ЗАГОТОВКИ СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ. Развертывание государственных заготовок сельскохозяйственной продукции связано с началом Первой мировой войны.
С 1915 государственные заготовки сельхозпродукции осуществлялись через структуры Министерства земледелия и колонизации, которое назначило на местах уполномоченных из губернаторов или председателей земских управ. Они заключали договоры с посредниками — частными предпринимателями или кооперативными организациями. Закупочные цены с 1915 устанавливались Особым совещанием по продовольствию. До 1916 хлебную продукцию государство закупало по ценам, близким к рыночным, масло — ниже рыночных. Мясо скупалось в районах товарного скотоводства по более высоким ценам, чем на местных рынках. Колебания закупочных цен в 1915—16 зависели от изменения рыночной конъюнктуры.
В сельскохозяйственную кампанию 1914—15 госзаготовки хлеба в Сибири были невелики. В 1916—17 их объемы увеличились. В ноябре 1916 министр земледелия и колонизации А.А. Риттих ввел разверстку хлебных поставок государству. Вывоз хлеба из Сибири запрещался до тех пор, пока регион не выполнит задания по разверстке. Основной упор в азиатской части России власти сделали на заготовку мяса и масла. Заготовка масла для казны с декабря 1914 производилась только через Союз сибирских маслодельных артелей. В 1916 к заготовкам подключились другие кооперативные союзы. В сентябре 1915 частным торговцам запретили закупать масло. В 1915 была создана Монгольская экспедиция, отделения которой работали в Монголии, Семиреченской, Акмолинской, Семипалатинской областях, Северо-Восточном Китае. Правительственные агенты, снабженные крупными казенными суммами, закупали скот, отгоняли его на скотобойни, а потом складировали мясо при железнодорожных станциях.
В 1917 произошло окончательное устранение частных торговцев с рынка заготовок сельскохозяйственных продуктов. В апреле 1917 Временное правительство ввело государственную монополию на закупки хлеба, масла и мяса. Основным агентом казны стали кооперативные союзы. Твердые цены утратили связь с рыночными. С лета 1917 казна стала задерживать расчет за уже произведенные кооперативами заготовки.
Советская продовольственная политика в регионе определилась весной 1918. Чрезвычайный комиссар СНК по продовольствию в Сибири, член коллегии Наркомпрода А.Г. Шлихтер объединил продработу в руках Краевого продовольственного комитета Западной Сибири и Урала, организовал вооруженное отнятие хлебных излишков у сибирских крестьян и борьбу с мешочниками. Эти мероприятия вызвали широкое недовольство советской властью со стороны крестьянства и кооперативных организаций.
После антибольшевистского переворота в Сибири монополию государства на заготовку продовольственной продукции отменили. С 6 июля 1918 действовало государственное регулирование заготовок хлеба, мяса и масла, с 10 декабря 1918 введена свобода торговли. Заготовки осуществлялись уполномоченными Министерства продовольствия (с 20 декабря — Министерства продовольствия и снабжения) Временного Сибирского правительства и Российского правительства. Введение свободной торговли сопровождалось отменой ограничений на закупочные и розничные цены, но не ликвидировало систему государственной регламентации торгово-закупочной деятельности. Частные торговцы вновь получили право посредничать в закупках казны наряду с кооперативами. Основным препятствием к расширению государственных заготовок явился транспортный кризис. В связи с наступлением Красной армии и развитием партизанского движения государственные заготовки сельхозпродукции осенью 1919 были почти полностью свернуты.
С восстановлением в Сибири советской власти здесь вводится полномасштабная государственная монополия на сельскохозяйственную продукцию, изымаемую за вычетом потребительских норм по продовольственной разверстке, которая становится основным методом госзаготовок. Часть хлебопродуктов поступает в государственный фонд в рамках помольного сбора. В конце 1919 — начале 1921 на подведомственной Сибревкому территории заготовили 98,6 млн пудов хлебофуража (17% от общероссийского объема заготовок по разверстке).
Весной 1921 под давлением широкого крестьянского повстанческого движения государственная монополия на сельхозпродукцию и разверстку как способ ее осуществления отменяется (см. Новая экономическая политика). Государство становилось собственником не всех произведенных продуктов, а только их части, отчуждаемой в форме фиксированного натурального налога (см. Продналог).
Кроме того, государство получило сельскохозяйственную продукцию путем приобретения ее на рынке. С весны 1921 по весну 1922 вненалоговые заготовки от имени государства вела потребительская кооперация, которой диктовались как их способы (товарообмен), так и уровень цен (обменных эквивалентов). Ей же передавалась монополия на осуществление межрайонного хлебооборота. В 1921/22 Сибцентросоюз и подчиненные ему губсоюзы потребкооперации приобрели в счет государственного задания 4,9 млн пудов хлеба. Центросоюз сдал государству, включая сибирский хлеб, 11,1 млн пудов. Продналог в Сибири дал 35 млн пудов, в РСФСР в целом — 116 млн пудов.
В начале 1922 проведена либерализация рынка. Снимались ограничения на свободу торговли. Право коммерческих заготовок получили все государственные и кооперативные организации, желающие вести закупки, а также частные лица. Закупочные цены «отпустили». Государственные и кооперативные заготовительные организации переводились на хозрасчет. Летом 1922 созданы крупные государственные заготовительные организации, которые наряду с кооперативными объединениями и союзами пользовались преимущественным правом получения государственных кредитов и иными льготами. Взамен на них возлагалась обязанность ведения закупок сельскохозяйственной продукции для нужд государства.
По мере сокращения размеров натурального налога в общем объеме государственных заготовок сельхозпродукции возрастала доля закупок. В Сибири в 1922/23 налоговые заготовки хлеба составили 31,7 млн пудов, а закупки — 5,4 млн пудов; в 1923/24 — соответственно 6,4 млн и 15,3 млн пудов. Ставший следствием сверхнормативного обложения крестьянских хозяйств и 2 подряд неурожаев кризис зернового производства в Сибири привел к падению ее роли в общем хлебообороте страны. В СССР в целом в 1923/24 объем государственных хлебозаготовок (централизованные закупки плюс сбор по продналогу) составил 417,7 млн пудов.
Отмена натурального налога в январе 1924 расширила сферу товарно-денежных отношений и способствовала наращиванию объемов реализации крестьянской продукции. В то же время в связи с изменением рыночной конъюнктуры (увеличением спроса на сельскохозяйственные продукты и соответствующим ростом цен) государство приступило к ремонополизации аграрного рынка. В 1925—28 произошло внеэкономическое вытеснение частного капитала сначала из межрегионального, а затем и из внутрирегионального оборота, рыночный механизм ценообразования был заменен на директивный.
Радикально изменилась концепция построения государственного и кооперативного заготовительного аппарата. Если до этого считалось желательным параллельное функционирование на рынке несколько заготовительных организаций, которые, конкурируя между собой, повышали бы эффективность своей работы, снижали накладные расходы, то в 1926 конкуренцию между ними признали вредной, вызывающей нежелательный рост цен. В связи с этим количество работающих на рынке государственных и кооперативных заготовителей сократили, а сельскохозяйственный рынок поделили между оставшимися по территориальному и функциональному принципу. Кооперация, которая и в начальный период нэпа не была в достаточной степени независимой от государства, теряла остатки своей самостоятельности.
Монополизация рынка в сочетании с ростом сельскохозяйственного производства на базе нэпа (см. Сельское хозяйство) приводила к увеличению объемов закупок, проводимых государственно-кооперативным заготаппаратом. В 1924/25 в Сибирском крае закупили 48,6 млн пудов хлебопродуктов и маслосемян, 1,7 млн пудов животного масла, 0,5 млн пудов мяса; в 1926/27 — соответственно 80,2 млн, 2,3 млн, 2,9 млн пудов. В 1926/27 государство получило в регионе 90 % товарного производства хлеба и животного масла, 82% растительного волокна, 66% мяса; доля Сибирского края в общесоюзных государственных закупках хлеба составила 12%, масла — 49, мяса — 6%. Значительные объемы сельскохозяйственных продуктов приобретались в Зауралье. В 1925/26 там закупили 34,1 млн пудов хлебопродуктов и 0,5 млн пудов животного масла.
Основанная на фактической монополии государственно-кооперативного аппарата и директивном ценообразовании заготовительная система в 1927/28 показала свою несостоятельность. Даже небольшое снижение производства зерновых в сочетании с ценовым волюнтаризмом вызвало в Сибири и стране в целом острый хлебозаготовительный кризис, сопровождавшийся в регионе продовольственным и маслозаготовительным кризисами, а также затруднениями в снабжении перерабатывающей промышленности сельскохозяйственным сырьем.
В 1928 в качестве инструмента внеэкономического стимулирования крестьян к сдаче произведенной продукции применялся метод выборочных показательных репрессий по статье 107 УК РСФСР за спекуляцию. Весной 1929 правящий режим перешел к урало-сибирскому методу хлебозаготовок — подворной разверстке заготовительного задания с последующим административным или уголовным преследованием за его невыполнение. В конце 1929 — 1930 аналогичный порядок заготовок распространили на ряд других видов сельскохозяйственной продукции.
В начале 1930-х гг. основным способом изъятия сельскохозяйственной продукции у колхозов и единоличников стала контрактация, которая приобрела характер разверстываемой натуральной подати. Составным элементом контрактационной системы стали так называемые встречные планы — навязываемые в ходе заготовительной кампании дополнительные задания по сдаче продукции.
Жесткие методы изъятия сельскохозяйственной продукции и форсированная коллективизация повлияли на объемы производства и заготовок. Массовый забой скота привел к падению маслозаготовок. Объемы сдачи мяса и животноводческого сырья, напротив, сначала выросли, а затем снизились. Масла на территории Западно-Сибирского края в 1928 заготовили 35,6 тыс. т, мяса — 128,6 тыс., в 1929 — соответственно 32,7 тыс. и 176,2 тыс.; в 1932 - 20,1 тыс. и 112,6 тыс. т. Хлебозаготовки в целом имели тенденцию к увеличению. За 1930/31—1932/33 в Сибири государство получило хлеба на четверть больше, чем за 1927/28—1929/30. Рост произошел несмотря на снижение урожайности и посевов и объяснялся увеличением доли изъятия хлеба у производителей, что обеспечивалось репрессивными методами. В начале 1930-х гг. радикально изменилась социальная структура заготовок. С 1931 основным производителем хлеба стали колхозы. В 1931/32 удельный вес колхозов в общем объеме хлебозаготовок составил 69% и в дальнейшем продолжал увеличиваться. В животноводстве, в отличие от полеводства, значительная часть продукции давали единоличники и личные приусадебные хозяйства (ЛПХ) колхозников. Свыше половины всех коров находилось в личной собственности. В 1932 доля Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского края в заготовках зерна в СССР составила 10%, животного масла — 30%.
Функционировавшая в начале 1930-х гг. контрактационная система отличалась нестабильностью заготовительных планов. В течение года они могли неоднократно меняться в сторону увеличения. Такой порядок подрывал экономику колхозов и лишал их стимулов к расширению производства. С целью исправления ситуации в конце 1932 — начале 1933 контрактацию основных видов сельскохозяйственной продукции заменили обязательными поставками, которые имели юридически оформленный налоговый характер. После введения госпоставок запрет местным властям и заготовительным органам налагать на сдатчиков дополнительные заготовительные задания внес в систему натурального обложения определенную упорядоченность. Однако государство само нарушало введенный запрет, возлагая на налогоплательщиков ряд дополнительных натуральных податей. Значительное количество продуктов растениеводства, и прежде всего зерна, помимо обязательных поставок изымалось у колхозов в качестве натуроплаты за работы МТС. Колхозные мельницы и маслобойки облагались гарнцевым сбором. Характер натуральной подати имели закупки сельскохозяйственных продуктов, которые от имени государства осуществляла потребкооперация. Закупки делались на основе навязываемых сверху договоров и проводились в колхозах и сельсоветах, выполнивших задание по обязательным поставкам и рассчитавшихся с МТС. Закупочные цены на 20—25% превышали цены, по которым оплачивались поставки, но на порядок уступали ценам, предлагаемым на рынке. Основной задачей госзакупа являлось изъятие «излишков» зерна, появлявшихся в деревне в урожайные годы. В Омской области в урожайном 1934/35 поступление хлеба от колхозно-крестьянского сектора сельской экономики за счет закупок увеличилось почти на треть, а в неурожайном 1937/38 - только на 6%.
Организационно-хозяйственное укрепление колхозов в 1933—37 способствовало росту производства и заготовок. В Западно-Сибирском крае в 1934 хлеба заготовили на 37%, масла — на 24, мяса — на 10% больше, чем в 1932. В Омской области заготовки хлеба в 1937 в сравнении с 1934 увеличились на 19%, мяса — на 20, молока — на 23%; доля единоличников в заготовках хлеба составляла 0,03%, мяса — 0,3, молока — 0,12%, доля колхозников в заготовках мяса — 16%, молока — 20%. Увеличение объемов сельскохозяйственных работ, проводившихся МТС, привело к тому, что к концу 1930-х гг. основным каналом поступления хлеба в руки государства стала натуроплата МТС. В 1939/40 в Алтайском крае удельный вес натуроплаты в общем объеме хлебозаготовок составил 47%, обязательных поставок — 25, госзакупок — 16, хлебосдачи совхозов — 8, возврата натуральных ссуд колхозами — 2, гарнцевого сбора — 2%.
В конце 1930-х гг. в условиях надвигавшейся войны власти реформировали систему государственных заготовок сельхозпродукции. За счет новых видов сельскохозяйственных продуктов расширилась система обязательных поставок. Произошел переход от расчета объемов поставок по площади посева или поголовью скота к их исчислению с каждого гектара закрепленных за колхозами сельскохозяйственных угодий. Для повышения размеров натуроплаты пересмотрели порядок определения урожайности колхозной нивы, которая теперь устанавливалась непосредственно на поле перед началом уборки (так называемый биологический метод). К уплате натуральных податей стали привлекаться ранее освобожденные от них ЛПХ проживающих на селе рабочих и служащих. Изменение порядка заготовок привело к увеличению уровня натурального обложения сельского хозяйства. В 1940/41 в Омской области валовой сбор зерновых снизился на 5%, а объем колхозных заготовок вырос на 27%. Доля поставок в собранном хлебе равнялась доле натуроплаты и составила 41%. В 1940 госзаготовки зерна в Сибири достигли 3845 тыс. т, скота и птицы — 317 тыс., молока — 1 117 тыс. т; на Дальнем Востоке — соответственно 298 тыс., 4 тыс. и 15 тыс. т. Удельный вес указанных регионов вместе взятых в общесоюзном объеме заготовок зерна составлял 11,4%, скота и птицы — 14,8, молока — 17,5%.
В годы Великой Отечественной войны был введен ряд новых натуральных сборов (сдача в хлеб, и мясной фонды Красной армии, гарнцевый сбор, отмененный накануне войны). «Повышенные соцобязательства» по сдаче сельскохозяйственных продуктов (прежде всего хлеба) фактически реанимировали ранее осужденную систему «встречных» планов. Существенно возросла роль сборов, формально относимых к категории добровольных, — сдачи продуктов в фонды обороны, помощи освобожденным районам, инвалидам войны и т. п. Однако усиление тяжести обложения деревни не привело к увеличению заготовок. Следствием нехватки рабочей силы и техники стало снижение посевной площади и поголовья скота. В 1945 хлеба в Сибири заготовили на 62 %, молока — на 25, мяса — на 22% меньше, чем в 1940. Тем не менее Сибирь внесла заметный вклад в продовольственный фонд страны. В 1942 доля региона в общесоюзных хлебозаготовках составляла 22%, мясозаготовках — 19%.
После окончания войны была отменена сдача в хлебный и мясной фонды Красной армии. Многие колхозы получили скидки от нормативных размеров обязательных поставок. Однако уже летом 1946 давление на сибирскую деревню вновь возросло. В условиях сильного неурожая в ряде регионов страны пришлось существенно увеличить заготовительные планы для более урожайных районов, в частности, для Сибири.
В конце 1940-х гг. в заготовительную систему внесли ряд изменений, целью которых являлось увеличение поступления продукции в государственный фонд. В 1947 возросли расценки натуроплаты за работы МТС, а на экономически более развитые хозяйства переложили часть обязательств по поставкам со слабых хозяйств, которые их практически никогда не выполняли. С 1948 ежегодно увеличивались нормативные размеры обложения животноводства. Продолжалось расширение контингента сельских жителей, привлеченных к обязательным поставкам, за счет лиц, ранее имевших налоговые льготы, а также снижение размеров оставшихся льгот. Рост объемов машинно-тракторных работ и их расценок привел к увеличению удельного веса натуроплаты в заготовках зерна. В 1951/52 в Новосибирской области натуроплата составила 58%, обязательные поставки — 30, возврат натуральных ссуд колхозами — 3, гарнцевый сбор — 1, хлебосдача совхозами и подсобными предприятиями — 8% от общего объема государственных заготовок сельхозпродукции. Доля ЛПХ населения в поставках продуктов животноводства в послевоенные годы снизилась. В Новосибирской области в 1946 доля индивидуальных сдатчиков в заготовках мяса составляла 23%, молока — 30%; в 1952 — соответственно 18 и 22%.
К концу 1940-х гг. госзаготовки продуктов животноводства в регионе приблизились к довоенным размерам, а в начале 1950-х гг. превзошли их. В Сибири в 1950 заготовили 251 тыс. т скота и птицы и 1 148 тыс. т молока, в 1953 — соответственно 368 тыс. и 1 490 тыс. т. Заготовки зерна существенно превосходили показатели военных лет, но тем не менее уступали уровню, достигнутому в довоенные годы. В 1949—53 их среднегодовой объем в Сибири составил 3 637 тыс. т. В 1953 на Дальнем Востоке заготовили 298 тыс. т зерна, 22 тыс. т мяса скота и птицы, 83 тыс. т молока. В 1953 удельный вес указанных регионов вместе взятых в общесоюзных заготовках зерна составлял 10,7%, скота и птицы — 10,8, молока — 14,8%.
Пришедшие к власти после смерти И.В. Сталина руководители советского государства приняли решение уменьшить тяжесть обложения деревни. В рамках реализации данного курса в конце 1953 были снижены нормы госпоставок, установлены твердые, единые для каждого района погектарные нормы сдачи, увеличены заготовительные цены, подешевели услуги МТС. Продукты, оставшиеся после выполнения колхозами обязательств по поставкам, государство закупало по повышенным ценам. Все это укрепило экономику колхозов, улучшило материальное положение жителей деревни и стимулировало расширение производства сельскохозяйственной продукции. Но либерализация заготовительной системы была относительной и непоследовательной. С целью увеличения объемов заготовок центральные и местные власти продолжали широко прибегать к «повышенным соцобязательствам». Необходимость их выполнения вынуждала хозяйства сдавать государству зерно из семенных и фуражных фондов, производить сверхнормативный забой скота.
Снижение в середине 1950-х гг. тяжести налогово-податного обложения деревни способствовало росту объемов заготовок продуктов животноводства. С 1953 по 1960 хозяйства Сибири увеличили поставки скота и птицы в 2,1 раза, молока — в 1,6, яиц — в 2,7, шерсти — в 2 раза, а колхозы и совхозы Дальнего Востока — соответственно в 3,3; 3,0; 9,0; 0,6 раза. Основным фактором увеличения сбора зерна в середине 1950-х гг. стало целинных и залежных земель освоение. Среднегодовые объемы его заготовок в хозяйствах Алтайского края, Новосибирской и Омской областей, освоивших наибольшие в РСФСР площади целины и залежи, в 1954—58 составили 6 140 тыс. т, что почти в 4 раза превышало показатели предыдущего пятилетия. В Сибири в целом в 1954—58 в среднем за год государство собирало 8 804 тыс. т хлеба, на Дальнем Востоке — 210 тыс. т. Доля Сибири в общесоюзных хлебозаготовках выросла с 11,6% в 1949—53 до 20,7% в 1954-58 (в общероссийских - с 19,5 до 34,1 %).
Рост объемов поступления зерна государству сопровождался существенным понижением его качества. Во второй половине 1950-х гг. более 50% хлеба, заготавливаемого хозяйствами целинных регионов Сибири, из-за неудовлетворительных условий его хранения и обработки по уровню влажности, наличию сорного и дефектного зерна не соответствовало установленным нормам качества. Некондиционное зерно было малопригодным для выработки высших сортов муки, отгрузки на экспортные закладки в государственные резервы и на семена. Усилившаяся в конце 1950-х — начале 1960-х гг. эрозия целинных почв и прогрессирующее засорение полей стали следствием ошибочных подходов к агротехнике целинного земледелия, значительно понизили производительность полей. В 1959—63 среднегодовые объемы хлебозаготовок в Алтайском крае, Новосибирской и Омской областях составили 3 927 тыс. т, снизившись относительно показателей 1954—58 более чем на треть. Пик кризиса хлебозаготовок в Западной Сибири пришелся на 1963, когда от хозяйств этого региона государство получило только 735 тыс. т зерна.
В 1958 заготовительную систему реформировали. Обязательные поставки и натуроплата МТС отменялись. Госзаготовки в колхозах и ЛПХ стали осуществляться исключительно в форме закупок, в совхозах — сдачи-продажи. Объемы заготовок на сельскохозяйственных предприятиях определялись в соответствии с установленными плановыми заданиями. В благоприятные годы хозяйствам по-прежнему навязывались «повышенные соцобязательства». В 1960—80-е гг. вносимые в систему государственных заготовок сельхозпродукции изменения сводились главным образом к периодическому (в начале 1960-х, середине 1960-х, конце 1970-х, начале 1980-х гг.) повышению закупочных цен, уровень которых постоянно отставал от роста себестоимости продукции. В 1965 установили 50%-ную надбавку за сверхплановую сдачу. В 1981 надбавку стали платить за превышение среднегодового уровня закупок, достигнутого в предыдущем пятилетии. Кроме того, вводились специальные надбавки к ценам для низкорентабельных и убыточных хозяйств.
Объемы государственных заготовок сельхозпродукции в 1960—80-е гг. определялись динамикой производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции. В Сибири самые высокие темпы прироста заготовок зерна, мяса и молока были достигнуты в 1966—70, овощей и яиц — в 1971-75, картофеля - в 1976-80. В 1976-80 зерна и молока заготовили меньше, чем в предыдущее пятилетие. В 1981—85 заготовки зерна вновь снизились, молока — остались практически на прежнем уровне (+1%), а мяса скота и птицы — выросли на 6%. Темпы прироста заготовок картофеля, овощей и яиц в первой половине 1980-х гг. оставались достаточно высокими, но также имели тенденцию к снижению. В 1981—85 зерна в Сибири заготовили 6 509 тыс. т, мяса скота и птицы — 1 507 тыс., молока — 5 667 тыс., картофеля — 1 304 тыс., овощей — 742 тыс. т, яиц — 4 886 млн штук, что соответственно на 20, 74, 68, 149, 260 и 705% превосходило уровень 1961—65. На Дальнем Востоке заготовки зерна, мяса и молока за тот же период увеличились соответственно в 1,4, 2,6 и 2,2 раза. В 1986—89 в регионе (включая Дальний Восток) был достигнут существенный прирост объемов госзаготовок скота и птицы (+24,5%), яиц (+18,5%) и молока (+17,4%). Заготовки овощей выросли на 4,5%, зерна — на 1,2, а картофеля снизились на 9,2%. В 1960—80-е гг. продолжалось снижение удельного веса колхозов в заготовках. В 1985 в Западной Сибири в заготовках зерна этот показатель был равен 33 %, скота и птицы — 22—23, молока — около 30, картофеля — 7, овощей —2 %. Доля ЛПХ в государственных закупках в Сибири в целом в 1976—80 составляла по мясу 3,3%, молоку — 1,6, картофелю — 44,3%. В 1981—85 удельный вес Сибири и Дальнего Востока в общесоюзном объеме заготовок зерна достигал 10,2 %, картофеля — 11,8, овощей — 5,5, скота и птицы — 10,4, молока - 10,7, яиц - 13,4%.
В начале 1990-х гг. систему государственных заготовок ликвидировали. Сельскохозяйственные производители получили право реализации всей продукции на рынке. В первое десятилетие XXI в. государство вновь вышло на заготовительный рынок. Значительные объемы зерна стали приобретаться им по фиксированным ценам, с тем чтобы удержать закупочные цены от чрезмерного падения.
См. Аграрная политика советского государства в Сибири.
Лит.: Крестьянство Сибири в период строительства социализма (1917—1937 гг.). Новосибирск, 1983; Крестьянство Сибири в период упрочения и развития социализма. Новосибирск, 1985; Шишкин В. И. Социалистическое строительство в сибирской деревне (ноябрь 1919 — март 1921 г.). Новосибирск, 1985; Крестьянство и сельское хозяйство Сибири. 1960—1980-е гг. Новосибирск, 1991; Ильиных В.А. Налогово-податное обложение сибирской деревни. Конец 1920-х — начало 1950-х гг. Новосибирск, 2004; Он же. Государственное регулирование сельскохозяйственного рынка Сибири в условиях нэпа (1921 — 1928 гг.). Новосибирск, 2005; Рынков В.М. Государственные продовольственные заготовки в Сибири в 1914—1919 гг. //Налоги и заготовки в сибирской деревне в 1890-1920-е гг. Новосибирск, 2004.
С.И. Андреенков, В.А. Ильиных, В.М. Рынков
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей