Якутская музыкальная культура // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ЯКУТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. Жан­ровая система традиционной якутской музыкальной культуры подчинена нескольким фунда­ментальным образованиям — певческим стилям, объединяющим разножанровые произведения. Среди таких стилей — дьиэрэтии ырыа, дэгэрэн ырыа и кутуруу. Дьиэрэтии ырыа (буквенная протяжная, цветистая песня) — высокий стиль торжественного, праздничного пения. Ему свойственны специфические тембровые краски, среди которых выделяется 1- или 2-кратная глоттализация (резкое сближение связок) кылыhах, импровизационность метроритмики, нетем­перированные звукоряды с увеличивающимися интервалами между ступенями, обилие внутрислоговых распевов. Дэгэрэн ырыа (подвижная, размеренная песня) характери­зуется отсутствием или редкостью украшений-кылывах, ритмической формульностью, стабильньными звукорядами, меньшим количеством распевов. Кутуруу (шаманское пение) отличается обилием глиссандо и вибрато, контраст­но-регистровым интонированием. Не исключено, что существуют и другие певческие стили.

Эпическую жанровую сферу представляют героический эпос олонхо и сказки остуоруйа. С ней же связаны и песенно-поэтической импровизации тойук. Героические сказания олонхо — масштабные произведения, содержащие от 1 до 30 тыс. и более поэтических строк и исполняющиеся сказителями-олонхосутами в течение нескольких вечеров. По структуре представляют собой чередование декламации и развернутых песенных эпизодов, занимающих около половины объема сказания и передающих прямую речь героев. В стиле дьиэрэтии поют богатыри Среднего и Верхнего миров, в стиле дэгэрэн — др. персонажи Среднего мира (мальчик-слуга, старуха-скотница, конь богатыря, стерх и т. д.), в стиле кутуруу — богатыри Нижнего мира. О характере пения последних высказывалась, однако, и другая точка зрения. По мнению Г.Г. Алексеевой, они поют в особом стиле «пение наизнанку», пародирующем пение чужаков — в частности, тунгусов.

В остуоруйа речевое интонирование чередуется с мононапевными песенными эпизодами, исполняющимися в стиле дэгэрэн. Известны отдельные образцы сказок, поющиеся почти целиком.

Тойуки — развернутые импровизации в стиле дьи­эрэтии, исполняющиеся в торжественных случаях. Содер­жание тойуков разнообразно. Это могут быть песни об  устройстве мира, о родной земле, важных общественных событиях и т. д.

Лирическую сферу составляют песни, в этнических определе­ниях которых отражаются разнохарактерные жанровые признаки. Это песни любовные — туойсуу ырыата, нёбные — тангалай ырыата, гортанные — хабарга ырыата, гнусавые — хонгсуо ырыата, колыбельные — биhик ырыата, ба­лагурные скороговорки чабыргах и др., по существу, трудовые, бытовые, изредка лирические песни. Для всех этих жанров характерен стиль дэгэрэн. С лирической сферой свя­заны наигрыши на музыкальных инструментах — металлическом дуговом варгане хомус и смычковой лютне кырыымпа.

Обрядовая сфера якутской музыкально культуры многообразна. До недавнего времени ее важную часть составляли шаманские песнопе­ния. Они интонировались в стиле кутуруу и сопровож­дались звучанием бубна дюнгюр. Возможно, с шаманской традицией связаны также песни кликуш мэнэрик ыры- ата, ночные песни туул ырыата, песни-стоны энэлгэн ырыата, предсмертные песни-стенания суланыы ырыата, обезболивающие песни когутуу ырыата. В 1970-е гг. Э.Е. Алексеев классифицировал эти жанры как камер­ный пласт дьиэрэтии ырыа, но о существовании особого шаманского стиля пения в то время не упоминалось.

Важную роль в семейных, скотоводческих, промысловых и других обрядах играют алгыс — благопожелания и заклинания, исполняющиеся в стилях дьиэрэтии ырыа, а также, возможно, кутуруу.

С календарным циклом связаны круговые коллективные песни-танцы оhуохай, исполняющиеся во время летнего «кумысного» праздника Ыhыах. Оhуохай состоит из 1   разделов. Вступительный является приглашением к танцу и поется запевалой, как правило, в стиле дьиэ­рэтии. 2-й и 3-й разделы, соответствующие танцу шагом и танцу прыжками, интонируются в стиле дэгэрэн. Они имеют 1-строчную респонсорную форму: каждую строку, спе­тую солистом, повторяют с высотными и метроритмическими изменениями все участники хоровода. В последнее время в якутском музыкальном фольклоре выявлено несколько локальных традиций: центральная (приленская), вилюйская, олёкминская и северная. Каждая из них, при сохранении общих закономерностей, обладает своей спецификой, которая в настоящее время активно изучается.

Музыкальная культура европейского типа в Якутии начинает фор­мироваться в 1910-е гг. Развивается музыкальная самодеятельность, возникают первые оркестры, хоры, в том числе при культурно-просветительских обществах «Саха аймах» (1917—20), «Саха омук» (1920—28). В 1920-е гг. в Якутске существовали духовой оркестр, оркестры русских и якутских (ансамбль хомусистов) народных инстру­ментов. Предпринимались попытки организации симфонического оркест­ра (в 1920 и 1933; руководитель Д. Шимони). В конце 1920-х гг. создана балетная студия О. Райковской.

Важную роль в становлении профессиональной якутской музыкально культуры сыграл Якутский радиокомитет (1928), остававшийся одним из центров профессионального музыкального исполнительства до 1990-х гг. В 1943 здесь созданы хор (руководитель В. Попов) и симфонический оркестр (организатор и первый дирижер Г. Брагинский; см. Симфонические ор­кестры в Сибири). Действовала вокальная студия. Велась большая музыкально-просветительская и концертная деятельность. В конце 1940-х — начале 1950-х гг. поставлено несколько опер (национальных и русских).

В 1944 открылась 1-я музыкальная школа (в начале 1990-х гг. действовало свыше 100 музыкальных школ), в 1948 — музыкальное училище. В середине 1950-х гг. состоялись 1-е выпуски якутской оперной студии при Уральской государственной консерватории.

В развитии музыкального театра большое значение имело создание национального якутского хора при Якутском драматическом театре (1936—40; руководитель М.Н. Жирков). В 1944 возник самостоятельная музыкальная театр-студия (см. Якутский театр и драматургия). В 1940 поставлен первый национальный спектакль — музыкальная драма «Нюргун Боотур» (музыка М.Н. Жиркова); в 1947 — 1-е национальные опера «Нюргун Боотур» и балет «Полевой цветок» М.Н. Жиркова и Г.И. Литинского. С серелины 1950-х гг. ак­тивизируется деятельность музыкальной труппы Якутского музыкально-драматического театра (1948—71). Формируется национальный репертуар (оперы и балеты Жиркова и Литинского, Г.А. Григоряна, Г.Н. Комракова и др.). Первые классические постановки — оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского и «Алеко» С. Рахма­нинова, балеты «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева и «Лауренсия» А. Крейна. В 1960-е гг. ставятся произведения европейских композиторов (Верди, Леонкавалло, Россини). В 1971 на базе музыкально-драматического театра создан Якутский музыкальный театр, преобразованный в начале 1990-х гг. в театр оперы и балета (см. Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия)).

Ведущую роль в становлении якутской профессиональной музыки сыграл композитор М.Н. Жирков — автор популярных песен и хоров, создатель первых национальных опер «Нюргун Боотур» и «Сыгый Кырынаастыыр» (1947; обе совместно с Г.И. Литинским) и балетов «Полевой цветок» (1947), «Алый платочек» (1949, постановка в 1967; оба совместно с Литинским). В середине 1940-х гг. созданы сочинения на якутском материале московскими композиторами: М. Мильманом, Р. Роммом, М. Мееровичем, Ю. Крейном (камерно-инструментальные сочинения), Н. Пейко (сюита «Из якутских легенд»), Л. Белым (хоровые миниатюры) и др. Большой вклад в развитие якутскую музыкальную культуру внесли композиторы, приехавшие в республику в 1950— 60-е гг., — Г.А. Григорян, Г.Н. Комраков, Н.С. Берес­тов, В.Г. Кац. Среди написанных ими произведений осо­бо выделяются: оперы «Лоокут и Нюргусун» Григоряна (1959), «Песнь о Манчаары» Комракова и Э.Е. Алек­сеева (1967); оратория «Якутская праздничная» Григо­ряна (1955); кантата «Песня дерева Аал-Луук» В. Каца (1976), Концертная импровизация для хомуса с оркестром (1972), оратория «Огни седого Вилюя» (1972) и Концерт для трубы с оркестром (1981) Берестова. В 1970-е гг. появляются композиторы-якуты — З.К. Степанов, В.В. Ксенофонтов, А. Созонов, А. Самойлов, К. Гера­симов, П.Н. Иванова. Среди их сочинений можно выделить оперы: «Сарыал» Ксенофонтова (1983), «Колыбельная песня» Степанова (1985), «Зелёное волшебство» П. Ива­новой (1986); симфонию «Айл-Луук» Ксенофонтова, инструментальные произведения Степанова.

В 1979 организованы Союз композиторов Якутии (см. Союзы композиторов), филармония, в 1980 — национальный ансамбль танца (см. Филармонии в Сибири).

В 1990-е гг. открыты Высшая школа музыки, Аркти­ческий государственный институт культуры и искусства, Республиканское хореографическое училище. Некоторые музыкальные коллективы ликвиди­рованы (симфонический оркестр и хор Гостелерадио, 1997), другие реорганизованы (на базе национального ансамбля танца создан Государственный театр танца) и т. д. В 1991 в Алдане образован Государственный концертный оркестр Якутии (руководитель и главный дирижер — заслуженный деятель искусств РС(Я) Н.В. Базалева), ведущий активную концертную деятельность. В репертуаре — классическая и национальная музыка. В составе оркестра — эстрадно-джазовый ансамбль «Ако-бэнд», музыкальная студия, квартет народных инструментов «Алдан».

В 1980—90-е гг. интенсивно развивается фольклорно-этнографическое направление в любительском и профессиональном творчестве. Создаются центры традиционной музыкальной культуры: Музей му­зыки и фольклора народов Якутии, Музей якутских музыкальных инструментов (организатор Н.С. Берестов), Международный центр хомусной (варганной) музыки и др. В музыкальной жизни участвуют многочисленные самодеятельные коллективы фольклорной, эстрадной и академической (хоровые и балетные студии, инструментальные ансамбли) направленности.

Среди музыкантов-исполнителей: дирижер, заслуженный дея­тель искусств РСФСР Г.М. Кривошапко, хормейстеры — заслуженные артисты России Ф.А. Баишева, В.Я. Птицын; пев­цы — народная артистка СССР А.Е. Ильина, народные артисты России А.И. Егорова, М.М. Лобанов, И.П. Сте­панов, заслуженные артисты РФ А.М. Борисова, А.С. Адамова, народные артисты Якутии М.К. Попова, В.Н Яковлева, Н.Н Чигирёва; пианисты — заслуженная артистка РФ А.П. Ре­шетникова, Ю. Упхолова, скрипач И. Литвинов, хомусисты — И.Е Алексеев, П. Оготоев и др.

В Республике Саха (Якутия) работают (2006): Театр оперы и балета, Национальный театр танца, Государственный концертный оркестр, Республиканский научно-методический центр народного творчества и социально-культурной деятельности, Союз композиторов, Высшая школа музыки, Арктический государственный институт культуры и искусств, музыкальное училище, музыкальные школы.

Лит.: Алексеев Э.Е. Проблемы формирования лада. М., 1976; Жирков М.Н. Якутская народная музыка. Якутск, 1981; Криво- шапко Г.М. Музыкальная культура якутского народа. Якутск, 1982; Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. М., 1988; Кыыс Дэбилийэ: Якутский героический эпос. Новосибирск, 1993; Николаева Н. Эпос олонхо и якутская опера. Якутск, 1993; Алексеева Г.Г. От фольклора до профессиональной музыки. Якутск, 1994; Головнёва Н.И. Становление якутской профессиональной му­зыкальной культуры. Новосибирск, 1994; Якутский героический эпос олонхо. Могучий Эр Соготох. Новосибирск, 1996.

Н.М. Кондратьева, А.М. Лесовиченко, В.В. Мазепус

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири