Як-130, учебно-боевой самолет

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Учебно-боевой самолет Як-130 - единственный в мире учебный самолет с аэродинамической компоновкой и летно-техническими характеристиками дозвукового полета, аналогичные современному реактивному истребителю. Двухместный учебно-боевой самолет разработан ОАО "ОКБ им. А.С. Яковлева". Предназначен для основной подготовки и повышения квалификации летчиков. Самолет победил в тендере ВВС России и в настоящее время начато его серийное производство. Заключен контракт на поставку самолетов Як-130 в Алжир.

Общие сведения

Репрограммируемая система управления полетом позволяет летчикам в короткое время осваивать и совершенствовать свои навыки в пилотировании таких боевых самолетов как Су-30, МиГ-29, F-16 и т.д. Более того, Як-130 может успешно использоваться для подготовки в условиях приближенных к боевой обстановке с условным или реальным применением вооружения типа "воздух-воздух", "воздух-земля". Современная модульная система управления вооружением позволяет в зависимости от используемых систем прицеливания варьировать состав средств поражения с минимальными доработками. В соответствии с техническими требованиями заказчика на базе Як-130 может быть разработана модификация легкого ударного самолета, поскольку степень унификации учебно-боевого и ударного вариантов достигает 90%.

Аэродинамическая схема, параметры силовой установки и систем Як-130 позволяют выполнять полеты практически на всех режимах, свойственных современным и перспективным боевым самолетам.

Полностью цифровой комплекс бортового оборудования с открытой архитектурой позволяет наращивать круг решаемых задач в соответствии с пожеланиями заказчиков.

Як-130 может использоваться при отработке до 80% всей программы подготовки летчиков. При минимизации затрат в целом обеспечивается высококачественная подготовка летного состава в короткие сроки, так как сокращается количество типов тренировочных самолетов, время, требуемое на переподготовку пилотов при переходе с одного типа учебного самолета на другой, а также существенно упрощается процесс получения навыков боевого применения.

Из истории Иркутского авиазавода

В 2006 году совместным решением Министерства обороны и Министерства промышленности и экономики РФ иркутскому авиазаводу было поручено производство самолёта поколения четыре плюс Як-130.

В декабре 2009 года были успешно завершены Государственные испытания опытного Як-130 с вооружением.

17 июля 2009 года на Иркутском авиазаводе из цеха окончательной сборки в летно-испытательное подразделение был передан первый серийный учебно-боевой Як-130.

21 августа 2009 года состоялся первый полет серийного Як-130. Начато серийное производство на ИАЗ.

С 2011 года ведется экспортная поставка самолетов Як-130 в Алжир.

В октябре 2012 года начата поставка самолетов ВВС России. В рамках Гособоронзаказа 2012 г. завод выпустил и передал авиационным частям России 15 Як-130. Контрактом между Министерством обороны России и ОАО "Корпорация "Иркут" в период до 2015 года предусмотрена поставка ВВС России 55 самолетов Як-130.

В феврале 2013 года научная корпорация "Иркут" начала создание высокотехнологичного штурмовика на базе учебно-боевого Як-130 в связи со стабильно высоким спросом в России и за рубежом на легкие штурмовики.

Тактико-технические характеристики самолета  Як-130

Размах крыла - 9,856 м.

Длина самолета - 11,493 м.

Высота на стоянке - 4,643 м.

Двигатели - АИ-222-25, 2х2500 кг/с.

Максимальная тяговооруженность - 0,88.

Взлетная масса:

  • нормальная - 5780 кг.
  • максимальная- 10290 кг.

Максимальная боевая нагрузка - 3000 кг.

Максимальная скорость - 1060 км/ч.

Практическая дальность полета (без ПТБ) - 1600.

Практический потолок - 12500.

Эксплуатационные перегрузки - +8/-3 g.

Запас топлива:

  • нормальный - 850 кг.
  • максимальный - 1800 кг.
  • максимальный (с подвесными баками) - 2700 кг. 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Музей истории Иркутского авиационного завода | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 21 мая 2015

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Иркипедия | Иркутск | Современная история | Транспортный комплекс