ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ, пользование, владение и распоряжение землей на определенных правовых основаниях. С начала российской колонизации аграрной Сибири наиболее общественно значимым сегментом землевладения в регионе остается владение землями сельскохозяйственного назначения.
Вопрос о сути сибирского дореформенного землевладения является дискуссионным. Сторонники общей концепции землевладения в Сибири, основанной на тезисе о господстве здесь «феодального» или «государственно-феодального» строя, видели в сибирском крестьянине только «феодально-зависимого» (от государства) пользователя земли. Между тем известны факты наличия в Сибири до 1760-х гг. 2 видов частного землевладения — индивидуального и корпоративно-привилегированного (т. е. с крепостным населением). Субъектами первого выступали русские насельники, получавшие у представителей власти «данные» на землю, иногда в составе групп («вобче»), что не меняло индивидуальной сути землевладения. Привилегированные корпорации были представлены монастырями, церквами и архиерейским домом. Оба типа землевладельцев совершали с объектом владения (землей) сделки любого характера, утверждаемые властями.
Привилегированное землевладение ликвидировали в 1764 в ходе секуляризации. Монастыри и церкви стали частными владельцами ненаселенных земель, условия их землевладения приблизились к частному землевладению непривилегированных слоев — крестьян и городских сословий. С середины 1760-х гг. государство прекратило закрепление земли в частном землевладении для податных сословий, а затем постепенно изъяло владельческие документы. Место частного землевладения с 1780-х гг. заняло индивидуально-подворное, опосредованное коллективно-общинным волостных и сельских обществ. Сибирский мужик получал теперь от «государя» землю во владение не через воеводу (приказчика), а от «общества», состоявшего из ему подобных земледельцев. Община крестьянская стала владельцем исторически сложившегося вокруг нее комплекса земель, а ее члены (казенные/государственные крестьяне) получили право на владение участком земли не менее 15 десятин на душу мужского пола и его хозяйственное использование. Проект межевания не был осуществлен, и в многоземельных районах семьи использовали землю в соответствии с трудовыми ресурсами, в малоземелии проводилось частичное поравнение владении за счет земель выморочных дворов. Полных земельных переделов дореформенная Сибирь не знала.
Кроме крестьянско-волостного, существовало землевладение ясачных волостей и городских обществ. Частное помещичье — феодальное — землевладение в Сибири существовало в ограниченных размерах, как и потенциально буржуазное — купеческое. Купцы покупали землю у казны, но по особым прошениям. По отношению к части территорий государство осуществляло непосредственное владение через государственные органы — воеводское управление (государевой десятинной пашней в XVII — первой половины XVIII в.), казенные палаты, Кабинет Его Императорского Величества (см. Землевладение кабинетское), военное ведомство (в том числе Сибирское и Забайкальское казачьи войска). Таким образом, вся сибирская земля находилась в верховной юрисдикции государства и делилась по владельческой принадлежности на казенную, кабинетскую, казачью, крестьянскую, городскую, ясачную и частновладельческую.
До конца XIX в. существенных изменений в землевладении сибирских крестьян не произошло. Крестьянская община имела право хозяйственные использования закрепленного за ней надела, но не могла продавать землю, поскольку верховная собственность на нее принадлежала государству. За пользование землей бывшие государственные крестьяне, помимо общей для всех крестьян подушной подати, платили в казну оброчные платежи. Крестьяне Алтайского горного округа оброчные платежи вносили в Кабинет Его Императорского Величества. Нерчинские приписные крестьяне в начале 1850-х гг. были переведены в казаки.
В 1886 государственные крестьяне европейской части страны перешли на положение бывших помещичьих: каждая община получала свою надельную землю в собственность, однако, прежде чем получить на нее право безусловного распоряжения, крестьяне должны были выплатить выкупные платежи. На Сибирь действие данной реформы не распространялось. Начатое в регионе в 1896 реформирование земельных отношений на казенных землях региона (закон от 23 мая) заключалось лишь в упорядочении землепользования: установлении юридически закрепленных границ наделов каждой общины с учетом 15-десятинной нормы на душу мужского пола. Преобразования оброчных платежей для бывших государственных крестьян в выкупные в Сибири не произошло, и они остались, по существу, лишь арендаторами казенные земли. На Алтае (закон от 31 мая 1899) и в Нерчинском горном округе (закон от 5 июня 1900) одновременно с упорядочением крестьянского землепользования государство приступило к выкупу земли у императора. После завершения рассчитанных на 49 лет выкупных платежей Кабинет утрачивал право на распоряжение земельным фондом. Кроме этого, по закону от 18 января 1899 казна обязывалась вносить Кабинету плату за каждую десятину отводимой переселенцам земли, в обмен приобретая права на оброчные платежи.
Таким образом, правительство воздерживалось от введения в Сибири частного крестьянского землевладения. Эта политика сохранилась и во время Столыпинской аграрной реформы. Участки, выделяемые в регионе под хутора и отруба, передавались не в частную собственность, как в европейской части России, а во владение. Разработка законопроекта о введении крестьянской частной собственности на землю в регионе началась в 1908. В марте 1914 соответствующее положение одобрила земельная подкомиссия Государственной думы IV созыва, но с начала войны его принятие отложили.
В конце XIX в. общий земельный фонд Сибири, Зауралья и Дальнего Востока исчислялся в 1 142,6 млн десятин, из них 503 млн десятин было официально введено в хозяйственный оборот (учтено), в том числе в Сибири — 325 млн десятин. Землевладение кабинетское охватывало территорию в 66 млн десятин. Сибирское и Забайкальское казачьи войска владели в 1907 13,9 млн десятин. До конца 1860-х гг. казачьи земли находились во владении войска, с 21 апреля 1869 их распределили между станицами. Церкви в Сибири и на Дальнем Востоке к 1917 принадлежало всего 41,4 тыс. десятин. Частное землевладение, несмотря на ряд попыток его насаждения (см. Аграрно-колонизационная политика государства в конце XVI — начале XX в.), составляло лишь 582 тыс. десятин. В пользовании крестьян находилось около 90 млн десятин. Столыпинская аграрная реформа не изменила форм землевладения в Сибири, она повлияла лишь на землепользование, т. к. надельные крестьянские земли передавались хозяевам не в собственность, а в наследственное пользование.
В принятом после Октябрьской революции Декрете о земле частная земельная собственность в России отменялась. Вся земля, в том числе кабинетская, церковная, частновладельческая, казачья и крестьянская, формально обращалась во всенародное достояние. Фактическим ее собственником, единым и единственным, становилось советское государство. Владение землей осуществлялось на правах срочного или бессрочного пользования (см. Землепользование). Законодательно исключались купля-продажа, дарение и завещание земельных участков.
В начале 1990-х гг. монополия государства на землю на территории России была отменена. Закон РСФСР «О земельной реформе» от 23 ноября 1990 восстановил частную собственность на землю и провозгласил равенство всех форм землевладения: государственной, колхозно-кооперативной, частной, коллективно-долевой. В течение последующих 15 лет основными направлениями реформирования земельных отношений в стране являлись приватизация и расширение прав собственников. Собственники земельных участков могут их продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, передавать в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) АО, товариществ, кооперативов. В то же время в российском законодательстве закреплен принцип целевого использования земли, создающий препятствия для выведения земель сельскохозяйственного назначения из аграрного сектора экономики. Их использование для других целей не допускается или ограничивается. В начале XXI в. наиболее распространенной формой землевладения в Сибирском регионе и стране в целом стала частная собственность граждан на земельные доли, на которые разделены бывшие колхозы и совхозы.
Лит.: Тюкавкин В.Г. Сибирская деревня накануне Октября. Иркутск, 1966; Горюшкин Л.М. Сибирское крестьянство на рубеже веков. Новосибирск, 1967; Быконя Г.Ф. Поземельные отношения русского населения Сибири в XVII—XVIII вв. Красноярск, 1979; Худяков В.Н. Аграрная политика царизма в Сибири в пореформенный период. Томск, 1986; Миненко Н.А. Развитие феодальных отношений и генезис капитализма в Сибири (конец XVI — первая половина XIX в.). Новосибирск, 1988; Земельный вопрос. М., 1999.
Т.С. Мамсик, Г.А. Ноздрин, В.А. Ильиных, Т.Н. Соболева
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей