Затоны — места, где зимует и ремонтируется речной флот Сиб.; расположены: в Тюмени, Тобольске, Омске, Павлодаре, Семипалатинске, Барнауле (Бобровский), Н.-Сиб. (Яренский), Самуське и Сенной Курье (на р. Томи), Красноярске, Иркутске, Ли-ственичном и ст. Бйкал (на оз. Байкале), в Верхнеудинске (на р. Селенге), Киренске и Якутске (на р. Лене), Благовещенске и Хабаровске (на р. Амуре).
В целом ряде пунктов имеются еще зимовки для судов без мастерских, не имеющие постоянного характера (Енисейск, Минусинск, Томск и др.). Высокий под’ем весенней воды и бурный ледоход на большинстве сиб. рек заставляют возводить сооружения, ограждающие З. от проникновения в них весеннего, а в некоторых пунктах и осеннего льда (земляные дамбы и ледорезы). Часть перечисленных З., по состоянию своих оградительных сооружений, не являются при самых высоких под’емах воды вполне безопасными убежищами для зимующих в них судов (Павлодарский, Сенная Курья, Яренский). Наиб. оборудованными судоремонтными средствами считаются З.: Тюменский, Омский, Семипалатинский, Барнаульский, Самусьский, Красноярский и Благовещенский. В первом производились в прошлом и производятся в настоящее время постройка новых судов и капитальный и восстановительный ремонт парового флота для всего Обь-Иртышского бассейна. С 1928 в Тюмени строится Балтийским заводом судостроительная верфь, на к-рой будут строиться железные паровые и непаровые суда для Зап. Сибири. Капитальный и текущий ремонты флота производятся во всех остальных затонах. Су-допод’емного оборудования ни в одном из З. Сиб. не имеется; для возможности ремонта подводных частей корпусов применяются самые примитивные способы обсушки, выморозки и вытаскивания судов на берег. Доставшиеся национализированному водному транспорту от частного судовладения крайне неудовлетворительные здания мастерских с изношенным и недостаточным оборудованием заменяются постепенно новыми зданиями и сооружениями и новым станочным оборудованием, в соответствии с требованиями техники и охраны труда. В ряде З. намечено устройство эллингов для вытаскивания судов (Самуська, Тюмень, Омск и др.). В З., расположенных вне гор. поселений, за последние годы образованы рабочие поселки; нужда рабочих водников, живших при частных судовладельцах в бараках, землянках и на частных квартирах в ближайших деревнях — чрезвычайно острая. За последние годы, с целью удовлетворения ее, в З. построено значит. количество новых жилых зданий, разрядивших жилищный кризис, но еще полностью не устранивших его.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей