Учебно-боевой самолет Як-130 - единственный в мире учебный самолет с аэродинамической компоновкой и летно-техническими характеристиками дозвукового полета, аналогичные современному реактивному истребителю. Двухместный учебно-боевой самолет разработан ОАО "ОКБ им. А.С. Яковлева". Предназначен для основной подготовки и повышения квалификации летчиков. Самолет победил в тендере ВВС России и в настоящее время начато его серийное производство. Заключен контракт на поставку самолетов Як-130 в Алжир.
Репрограммируемая система управления полетом позволяет летчикам в короткое время осваивать и совершенствовать свои навыки в пилотировании таких боевых самолетов как Су-30, МиГ-29, F-16 и т.д. Более того, Як-130 может успешно использоваться для подготовки в условиях приближенных к боевой обстановке с условным или реальным применением вооружения типа "воздух-воздух", "воздух-земля". Современная модульная система управления вооружением позволяет в зависимости от используемых систем прицеливания варьировать состав средств поражения с минимальными доработками. В соответствии с техническими требованиями заказчика на базе Як-130 может быть разработана модификация легкого ударного самолета, поскольку степень унификации учебно-боевого и ударного вариантов достигает 90%.
Аэродинамическая схема, параметры силовой установки и систем Як-130 позволяют выполнять полеты практически на всех режимах, свойственных современным и перспективным боевым самолетам.
Полностью цифровой комплекс бортового оборудования с открытой архитектурой позволяет наращивать круг решаемых задач в соответствии с пожеланиями заказчиков.
Як-130 может использоваться при отработке до 80% всей программы подготовки летчиков. При минимизации затрат в целом обеспечивается высококачественная подготовка летного состава в короткие сроки, так как сокращается количество типов тренировочных самолетов, время, требуемое на переподготовку пилотов при переходе с одного типа учебного самолета на другой, а также существенно упрощается процесс получения навыков боевого применения.
В 2006 году совместным решением Министерства обороны и Министерства промышленности и экономики РФ иркутскому авиазаводу было поручено производство самолёта поколения четыре плюс Як-130.
В декабре 2009 года были успешно завершены Государственные испытания опытного Як-130 с вооружением.
17 июля 2009 года на Иркутском авиазаводе из цеха окончательной сборки в летно-испытательное подразделение был передан первый серийный учебно-боевой Як-130.
21 августа 2009 года состоялся первый полет серийного Як-130. Начато серийное производство на ИАЗ.
С 2011 года ведется экспортная поставка самолетов Як-130 в Алжир.
В октябре 2012 года начата поставка самолетов ВВС России. В рамках Гособоронзаказа 2012 г. завод выпустил и передал авиационным частям России 15 Як-130. Контрактом между Министерством обороны России и ОАО "Корпорация "Иркут" в период до 2015 года предусмотрена поставка ВВС России 55 самолетов Як-130.
В феврале 2013 года научная корпорация "Иркут" начала создание высокотехнологичного штурмовика на базе учебно-боевого Як-130 в связи со стабильно высоким спросом в России и за рубежом на легкие штурмовики.
Размах крыла - 9,856 м.
Длина самолета - 11,493 м.
Высота на стоянке - 4,643 м.
Двигатели - АИ-222-25, 2х2500 кг/с.
Максимальная тяговооруженность - 0,88.
Взлетная масса:
Максимальная боевая нагрузка - 3000 кг.
Максимальная скорость - 1060 км/ч.
Практическая дальность полета (без ПТБ) - 1600.
Практический потолок - 12500.
Эксплуатационные перегрузки - +8/-3 g.
Запас топлива:
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей