Новости

Землевладение // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ, пользование, владение и рас­поряжение землей на определенных правовых основаниях. С начала российской колонизации аграрной Сибири наиболее общественно значимым сегментом землевладения в регионе остается владение землями сельскохозяйственного назначения.

Вопрос о сути сибирского дореформенного землевладения является дис­куссионным. Сторонники общей концепции землевладения в Сиби­ри, основанной на тезисе о господстве здесь «феодального» или «государственно-феодального» строя, видели в сибирском крестьянине только «феодально-зависимого» (от государства) пользователя земли. Между тем известны факты наличия в Сибири до 1760-х гг. 2 видов частного землевладения — индивидуального и корпоративно-привилегированного (т. е. с крепостным населением). Субъектами первого выступали русские насельники, получавшие у представителей власти «данные» на землю, иногда в составе групп («вобче»), что не меняло индивидуальной сути землевладения. Привилегированные корпора­ции были представлены монастырями, церквами и ар­хиерейским домом. Оба типа землевладельцев соверша­ли с объектом владения (землей) сделки любого характера, утверждаемые властями.

Привилегированное землевладение ликвидировали в 1764 в ходе секу­ляризации. Монастыри и церкви стали частными владель­цами ненаселенных земель, условия их землевладения приблизились к частному землевладению непривилегированных слоев — крестьян и городских сословий. С середины 1760-х гг. государство прекратило за­крепление земли в частном землевладении  для податных сословий, а затем постепенно изъяло владельческие документы. Место частного землевладения с 1780-х гг. заняло индивидуально-под­ворное, опосредованное коллективно-общинным волостных и сельских обществ. Сибирский мужик получал теперь от «государя» землю во владение не через воеводу (приказчика), а от «общества», состоявшего из ему подобных земледельцев. Община крестьянская стала владельцем исторически сложившегося вокруг нее комплекса земель, а ее члены (казенные/государственные крестьяне) получили право на владение участком земли не менее 15 десятин на душу мужского пола и его хозяйственное использование. Проект межевания не был осущест­влен, и в многоземельных районах семьи использовали землю в соответствии с трудовыми ресурсами, в малоземелии проводилось частичное поравнение владении за счет земель вымороч­ных дворов. Полных земельных переделов дореформенная Сибирь не знала.

Кроме крестьянско-волостного, существовало землевладение ясачных волостей и городских обществ. Частное помещичье — фе­одальное — землевладение в Сибири существовало в ограниченных размерах, как и потенциально буржуазное — купечес­кое. Купцы покупали землю у казны, но по особым прошениям. По отношению к части территорий государство осуществляло непосредственное владение через государственные органы — воеводское управление (государевой десятинной пашней в XVII — первой половины XVIII в.), казенные палаты, Кабинет Его Императорского Величества (см. Землевладение кабинетское), военное ведомство (в том числе Сибирское и Забайкальское казачьи войска). Таким образом, вся сибирская земля находилась в верховной юрисдик­ции государства и делилась по владельческой принадлежности на казенную, кабинетскую, казачью, крестьянскую, городскую, ясачную и частновладельческую.

До конца XIX в. существенных изменений в землевладении сибирских крес­тьян не произошло. Крестьянская община имела право хозяйственные ис­пользования закрепленного за ней надела, но не могла продавать землю, поскольку верховная собственность на нее принадлежала государству. За пользование землей бывшие государственные крестьяне, помимо общей для всех крестьян подушной подати, платили в казну оброчные платежи. Крестьяне Алтайского горного округа оброчные платежи вносили в Кабинет Его Императорского Величества. Нерчинские приписные крестья­не в начале 1850-х гг. были переведены в казаки.

В 1886 государственные крестьяне европейской части страны перешли на положение бывших помещичьих: каждая община по­лучала свою надельную землю в собственность, однако, прежде чем получить на нее право безусловного распо­ряжения, крестьяне должны были выплатить выкупные платежи. На Сибирь действие данной реформы не рас­пространялось. Начатое в регионе в 1896 реформирова­ние земельных отношений на казенных землях региона (закон от 23 мая) заключалось лишь в упорядочении земле­пользования: установлении юридически закрепленных границ наделов каждой общины с учетом 15-десятинной нормы на душу мужского пола. Преобразования оброчных платежей для бывших государственных крестьян в выкупные в Сиби­ри не произошло, и они остались, по существу, лишь арендаторами казенные земли. На Алтае (закон от 31 мая 1899)    и в Нерчинском горном округе  (закон от 5 июня 1900)    одновременно с упорядочением крестьянского землепользова­ния государство приступило к выкупу земли у императора. После завершения рассчитанных на 49 лет выкупных платежей Кабинет утрачивал право на распоряжение земельным фондом. Кроме этого, по закону от 18 января 1899 казна обязывалась вносить Кабинету плату за каждую десятину отводимой переселенцам земли, в обмен приобретая права на оброчные платежи.

Таким образом, правительство воздерживалось от введения в Сибири частного крестьянского землевладения. Эта политика сохранилась и во время Столыпинской аграрной реформы. Участки, выделяемые в регионе под хутора и отруба, передавались не в частную собственность, как в европейской части России, а во владение. Разработка законопроекта о введении крестьянской частной собственности на землю в регионе началась в 1908. В марте 1914 соответствующее положение одобрила земельная подкомиссия Государственной думы IV созыва, но с начала войны его принятие отложили.

В конце XIX в. общий земельный фонд Сибири, Зауралья и Дальнего Востока исчислялся в 1 142,6 млн десятин, из них 503 млн десятин было официально введено в хозяйственный оборот (учтено), в том числе в Сибири — 325 млн десятин. Землевладение кабинет­ское охватывало территорию в 66 млн десятин. Сибирское и Забайкальское казачьи войска владели в 1907 13,9 млн десятин. До конца  1860-х гг. казачьи земли находились во владении войска, с 21 апреля 1869 их распределили меж­ду станицами. Церкви в Сибири и на Дальнем Востоке к 1917 принадлежало всего 41,4 тыс. десятин. Частное землевладение, несмотря на ряд попыток его насаждения (см. Аграрно-колонизационная политика государства в конце XVI — начале XX в.), составляло лишь 582 тыс. десятин. В пользовании крестьян находилось около 90 млн десятин. Столыпинская аг­рарная реформа не изменила форм землевладения в Сибири, она повлияла лишь на землепользование, т. к. надельные крестьянские земли передавались хозяевам не в собственность, а в наследственное пользование.

В принятом после Октябрьской революции Декрете о земле частная земельная собственность в России отменялась. Вся земля, в том числе кабинетская, церковная, частновладельческая, казачья и крестьянская, формально обращалась во всенародное достояние. Фактическим ее собственником, единым и единственным, становилось советское государство. Владение землей осуществлялось на правах срочного или бессрочного пользования (см. Землепользование). Законодательно исключались купля-продажа, дарение и завещание зе­мельных участков.

В начале 1990-х гг. монополия государства на землю на территории России была отменена. Закон РСФСР «О земельной ре­форме» от 23 ноября 1990 восстановил частную собственность на землю и провозгласил равенство всех форм землевладения: государственной, колхозно-кооперативной, частной, коллективно-долевой. В течение последующих 15 лет основными направлениями ре­формирования земельных отношений в стране являлись приватизация и расширение прав собственников. Собст­венники земельных участков могут их продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обме­нивать, передавать в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) АО, товариществ, кооперативов. В то же время в российском законодательстве закреплен принцип целевого исполь­зования земли, создающий препятствия для выведения земель сельскохозяйственного назначения из аграрного сектора экономики. Их использование для других целей не допускается или ограничивается. В начале XXI в. наиболее распространен­ной формой землевладения в Сибирском регионе и стране в целом стала частная собственность граждан на земельные доли, на которые разделены бывшие колхозы и совхозы.

Лит.: Тюкавкин В.Г. Сибирская деревня накануне Октября. Иркутск, 1966; Горюшкин Л.М. Сибирское крестьянство на ру­беже веков. Новосибирск, 1967; Быконя Г.Ф. Поземельные отно­шения русского населения Сибири в XVII—XVIII вв. Красноярск, 1979; Худяков В.Н. Аграрная политика царизма в Сибири в пореформенный период. Томск, 1986; Миненко Н.А. Развитие фео­дальных отношений и генезис капитализма в Сибири (конец XVI — первая половина XIX в.). Новосибирск, 1988; Земельный вопрос. М., 1999.

Т.С. Мамсик, Г.А. Ноздрин, В.А. Ильиных, Т.Н. Соболева

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 января 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири