскую, которая считалась иконописной, но в ней писали картины и на светские темы. В качестве аттестационной работы на звание академической живописи Мягков представил картину «Сцена из семейной жизни сибирских дикарей» (1833). Стилистика картины определяется классицизмом. Однако краеведческий сюжет, подчеркнутый в пояснительной записке Мягкова, этнографические приметы быта алтайцев уводят художника от свойственного классицизму возвышенного тона и идеальной формы. Краеведческие мотивы, не являясь исключительно сибирской чертой живописи, на протяжении XIX в. и значительной части XX в. проходили в ней лейтмотивом.
С начала XIX в. в Сибири появляются местные живописцы, работавшие уже преимущественно в светской манере. Одним из первых был талантливый художник-портретист и педагог М.А. Васильев, выполнивший ряд портретов иркутских купцов и чиновников. С 1805 по 1819 он преподавал рисование в Иркутской губернской гимназии. Там же в первой половине XIX в. преподавали рисование П.Н. Колодезников и Г.С. Уткин. В 1840-х гг. в связи с открытием в Иркутске женском учебном заведений (Сиропитательного дома Е. Медведниковой, 1838; Девичьего института Восточной Сибири, 1845) обучаться рисованию стали девушки.
В Томске в начале 1850-х гг. стал преподавать рисование в гимназии, затем реальном училище художник П.М. Кошаров (1824—1902). Основное место в его творчестве заняли виды Алтая, Тянь-Шаня, Иссык-Куля, Томска с его окрестностями. Писал он и виды других городов Сибири, портреты, этнографические зарисовки, бытовые сцены, иконы. Участвовал в научных экспедициях (в 1857 был спутником П.П. Семенова в его путешествии на Тянь-Шань). Издал альбом рисунков «Виды города Томска» (1886), серию литографических листов «Художественно-этнографические рисунки Сибири» (1889—91). Его педагогическая и просветительская деятельность, в том числе проведение художественных выставок в Томске (1-я — в 1860, несколько выставок в 1880—90-е гг.), внесли значительных вклад в развитие культуры края.
В 1860-х гг. в Красноярске, затем в Иркутске обучал рисованию художник Н.В. Гребнев — первый учитель В. И. Сурикова. В Тобольске в 1860—80-е гг. работал художник М.С. Знаменский, в Тюмени — И.А. Калганов (1845— 82) — ученик иконописца, ставший самобытным художником. Путешествовал по Сибири и долгое время жил в Иркутске художник-пейзажист Е.Е. Мейер (1822-1867), принимавший активное участие в экспедициях Сибирского отдела Русского географического общества.
Неотъемлемой частью истории сибирского изобразительного искусства стало творчество ссыльных поляков. В 1840— 50-е гг. здесь работали. Немировский, в конце 1850-х — начале 1860-х гг. живописец и график П. Кшижановский, в 1870—80-е гг. — А. Якубовский, Ю. Беркман, С. Вроньский и А. Сохачевский.
Отдельным эпизодом развития живописи в Сибири XIX в. является творчество декабристов. Оно занимает промежуточное положение между профессиональным художественным творчеством и любительским, самодеятельным, имея при этом большую историческую и эстетическую значимость. Наибольшую активность как живописец проявил Н. А. Бестужев, оставивший обширную галерею портретов близких ему людей, а также портретов, выполненных по заказу жителей Иркутска, Кяхты, Селенгинска.
Во второй половине XIX в. в различных учебных заведениях Сибири преподавали выпускники Императорской Академии художеств (Санкт-Петербург), Московского, Киевского и других художественных училищ. В Иркутске в числе наиболее заметных педагогов-художников были М.В. Зязин, работавший вначале в Енисейске, М.А. Рутченко (Короткоручко), работавший также в Красноярске, позже в Чите; И.Ф. Фокин, Н.В. Голубев, Г.Е. Некрасов, В.И. Эндерлейт, В.М. Скиндер, О.Т. Власенко, В.А. Болотов, А.Х. Клименко, В.А. Александров и другие.
Во второй половине XIX в. сибиряки стали получать образование в художественных учебных заведениях Санкт-Петербурга и Москвы. В 1855 генерал-губернатор Восточной Сибири послал в Императорскую Академию художеств иркутянина М.И. Пескова, в 1868 был отправлен в Академию В.И. Суриков. Сибиряк по рождению А.Э. Мако (1850—1925) учился в Мюнхенской Академии художеств. С конца 1870-х гг. он преподавал в томской мужской гимназии, позже организовал первую в городе художественную студию. Писал пейзажи Алтая и Нарымского края, работал как художник-анималист. В 1870—75 учился в Академии художеств уроженец Селенгинска П.И. Старцев, позже работавший в Иркутске и Кяхте, писавший картины исторического содержания, пейзажи. Н.И. Верхотуров (1863— 1944), получивший первые уроки рисования у нерчинского художника Н.Н. Рябцева, в 1880-е гг. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в 1889—1901 жил в Иркутске. В 1907 окончил Академию художеств (мастерская И.Е. Репина). С начала XX в ведущее место в его творчестве принадлежало историко-революционной тематике.
Назревшая потребность в местных художественных школах привела к появлению студий в Томске в 1880-е гг., в Иркутске в 1890-е гг. Рисовальные классы создавались также общественными организациями, например: воскресные классы художественно-технического рисования при Обществе попечения о начальном образовании (Томск, 1885), класс рисования при Обществе распространения народного образования и народных развлечений (Иркутск, 1905). В Иркутске в 1900 по инициативе художников Н.И. Верхотурова и М.А. Рутченко возникла рисовальная школа, существовавшая около года. В 1905—07 в Иркутске действовали разрешенные Министерством императорского двора классы рисования и живописи, которые вел С.Ф. Лытнев. В 1910 открылись художественные школы в Красноярске и Иркутске. Ведущим преподавателем Красноярской рисовальной школы (первый заведующий архитектор и художник Л.А. Чернышев) многие годы являлся художник Д.И. Каратанов. Школа рисования и живописи И.Л. Копылова в Иркутске, пережив в своем развитии ряд трансформаций, существует сегодня как Иркутское художественное училище. В 1913 в Чите открыта художественно-промышленная школа (государственное профессиональное учебное заведение, существовала до 1923).
Новые веяния коснулись иконописных мастерских. Бийская иконописная мастерская дала общую профессионально-художественную подготовку алтайцу Г.И. Гуркину, открывшую ему возможность помимо икон писать картины на бытовые темы («Камлание», 1895) и в конце 1890-х гг. поступить в Санкт-Петербурге в мастерскую И.И. Шишкина. Расстояние от иконной живописи до светской сократилось благодаря расширившейся стилистике того и другого ряда.
Росло число любителей живописи. В 1860-е гг. картины демонстрировались на сельскохозяйственных и промышленных выставках в Иркутске, Чите. Позже, хотя и нерегулярно, стали устраиваться самостоятельные выставки картин и гравюр. В 1880-е гг. художественные выставки становятся заметным явлением в культурной жизни Томска (1882, 1886, 1887). В 1892 состоялась первая городская художественная выставка в Красноярске. Начинают формироваться художественные коллекции. С 1870-х гг. иркутянин В.П. Сукачев начал собирать коллекцию живописи, ориентируясь прежде всего на творчество передвижников. В конце XIX в. была создана частная картинная галерея Сукачева, ставшая основой Иркутского художественного музея (1920). На томской выставке (1899) было представлено 85 работ 13 мест, владельцев картин. В Красноярске самой значительной была художественная коллекция П.И. Кузнецова. В Омске коллекции живописных и графических работ собирались с конца XIX в. в музее ЗСОРГО.
С конца XIX в. история живописи на всей территории Сибири уже не прерывается. На регулярных выставках в Томске, Иркутске, Красноярске, Барнауле, Омске демонстрируются сложившиеся жанры: пейзаж, портрет, сюжетно-тематическая картина и натюрморт. Все они писались либо полностью с натуры (портрет, пейзаж, натюрморт), либо с использованием натуры после изучения ее в этюдах. Стилевых отличий сибирской живописи от московской или петербургской не наблюдается, хотя о желательности сибирского колорита в искусстве патриоты Сибири уже заговорили. Не колорит как художественный строй живописи, а мотивы пейзажа и сюжеты отличают сибиряков. Показательным примером в этом плане может служить живопись В.И. Сурикова. Сюжетами ряд его картин впрямую связан с Сибирью («Меншиков в Берёзове», 1883; «Взятие снежного городка», 1891; «Покорение Сибири Ермаком», 1895), прообразы героев его эпопей почти все сибирские. В Сибири написана большая часть пейзажей Сурикова. Все художники Западной Сибири увлеченно писали виды Алтая, художники Восточной Сибири — пейзажи Севера и Байкала. Наибольшее признание получил Г.И. Гуркин, после персональной выставки в Томске (1907) на 10 лет сделавшийся самым популярным живописцем Сибири. Он писал почти исключительно пейзажи Алтая («Хан-Алтай», 1907; «Озеро горных духов», 1910; «Корона Катуни», 1910; «Цветущий маральник», 1916).
Реализм сибирской живописи отличался от реализма передвижников почти полным отсутствием критические направления. Сибирская живопись по преимуществу пейзажная и портретная. А пейзаж и портрет по своей природе не критичны. Сюжетно-тематических картин у сибиряков мало, и они чаще всего либо исторического, либо этнографического характера. Так, на первой периодической выставке Томского общества любителей художеств (1908) Л.П. Базанова показала работы «Съезд князей в Любиче», «Съезд старейшин 1-й Алтайской дючины», А.С. Капустина — «Шишкованье», «Переселеночка», «В староверской избе».
Со второй половины XIX в. основным методом сибирской живописи становится пленэр, т. е. трактовка цвета с учетом световоздушной среды. Такая живопись располагает зрителя вглядываться в ее нюансы; строй картины, каков бы ни был ее сюжет, она смягчает тоном созерцательности. Пленэрная живопись свойственна В.И. Сурикову, Г.И. Гуркину, Д.И. Караганову, А.О. Никулину, многим их современникам и последователям. Ее не поколебали веяния авангардизма, достигшие Сибири в 1910-х гг. В творчестве художников, пропагандировавших новации в Сибири, эти веяния оказались неглубокими. Сибирская живопись восприняла легкий отсвет стиля модерн в варианте, представленном объединением «Мир искусства».
Среди большого числа иконописцев начала XX в. отметим И.А. Панкрышева, переехавшего в Томск из Мстеры (1898). Он работал для церквей и индивидуальных заказчиков Бийска, Бердска, Иркутска, Мариинска, Новониколаевска (Новосибирска), Томска, Читы, предлагая на выбор трактовку живописи от древнегреческого и византийского типа до классицизма, переходящего в реализм. Панкрышев участвовал в выставках икон в Чикаго, Антверпене, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге. Примером его убедительного профессионализма может служить икона «Святой Николай Чудотворец» (1907) в Троицком храме Томска. После установления советской власти в Сибири (1920) иконописание как вид живописи быстро и надолго исчезло.
В начале XX в. активную роль в организации художественных выставок в сибирских городах играли местные объединения художников: кружок любителей живописи в Иркутске (1899) при Обществе любителей музыки и литературы, Товарищество художников в Красноярске (1905), Томское общество любителей художеств (1909—19) и других (см. Общества художественные). В 1903 состоялась первая передвижная художественная выставка для Сибири, организованная художницами-сибирячками М.И. Педашенко-Третьяковой и М.В. Сукачевой. Выставка была составлена из произведений петербургских и сибирских художников. Картины экспонировались в Красноярске, Томске и Иркутске. Последующие годы отмечены ростом выставочной деятельности в Сибири: в 1907 — 3, в 1908 — 5, в 1909 — 6 выставок. В Томске в первое десятилетие XX в. состоялись персональные выставки В. Д. Вучичевича (1901, 1906, 1908), Л.П. Базановой (1902), Г.И. Гуркина (1907, 1910), А.О. Никулина (1909). Томское общество любителей художеств регулярно проводило передвижные художественные выставки в разных городах Сибири, непременными участниками которых были местные художники. В 1905 состоялась первая художественная выставка в Чите — персональная выставка выпускника Академии художеств С.Р. Бирнбаума, работавшего в учебных заведениях города с конца 1890-х гг. В 1907 организована первая выставка омских художников Н.К. Молочникова, И.В. Волкова, В.А. Конева, А.С. Михайлова, Г.Г. Платонова.
В Общество художников-сибиряков (1913) вошли барнаульцы В.Н. Гуляев, В.В. Кареев, М.И. Курзин, И.Д. Чашников, томичи Н.Г. Котов, М.М. Черемных и другие молодые художники. Они организовали в Томске выставки своих произведений (1914, 1915), где наряду с идиллическими пейзажами присутствовала графика в духе символистов и футуристического искания.
Иркутское общество художников (ИОХ, 1915—22), образованное по инициативе художников А.В. Овчинникова, К.И. Померанцева и Н.М. Чистякова, устраивало не только собственные ежегодные выставки, но и организовывало выставки заезжих художников. Члены общества принимали участие в выставках в Томске, Красноярске и в других городах Сибири.
В годы Первой мировой, а затем Гражданской войны в Сибири оказались многие деятели культуры, в том числе художники, прибывшие с потоком беженцев из Европейской России, с Поволжья, Урала. Это способствовало значительной активизации художественной жизни в Омске, Томске, Барнауле, Бийске и других городах, созданию новых художественных и литературно-художественных объединений. В 1918—21 в регионе возникают новые художественные учебные заведения (школы, студии), художественные музеи, а также художественные отделы (галереи) в краеведческих музеях Томска (1922), Омска (1924) и др.
Обществом художников и любителей изящных искусств Степного края (ОХЛИИСК, 1916-20) в Омске были открыты общедоступные художественные курсы, регулярно организовывались выставки. Крупным событием культурной жизни Омска стала художественная выставка, проведенная ОХЛИИСК весной 1919, в которой наряду с омскими авторами и владельцами художественных коллекций участвовали приезжие художники. В марте 1919 в Омске состоялась выставка московских и петроградских художников, на открытии которой присутствовал Д. Д. Бурлюк. По его инициативе вскоре была организована аналогичная художественная выставка в Томске (апрель 1919), в которой участвовали также томские художники Н.Г. Котов, М.М. Поляков, И.Я. Хазов и другие. ОХЛИИСК в 1919 провело работу по организации художественно-промышленного училища (затем техникума) им. М. Врубеля, открытого в Омске в октябре 1920 уже при советской власти.
В Иркутске в марте 1918 открылся Институт изящных искусств, в Томске в мае 1918 — Сибирская народная художественная академия с картинной галереей при ней (организатор и первый руководитель художник К.К. Зеленевский). В 1918—19 в Томске проводились персональные выставки местных и приезжих художников (например, московского художника-футуриста Н.М. Гущина в марте 1919), выставки Союза томских художников (создан в апреле 1918). Зимой 1918/19 прошла последняя (11-я) периодическая выставка Томского общества любителей художеств.
Алтайское художественное общество (АХО, 1918— 20) объединяло местных и приезжих художников в Барнауле. В городе действовали художественные студии А.О. Никулина (с 1917), Е.Л. Коровай (с 1918), классы живописи, проводились художественные выставки. В 1918—21 в Бийске работала художественная студия, занятия в которой вели художники А.Э. Мако, И.Д. Кузнецов, скульптор В.А. Сенгалевич. В Барнауле были открыты Алтайская губернская советская художественная школа, преобразованная вскоре в губернские художественные мастерские (1919—22), музей живописной культуры (1920 — середина 1920-х гг.), основу фондов которого составила коллекция П.К. Фролова (горный инженер, начальник Колывано-Воскресенских (Алтайских) заводов в 1817—30).
В начале 1920-х гг. при губернских отделах народного образования созданы секции изобразительных искусств (ИЗО), в ведение которых перешли действовавшие художественные школы и студии, общественные объединения с имевшимися у них художественными коллекциями и т. д. Возникали новые художественные школы и студии (Бийск, Барнаул, Новониколаевск, Томск и другие города), многие из которых вскоре прекратили существование в условиях финансового кризиса первых лет новой экономической политики. Появлялись новые художественные объединения. В Омске по инициативе художников Н.А. Мамонтова, В.И. Уфимцева, В.С Шабль-Табулевича организована литературно-художественная группа футуристического направления «Червонная тройка» (1921—22). В 1922—24 действовали литературно-художественные общества в Иркутске («Юрта»), Барнауле (клуб художников, литераторов, артистов, музыкантов — «Хлам») и других городах. Предпринимались попытки объединить художественные силы Сибири. Осенью 1925 в Иркутске по инициативе художника Б.И. Лебединского была организована первая Всесибирская выставка искусств, на которой экспонировалось около 300 работ. Большая часть экспонатов принадлежала Омску и Иркутску. Были представлены также работы художников Томска, Мариинска, Гурьевского Завода, Семипалатинска, Красноярска, Бурятии, Владивостока, Хабаровска, Читы, Петропавловска (Казахстан), Новониколаевска. Несмотря на то, что ряд крупнейших художников Сибири и Дальнего Востока в ней не участвовал, первая сибирская художественная выставка имела большое значение для выявления художественных сил Сибири. Группа красноярских художников (1926), в правление которой входили И.И. Ляхов и В.Л. Петраков, ставила задачи бороться с халтурой в искусстве, повышать квалификацию художников, вести просветительскую работу в массах.
Осенью 1925 в Сибири организуются местные филиалы Ассоциации художников революционной России (АХРР, 1922—32) — в Омске, Томске, Новониколаевске и Барнауле. В 1926 сибирские филиалы АХРР совместно с Обществом изучения Урала, Сибири и Дальнего Востока организовали в Москве Сибирскую художественную выставку.
Всесибирской организацией стало общество «Новая Сибирь», созданное по инициативе новосибирских художников (январь 1926). Вскоре филиалы нового общества были образованы в Омске, Томске, Красноярске, Иркутске, Барнауле, Бийске, Минусинске, Улале (Горно-Алтайск). В него вошли (полностью или частично) местные филиалы АХРР и другие организации художников. Обществом был организован первый съезд сибирских художников (январь 1927, Новосибирск), выработавший единую идеологическую платформу и оргинальные формы объединения. Творческим методом, отвечающим задачам советского искусства был признан «героический реализм», основанный на идеологии марксизма, оптимальной формой объединения художников Сибирского края — общество «Новая Сибирь». Одновременно со съездом художников была организована всесибирская выставка (участвовало более 70 художников, экспонировалось около 600 произведений живописи, скульптуры, графики и архитектуры). Выставка побывала в Омске, Томске, Красноярске и Иркутске, ее посетило более 30 тыс. человек.
Общество «Новая Сибирь» объединило более 100 художников края (32 — в Новосибирске, 19 — в Иркутске, 14 — в Омске, 12 — в Томске, 10 — в Барнауле и т. д.). Филиалы общества открывали художественные школы и кружки, устраивали выставки, вели декоративно-оформительскую работу. Ликвидировано в 1931 в связи с организацией Федерации работников пространственных искусств СССР (1930) и ее филиалов на местах. В 1932 на базе федерации создается единый Союз советских художников с соответствующей сетью организаций на местах.
В советский период большое влияние на живопись стали оказывать агитационные и пропагандистские задания. Изменился не характер живописи, изменились сюжеты (И.И. Тютиков «Партизаны», 1926; Н.А. Янова-Надольская «Октябрины», 1926). Живопись приобретала черты журнальной графики. Примером может служить «Культчайная» (роспись чайной Вокзального района Новосибирска, 1929), выполненная группой художников под руководством А.В. Вощакина. Лишь отдельные авторы, используя образы символизма, способны были выражать революционные идеи средствами живописи (А.П. Жибинов «Идущие к солнцу», 1928). В 1930-х гг. задания художникам становились все более жесткими, с прямым обозначением тем и сюжетов и без учета специфики живописи, что привело к снижению ее качества (Н.Ф. Смолин «Вступление красных отрядов в Томск в 1919 году», И.И. Тютиков «Гибель красногвардейского отряда Петра Сухова. Алтай, 1918 год», Н.И. Чевалков «Красное знамя на Эмердинском перевале», П.Г. Якубовский «Подпольная конференция большевиков города Новосибирска в декабре 1918 года»). Профессионализм живописца понизился в цене и потому, что классовый подход ко всем вопросам культуры выдвинул на первый план не имевших школы и достаточного опыта самоучек. Краевые выставки в Сибири стали на равных основаниях комплектовать из картин художников, получивших профессиональную подготовку, и случайных в этой профессии людей. Однако полного упадка живописи не произошло. Приспосабливаясь к требованиям времени, профессиональные художники продолжали отстаивать культуру живописи. Установка на создание значительной по содержанию картины стимулировала оглядку на творчество передвижников. Пленэрная традиция вернулась. Вторая половина 1930-х — первая половина 1950-х гг. — время ее безраздельного господства.
В 1933 в Сибири возникли отделения Союза художников СССР, состоявшие в основном из живописцев. Центр Западно-Сибирского отделения находился в Новосибирске, Восточно-Сибирского — в Иркутске. Самодеятельные художники, за редким исключением, в них не входили. Союз художников — устойчивая творческая организация, сохранившаяся и в XXI в. В ее системе в разное время видное место занимали омские пейзажисты К.П. Белов и А.Н. Либеров, кемеровчане А.Н. Кирчанов и П.А. Чернов, барнаулец М.Я Будкеев, томичи А.А. Шумилкин и Т.Н. Завьялов, новосибирцы В.В. Титков, И.В. Титков и И.И. Тютиков, красноярцы Д.И. Каратанов, А.П. Лекаренко и Б.Я. Ряузов, иркутяне А.И. Алексеев, А.И. Вычугжанин и В.С. Рогаль, С.К. Ланзы из Кызыла, А.Н. Осипов из Якутска, Ц.С. Сампилов и Д.Н. Дугаров из Улан-Удэ.
Великая Отечественная война изменила сюжеты, условия жизни и творчества художников. Живописцы выполняли плакаты. Возникли трудности снабжения материалами живописи. В города Сибири прибыло немалое число московских, ленинградских, белорусских, украинских живописцев (В.И. Ви-кулов, А.Н. Самохвалов, В.И. Прагер, Д.П. Штеренберг). Совместно с ними в годы войны продолжалось творчество сибиряков, устраивались выставки.
Во второй половине 1950-х гг. поднялась волна направления, получившего название «Суровый стиль». В творчестве следовавших ему художников упростился цвет, укрупнилась форма, публицистичной стала трактовка сюжета (Х.А. Аврутис «Теоретики», А.И. Гутерзон «Проводник геологов», А.С. Тришин «Пожарные. Отбой», Л.Р. Цесюлевич, И.Р. Цесюлевич «Строители», «Творец химии»). «Суровый стиль» проявился во всех видах изобразительного искусства, однако на его основе не была создана последовательная система формообразования.
В художественных учебных заведениях учили живописи пленэрной, остававшейся действенной, имевшей широкий круг приверженцев (О.Л. Гинзбург, К.Г. Залозный, В.С. Зевакин, Б.В. Крюков, П.Л. Поротников, Б.Я. Ряузов, Н.М. Шемаров). «Суровый стиль» сопутствовал небывалому в Сибири подъему монументальной живописи. Коллективы художников сибирских городов пополнились выпускниками факультетов монументальной живописи ленинградских художественных вузов (Р.А. Галков, В.Г. Кирьянов, М.И. Слободин, В.Г. Смагин, Г.Н. Трошкин, А.С. Чернобровцев). Распространились новые техники монументального искусства: мозаика, сграффито, витраж, расписная керамика. Сохранялись и старые виды росписей. Монументалисты со специальным образованием стали центром, к которому потянулись живописцы-станковисты, графики, даже скульпторы и прикладники (В.Е. Семенова, Г.В. Черемушкин, панно «Авиация» в ДК им. В.П. Чкалова, Новосибирск).
Со второй половины 1960-х гг. «Суровый стиль» стал угасать, уступая место прямо противоположным, камерным тенденциям. Стилевая целостность растворялась в свободе трактовки тем и сюжетов. Централизованные задания действовали, но ослабли. Умножились так называемые встречные предложения, шедшие от авторов картин. Видную роль заняла театральная живопись. В ней проявлялись веяния конструктивизма, экспрессионизма, сюрреализма. Театры драматический, оперный, музыкальной комедии давали возможность проявиться различным стилевым подходам к оформлению спектаклей, что и отразилось в театральной живописи (Р.П. Акопов, эскизы декораций к спектаклю «Материнское поле» по повести Ч. Айтматова; Т.Д. Дидишвили, оформление комедии В. Шекспира «Виндзорские насмешницы»; Г.С. Якубовская, оформление мюзикла «Золушка»).
Живопись Сибири 1970-х гг. многолика. Не умирает пленэрная традиция. Ярко выражены абстрактный экспрессионизм (Н.Д. Грицюк), фовизм и экспрессионизм (А.Г. Поздеев). К 1980-м гг. в различных тенденциях растворилась самая возможность единого определения сибирской живописи, подобного определениям «классицизм», «реализм», «модерн». Наступило время постмодернизма. Наиболее заметные тенденции живописи 1970—80-х гг. связаны с фотореализмом (Г.П. Кичигин, Н.А. Белянов, Г.И. Панаркин, М.С. Омбыш-Кузнецов) и сюрреализмом (И.Д. Шуриц, В.А. Карманов, В.А. Авдеев). Названные тенденции явственнее проявились в Западной Сибири, хотя и здесь они не существуют в чистом виде и не отличаются числом приверженцев.
К 1980-м гг. относится возрождение иконописания. Художники светской станковой и монументальной живописи (А.С. Чернобровцев, Е.М. Тищенко, С.Н. Фролов, М.Б. Лутаенко, С.Ю. Шишков и другие) активно включились в роспись строящихся храмов, осваивая несвойственную им тематику и стилистику. Начало XXI в. открыло перед иконописанием новые перспективы. Появились профессиональные иконописцы. В программу ряда государственных художественных учебных заведений введены курсы иконописания. Зародились специальные школы, например при Богословском институте Новосибирской епархии. Возрождение этого вида живописи не является простым продолжением дореволюционных традиций. На него наложило отпечаток распространение в Сибири конца XX в. восточного и древнеязыческого мистицизма, повлияли и материальные условия современности. В православных храмах появился витраж, более характерный для готики.
Во второй половине XX в. создаются художественные музеи (картинные галереи, музеи изобразительного искусств) в Новосибирске (1957), Барнауле (1958), Красноярске (1958, на базе художественного отдела областного краеведческого музея), Новокузнецке (1961), Кемерове (1969), Норильске (1974), (Томске (1979, на базе художественного отдела областного краеведческого музея) и других городах. Ранее (в 1940) был образован Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля. Новые художественные галереи, салоны, студии, в том числе частные, появились в конце XX — начале XXI в.
Конец XX в. ознаменовался открытием художественных учебных заведений, главнейшими из которых являются Новоалтайское худлжественное училище (1971), Кемеровское художественное училище (1972), Новосибирский институт искусств (1975), Новосибирское художественное училище (1984), Красноярский художественный институт (1987), Новосибирская архитектурно-художественная академия с кафедрой монументально-декоративного искусства (1993). Этапным событием для изобразительного искусства Сибири XX в. является открытие в Красноярске Сибирско-Дальневосточного отделения Российской Академии художеств (1986) и творческих мастерских при ней, где живописи отведено видное место. К столь благоприятным условиям развития профессиональной живописи художественная культура Сибири шла 200 лет.
Лит.: История Сибири. Ленинград, 1968. Т. 2—3; Копылов А.П. Очерки культурной жизни Сибири XVII — начала XIX вв. Новосибирск, 1974; Муратов П.Д. Изобразительное искусство Томска. Новосибирск, 1974; Он же. Художественная жизнь Сибири 1920-х годов. Л., 1974; Снитко Л.И. Первые художники Алтая. Л., 1983; Токарев В.П. Художники Сибири. XIX век. Новосибирск, 1993; Деветьярова И.Г. Художественная жизнь Омска XIX — первой четверти XX века. Омск, 2000.
Е.А. Добрынина, П.Д. Муратов
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей