Железнодорожный — посёлок городского типа в Усть-Илимском районе Иркутской области. Является центром Железнодорожного муниципального образования. Находится примерно в 28 км районного центра, на высоте 414 м над уровнем моря.
Статус посёлка городского типа с 1970 года. Фактически является частью города Усть-Илимска.
Население: 8300 человек (по данным Всероссийской переписи населения 2011 года).
Почтовый индекс: 666660.
Телефонный код: +7 39535.
Цель создания поселка - жилье для первопроходцев-строителей Усть-Илимской ГЭС, Усть-Илимского ЛПК и города Усть-Илимска. Датой основания поселка Железнодорожный считают январь 1967 года, когда произошла высадка первого десанта в глухой тайге Нижнее-Илимского района. Годом позже поселок получил название - Северный с подчинением Усть-Илимскому району. Для расчистки ложа Усть-Илимского водохранилища были созданы восемь леспромхозов. Для работников леспромхозов ударными темпами строилось жилье. Жилье строилось, в основном, силами ПМК-1, ПМК-2, большинстве случаев строилось как временное, но благоустроенное. С 1970 г. начинается капитальное строительство жилья в деревянном и кирпичном исполнении, строительство коммунальной инфраструктуры (водопровод, канализация, теплоснабжение), одновременно ведется строительство объектов социальной сферы: детский сад-ясли, амбулатория, магазины, столовая, клуб, школы. Первый 100-квартирный дом в кирпичном исполнении был построен в 1978 году. Для ускорения строительства ГЭС и ЛПК в сжатые сроки была построена железная дорога: участок Хребтовая - Усть-Илим протяженностью 214 км. Строительство железной дороги вело СМП-219, СМП-319, МК-70. Строительство дороги закончилось в 1973 году. С окончанием строительства железнодорожной станции построена и оборудована узловая больница на 75 коек, и поликлиникой на 150 посещений. С 1 мая 1970 года поселок получил статус рабочего поселка и название Железнодорожный. По проекту ЛенНИИП градостроительства поселок Железнодорожный рассматривался, как резервная территория для г.Усть-Илимска, которая должна была застраиваться многоэтажными жилыми домами. Но по ходатайству коллектива СМП-219 Ангарстроя, без официально согласования проектного института и дирекции строящегося города, решением райисполкома №7/258 от 16.08.90 г. произведена замена микрорайона многоэтажной застройки (четыре пятиэтажных, четыре двухэтажных дома, д/сада-яслей), расположенных между улицами Строительная-Комсомольская-Железнодорожная-Мира на усадебную застройку.
В поселке городского типа Железнодорожный (Иркутская область) осуществляется эфирное вещание 7-и аналоговых каналов, 3-x радиовещательных каналов. Кабельное вещание отсутствует. Максимальная скорость доступа в интернет 3600 Кб/с, минимальная 64 Кб/с. 1 пункт коллективного доступа в сеть интернет. Поселок городского типа Железнодорожный покрыт мобильными сетями "GSM" "CDMA" 4-х операторов связи. Фиксированная телефонная связь представлена 9-ю компаниями. Таксофоны отсутствуют. 2 отделения связи.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей