Новости

Жилищно-коммунальное хозяйство // Винокуров М.А., Суходолов А.П. «Экономика Иркутской области» (2009)

Вы здесь

Такая отрасль, как жилищно-коммунальное хозяйство, является важнейшей частью муниципального хозяйства. От ее состояния зависят условия и качество жизни людей в городах и поселках. В свою очередь, уровень развития самого жилищно-коммунального хозяйства отражает состояние экономики страны в целом и ее отдельных регионов.

В Иркутской области данная отрасль представлена 2 тыс. предприятий и организаций различных форм собственности, на которых занято 45 тыс. чел. Удельный вес отрасли в валовом региональном продукте составляет 7,7 %.

Общие сведения об отрасли

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) — это совокупность предприятий, служб и хозяйств, призванных обеспечивать населению комфортное проживание путем предоставления жилищно-коммунальных услуг, отвечающих современным стандартам качества.

Типичными услугами, оказываемыми предприятиями ЖКХ, являются отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, газо- и электроснабжение, благоустройство и поддержание чистоты городских (поселковых) и дворовых территорий, своевременный вывоз бытовых отходов.

Суммарный объем услуг предприятий ЖКХ, предоставленных населению Иркутской области в 2005 г., превышал 2 млрд р. При этом расходы областного консолидированного бюджета на субсидии отрасли составляли 4,9 млрд. р. Структура жилищно-коммунальных услуг показана на рис. 63.1.

Рис. 63.1. Структура жилищно-коммунальных услуг, предоставленных населению Иркутской области в 2005 г.

Основным потребителем продукции и услуг предприятий ЖКХ является население, а также небольшие (главным образом градообслуживающие) предприятия и организации, расположенные в пределах городских и поселковых образований. Крупные же (в основном градообразующие) предприятия, как правило, имеют собственные системы отопления, водоснабжения, отведения и очистки стоков. При этом коммунальные хозяйства некоторых городов зависят от деятельности подобных предприятий в части обеспечения населения отдельными коммунальными услугами.

Основные функции ЖКХ. Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложную систему, выполняющую ряд необходимых для поддержания жизнедеятельности городов и населенных пунктов функций:

— обслуживание жилищного фонда;

— ресурсоснабжение потребителей (электро- и теплообеспечение, горячее и холодное водоснабжение, а также водоотведение и водоочистка);

— содержание и благоустройство придомовых и уличных территорий (их озеленение и постоянная санитарная очистка, своевременный вывоз мусора и бытовых отходов и др.)*;

* К сооружениям внешнего благоустройства населенных мест, входящих в состав коммунального хозяйства, относят также дороги и тротуары, мосты и путепроводы, подземные и наземные транспортные, пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневой канализации, набережные, берегоукрепления, зеленые насаждения общего пользования, уличное освещение и т.д.

— бытовое обслуживание населения (услуги банно-прачечных хозяйств, ритуальные услуги и др.);

— транспортное муниципальное обслуживание жителей городов и населенных пунктов (пассажирские автобусы, трамваи, троллейбусы, водный транспорт местного значения, в крупных городах — метро);

— содержание и эксплуатация инженерных систем (теплоисточников, тепловых, водопроводных и канализационных сетей, а также сетей электро- и газоснабжения и др.).

География размещения. Предприятия ЖКХ имеются во всех муниципальных образованиях. Наибольшее их количество сосредоточено в городах, где проживает около 80 % населения Иркутской области.

Управление. Жилищно-коммунальное хозяйство — это сфера ответственности муниципального образования. Региональные и федеральные власти формируют стратегию развития отрасли, реформирования и оптимизации ее деятельности, направленную на повышение качества услуг и снижение их стоимости.

Социально-экономическое значение. Жилищно-коммунальное хозяйство относится к жизнеобеспечивающим и социально значимым отраслям. От деятельности ЖКХ зависят качество и условия жизни людей, их здоровье, социальное благополучие и работоспособность.

Региональные особенности. Жилищно-коммунальное хозяйство Иркутской области функционирует в условиях резко континентального климата, крайне неравномерного заселения и хозяйственного развития обширной территории. При высокой концентрации населения в ряде городов с большим энергопромышленным потенциалом отмечается его низкая плотность на остальной территории. Это накладывает отпечаток на деятельность и развитие ЖКХ в конкретных муниципальных образованиях, влияет на технологию производства жилищно-коммунальных услуг, определяет сезонность их предоставления (прежде всего отопительных услуг) и стоимость, предопределяет вид топлива и способы его доставки к теплоисточникам и т.д.

Естественный локальный монополизм. Ряд жилищно-коммунальных услуг предоставляется предприятиями, которые могут быть отнесены к естественным локальным монополиям. Речь идет о горячем и холодном водоснабжении, водоотведении, тепло- и электроснабжении, осуществляемым через централизованные инженерные сети, что делает безальтернативным для конкретного потребителя выбор поставщика данных услуг.

Становление отрасли

Жилищно-коммунальное хозяйство Иркутской губернии начало формироваться еще в дореволюционный период, когда приступили к благоустройству растущих на ее территории городов. В то время строились деревянные и каменные тротуары, мостились улицы, проводилось электроосвещение, открывались гостиницы, организовывались парки отдыха для горожан, прокладывались первые водопроводы. Уже тогда для коммунального обслуживания населения стали создаваться первые частные предприятия, работавшие на рыночных принципах.

После революции все частные коммунальные предприятия, а также частные жилые дома в городах были национализированы. Рыночные принципы организации и финансирования системы ЖКХ были заменены административным управлением и централизованным выделением ресурсов. Руководство обобществленным жилищно-коммунальным хозяйством передали управлениям, которые подчинялись коммунальным отделам исполкомов уездных и губернских Советов. Подобная система функционирования ЖКХ с небольшими изменениями просуществовала до начала 1990-х гг.

В период масштабного индустриального освоения региона (1950— 1970-е гг.) в Приангарье были возведены крупные энергопромышленные объекты и построены новые города. За это время общая численность населения Иркутской области увеличилась в 1,8 раза, а городского населения — почти в 2,8 раза. Выросла площадь и жилищного фонда. Благодаря росту капвложений в промышленное развитие региона увеличивалась доля средств, остававшихся для развития социальной и жилищно-коммунальной сфер. В те годы удалось электрифицировать почти все населенные пункты области. Было построено несколько новых крупных городов (которые сразу проектировались с учетом устройства централизованных систем теплообеспечения, водоснабжения и канализования).

Вместе с тем в годы социалистического строительства приоритетным было развитие промышленности и производственных отраслей. К сфере ЖКХ относились как к второстепенной, она финансировалась по остаточному принципу. Несмотря на значительные усилия, принимаемые районными, городскими и областными партийными организациями и исполкомами, города Иркутской области, как и других регионов Сибири и Дальнего Востока, существенно отставали по уровню благоустройства от городов и районов Европейской части СССР, тем более от зарубежных городов и населенных пунктов. Ощущалась острая нехватка благоустроенного жилья. Оставались неохваченными централизованным электроснабжением ряд поселков и сел области. Система ЖКХ была ресурсоемкой, ее работа — низкоэффективной, а убытки отрасли возмещались государством.

Опыт эксплуатации жилья в рамках государственной собственности показал неспособность системы ЖКХ эффективно осуществлять обслуживание населения. Содержание государственного жилищного фонда было убыточным, поскольку получаемая с нанимателей квартирная плата была «самой низкой в мире» и покрывала не более 5 % затрат. Фактически оно осуществлялось за счет бюджетов министерств, ведомств, предприятий или организаций, в чьем ведении находились объекты ЖКХ, и в итоге тяжелым бременем ложилось на государственный бюджет.

Ситуация усугубилась с началом кризиса 1990-х гг. Это время для ЖКХ оказалось наиболее трудным. Годы невнимания власти к нуждам отрасли, ее зависимость от дотаций и хроническое недофинансирование привели к обветшанию жилищно-коммунальной инфраструктуры.

Многие жилищно-коммунальные организации оказались в тяжелом состоянии. Требовалась реконструкция котельного оборудования и тепловых коммуникаций, водопроводных и канализационных сетей. Количество аварийных ситуаций в сфере ЖКХ резко увеличилось. В то время у всех на слуху были такие проблемные (с точки зрения ЖКХ) города, как Усть-Кут, Чуна, Тулун, Лесогорск, Черемхово.

 

Вместе с тем именно в 1990-х гг. в отрасли начали происходить принципиальные позитивные изменения, связанные с ее возвратом к работе в условиях рынка. В частности, находившиеся в государственной и ведомственной собственности объекты жилищно-коммунального хозяйства были переданы в муниципальную собственность. В свою очередь, предприятия, передавшие объекты ЖКХ местным органам власти, освободились от выполнения несвойственных им функций,  сосредоточив внимание на повышении эффективности собственного производства. Начавшаяся приватизация создала условия для увеличения доли частного жилья. Постепенно менялась психология населения и работников ЖКХ. Увеличилась доля оплаты населением жилищно-коммунальных услуг (с 9 % в 1993 г. до 56 % в 2000 г.), стало расти их качество. Благодаря осуществлению мероприятий по ресурсо- и энергосбережению постепенно снижаются непроизводительные расходы и потери предприятий ЖКХ.

Отрасль постепенно переходит на рыночные принципы функционирования. Ведь во всех развитых странах она является прибыльной, выгодной для инвестирования, не требует гигантских затрат для осуществления собственной деятельности.

Проблемы. Вместе с тем в ЖКХ остаются еще нерешенными многие проблемы:

— высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры (тепловых, водопроводных и канализационных сетей, теплоисточников и др.), что требует ее скорейшей модернизации;

— низкий (по сравнению с мировым уровнем) КПД оборудования, большие потери тепла, воды, перерасход топлива и энергии (все расходы по их оплате в настоящее время перекладываются на потребителей и бюджет);

— сохраняющаяся дотационность отрасли, неразвитость конкурентной среды, неудовлетворительное финансовое состояние ряда предприятий ЖКХ, отсутствие эффективных экономических стимулов для снижения издержек;

— устаревшие и не отвечающие современным требованиям методы хозяйствования, незаинтересованность управленческого персонала в повышении эффективности функционирования находящихся в их ведении систем и объектов ЖКХ;

— нежелание граждан, ставших собственниками жилья, активно включаться в процесс управления жилищным фондом (по этой причине сегодня сдерживается дальнейшее улучшение состояния жилищного фонда, которое определяется не только порядком в отдельно взятой квартире, но и чистотой подъездов и лестничных пролетов, благоустройством прилегающей к домам территории и т.д.).

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Винокуров М. А. Суходолов А. П. | Источник(и): Экономика Иркутской области: в 6 т. / М.А. Винокуров, А.П. Суходолов. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. — Т. 6. | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 13 мая 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Книги | Иркутская область | Библиотека по теме "Экономика"