На селитебные территории в общей площади города приходится около 30 %. В границах города большая часть селитебных территорий занята жилой малоэтажной застройкой. Многоэтажная застройка образует сплошные застроенные территории в нейтральной части города и Октябрьском округе, на остальной территории распространена микрорайонная застройка. Значительная часть площади приходится на промышленную и транспортноскладскую застройку, которая часто размещена смежно с жилой, без санитарно-защитных разрывов. Вся застройка в пределах городской черты крайне мозаична. При невысокой плотности объектов в среднем, в городе почти нет свободных территорий для новой масштабной застройки.
Городские леса занимают около 23 % территории, но сконцентрированы в северо-восточной части Правобережного округа. Лесные территории окружения города отнесены к лесам с различными функциями защиты, в том числе к зеленой зоне города, объединенной в единый массив городов Иркутска, Ангарска и Шелехова. Между городами расположены небольшие лесные массивы. В северо-восточном и южном направлении от города на большой территории леса повреждены крупными гарями. В юго-восточном направлении от города расположена акватория Иркутского водохранилища, лесные территории вокруг отнесены к лесам санитарной охраны источников водоснабжения. Однако в последнее десятилетие берега и лесные массивы активно застраиваются.
Пойменные участки рек Ангары и Иркута заболочены и почти не пригодны для городской застройки. Широкие долины рек в пригородной части города заняты в основном сельскохозяйственными угодьями, значительная часть из которых (около 25 %) не используется. Территория вдоль всех автомобильных дорог на расстояние до 40 км от города застроена дачными и коттеджными поселками, при этом основная часть из них построена на лесных землях. В южной и юго-восточной частях пригорода, в непосредственной близости от границ города (5-7 км), застройка очень плотная, имеет небольшие разрывы между поселками.
В целом для Иркутска характерна сложная, бессистемная застройка как самого города, так и его ближайшего пригорода, со слабой транспортной инфраструктурой. Такая ситуация является значительным препятствием для роста и развития городской территории.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей