Як-28, советский многоцелевой реактивный военный самолет. Разработан в КБ под руководством А.С. Яковлева. Первый полет совершил 5.3.1958. Эксплуатировался в Вооруженных Силах СССР, а затем России, с 1960 по 1994. Выпускался в модификациях фронтового бомбардировщика, перехватчика, разведчика, самолета радиоэлектронной борьбы, учебного самолета. Всего в СССР было произведено 737 единиц самолета различных модификаций, из них 697 – на Иркутском авиационном заводе в 1960–72. Первый сверхзвуковой самолет, освоенный на Иркутском авиационном заводе.
Основные характеристики: размах крыла – 11,78 м; длина – 20,02 м; высота – 4,30 м; площадь крыла – 35,25 м²; масса: нормальная взлётная – 16160 кг, максимальная взлетная – 18080 кг; двигатели: 2´Р11АФ2-300, максимальная тяга – 2´6100 кгс; максимальная скорость – 1850 км/ч; дальность полёта – 2070 км; практический потолок – 14500 м; экипаж – 2 чел.; вооружение: одна пушка 23 мм НР-23, в дальнейшем – две пушки 23 мм ГШ-23Я; бомбовая нагрузка: нормальная – 1200 кг; максимальная – 3000 кг; ракеты – две Р-8М-1 (Як-28П).
В.В. Игнатенко
Статья подготовлена для "Энциклопедии Иркутской области". Публикуется в целях общественного рецензирования. Свои замечания можно высказать на сайте "Иркипедия" или выслать редакции Энциклопедии по адресу: e@irklib.ru
Производство сверхзвуковых самолетов Як-28 по времени совпало с перестройкой системы управления народным хозяйством СССР. Упраздняется Министерство авиационной промышленности и на его базе создается Государственный Комитет Совета Министров СССР по авиационной технике (Прим. 68). На местах формируются Советы Народного Хозяйства (СНХ).
В начале января 1959 года ЦК КПСС обязал ГК СМ СССР по авиационной технике (П.В. Дементьева) и Иркутский СНХ (М.Н. Маркелова) организовать на заводе № 39 в 1959-1960 гг. серийную постройку фронтовых сверхзвуковых бомбардировщиков Як-28. Причем особо подчеркивалось параллельное строительство Ан-12 и Як-28. Для завода строительство двух совершенно непохожих самолета вызвало серьезные проблемы. К тому же запускаемый в производство Як-28 не прошел Государственных испытаний и в его конструкцию постоянно вносились изменения. Для оказания помощи в запуске Як-28, А.С. Яковлев направил в Иркутск группу сотрудников ОКБ во главе с Е.Г. Адлером. Долгое время на заводе работали В.А. Забора и О.А. Члиянц, осуществляя авторский контроль и решая технические вопросы в производстве.
Бомбардировщик, представлявший собой цельнометаллический моноплан со стреловидными крылом, оперением и велосипедным шасси строился в Иркутске под шифром «изделие «Б». В 1961 году был освоен усовершенствованный вариант Як-28Л, оборудованный радиокомандной системой наведения «Лотос». Станция позволяла наводить самолет на неподвижную цель путем приема сигналов двух наземных станций управления, расположенных позади линии фронта. В сентябре 1961 года был запущен в серийное производство Як-28У - учебный вариант самолета, оборудованный двумя раздельными кабинами и двойным управлением.
В 1962 году на заводе был организован лабораторный цех № 15 для осуществления входного контроля готовых комплектующих изделий, гидро, пневмо, радио и электрооборудования. В одной из лабораторий цеха стали производиться ресурсные испытания Як-28. Начальником цеха № 15 был назначен А.С. Степанов.
Модификация Як-28И запущена в производство в 1963 году. Самолет оснащался комплексной системой управления вооружением в составе: РЛС «Инициатива-2», оптического прицела ОПБ-116 и автопилота АП-28К. Экипаж с её помощью мог вести поиск и атаковать точечные подвижные цели в любое время суток.
Первые серийные разведчики Як-28Р сошли со стапелей завода в январе 1966 года. Самолет строили на базе Як-28И. Вместо бомбоотсека было оборудовано три отсека для пяти сменных вариантов разведывательного оборудования. Варианты предусматривали установку аэрофотоаппаратов АФА-54 и АФА-42/20, а также щелевых АЩАФА-8 для дневной съемки с малых высот. Ночная съемка осуществлялась аппаратом НАФА-Я7 с импульсно-осветительной установкой СОУ-2. Топографическая съемка производилась установкой ТАУ-М с АФА-41/10. Для общей радиотехнической разведки применялась станция «РОМБ-4А» с дальностью действия 365 км при полете на высоте 10000 метров. На самолете была установлена РЛС «Инициатива-3», специально разработанная для этого варианта. Производство разведчиков Як-28Р продолжалось до 1970 года.
В 1964-65 годах завод строит 10 машин Як-28РР, на которые устанавливается специальное оборудование для ведения радиационной разведки. В 1967 году завод приступил к постройке Як-28ПП (постановщик помех), основное назначение которых было подавление радиотехнических средств ПВО противника. К 1971 году было выпущено 84 таких машины. Закончилось производство сверхзвуковых машин в 1972 году выпуском небольшого количества самолетов Як-28БИ, оснащенных РЛС бокового обзора «Булат» и предназначенных для картографирования местности при любой погоде днем и ночью с высокой разрешающей способностью.
Самолеты ЯК-28 были достаточно сложны и нетехнологичны в производстве. Плотность монтажа оборудования на самолете была чрезвычайно высокой, мидель фюзеляжа заполнялся оборудованием на 40%, что сокращало фронт монтажных работ и резко увеличивало цикл сборки самолета. В процессе изготовления Як-28 была освоены технологические процессы обработки новых материалов – титановых сплавов, фторопластов, магниевых сплавов АМГ-6, алюминиевых сплавов АЛ-19. Чертежами изделия предусматривалась высокая точность выполнения обводов агрегатов, а так же их нивелировка после сборки изделия, что в то время также представляло определенные трудности.
Особой сложностью отличались летные испытания. Велосипедное шасси, основные стойки которых располагались под фюзеляжем, а подкрыльные стойки - на концах крыльев - все это вместе с переставным по углу атаки стабилизатором делало взлет и посадку ЯК-28 очень строгой. Посадку совершалась на переднее и заднее основное шасси одновременно. На первых машинах в испытательных полетах наблюдался флаттер, а на скоростях свыше 2000 км/ч – обратное действие элеронов и т.п. Испытывали серийные Як-28 летчики-испытатели завода Э.Н. Чельцов, Г.М. Куркай, Г.Е. Буланов, Г.И. Старостенко, Н.Н. Иванов, В.П. Науров, В.С. Пранцкявичус, А.М. Ярошевич. Доработки самолетов до приемлемых для заказчика требований производились совместными усилиями конструкторов ОКБ и иркутскими специалистами.
Одновременный выпуск трех-четырех вариантов с непростыми проблемами по каждому из них, многому научила заводских конструкторов и технологов. Всего в Иркутске было выпущено 697 машин ЯК-28 упомянутых модификаций. Выпуск этих самолетов выдвинул иркутский завод в число лидеров отрасли. Не случайно в 1982 году в сквере перед проходными завода на постаменте установлен именно Як-28, ставший заводским символом. Текст на табличке постамента гласит: «В честь трудовой славы Иркутского авиационного завода».
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей