Новости

«Взор», театр

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

«Взор» — народный театр эстрадных миниатюр Ангинского культурно-информационного центра. Основан в 1965. Руководитель — Т.В. Чемякина.

История

В 1965 в селе Анга была создана агитбригада «БОКС», название которой расшифровывалось как «боевой орган комсомольской сатиры». В 1990 агитбригада стала театром миниатюр «Взор».

Приложение. Концерт при свете фар

Ангинский народный театр «Взор» поддерживает старые добрые традиции: актеры выезжают на поля и фермы, чтобы поддержать земляков в нелегкой борьбе за урожай. В советские времена такие выступления считались обязательными для повышения общего морального духа колхозников. Нынешние спектакли проходят не по указке сверху, а по приглашениям, причем зарплату за них актеры театра не получают.

Народному театру «Взор» Ангинского культурно-информационного центра Качугского района недавно исполнилось 43 года. За десятилетия формы существования коллектива не раз менялись. Началось все в 1965 году с создания агитбригады «БОКС», название которой расшифровывалось как «боевой орган комсомольской сатиры». Агитбригада клеймила острыми рифмовками бесхозяйственность и безответственность. Считалось, что после таких выступлений сознательные советские граждане должны сразу исправиться и работать лучше.

В 1990 году агитбригада стала театром миниатюр. Тогда и появилось название «Взор». Несмотря на всеобщий перестроечный хаос в стране, коллектив никогда не прекращал своего существования. Менялись актеры, режиссеры, частота выступлений и периодичность премьер, но сам театр оставался таковым. Репертуар «Взор» оригинален и необычен. Здесь ставят пьесы, затрагивающие социальные стороны жизни; темы — только близкие жителям деревень и сел. Зачастую актеры показывают зрителям негативные явления — неустроенность, пьянство, «ничьих» детей — совершенно с другой стороны.

Вот, например, спектакль по пьесе М.Ворфоломеева «Приговор». Главные герои — пьяница Степан и его жена Шура, измученная алкоголизмом мужа. Многолетние скандалы и уговоры Степана бросить пить ни к чему не привели. И тогда председатель колхоза Иван Ильич придумал, как отучить мужика закладывать за воротник. Ильич пришел домой к Степану и сказал, что, раз он много лет пьет и не исправляется, правление колхоза решило его расстрелять. Шура со слезами провожает мужа на «верную смерть», а Иван Ильич стреляет в «пятую точку» Степана солью. По пьесе приговор навсегда избавил Степана от пристрастия к зеленому змию.

Сыграл Степана Андрей Бондаренко, Шуру — Людмила Жданова, председателя колхоза — Кирилл Щапов. Со спектаклем «Приговор» народный театр участвовал в этом году в областном фестивале «Театральная деревня». Постановка в целом была принята на ура, а Людмила Жданова получила грамоту и приз за лучшее исполнение женской роли на фестивале. По признанию режиссера театра Татьяны Чемякиной, выбор репертуара — это всегда сомнения. Единственное, в чем твердо уверена Татьяна, — что направление уже выбрано, раз и навсегда:

— Нам ближе социальные проблемы. Это наша жизнь, которая сама подсказывает темы. А классику мы точно никогда ставить не будем: для подобных спектаклей нужны профессиональные актеры. А мы — народный театр, любители.

Татьяна Чемякина окончила училище культуры. Еще во время учебы она интересовалась пьесами, которые сейчас ставит.

— Мне почитать дадут, а я то перепишу, то перепечатаю, — рассказывает режиссер. — Они еще тогда мне в душу запали. А сейчас выяснилось, что и актерам нравятся. И зрителям.

Кстати, актеров в театре примерно человек 15. Все любители, ни одного профессионала. Причем состав непостоянный — одни приходят, другие уходят.

— Что у нас в деревне людей от искусства отрывает? — спрашивает директор КИЦ Надежда Житова и сама же отвечает: — Коровы, сенокос, муж, дети, хозяйство. Это ж надо себя от всего оторвать и пойти на репетицию. Причем «за бесплатно». Вот кто это может делать и делает, тому остается только позавидовать, что он может себе позволить поиграть на сцене для души.

— Актеры народного театра «Взор» — это мужчины и женщины разного возраста и профессий, — рассказала художественный руководитель Ольга Скорнякова. — Безработные, воспитатель и музыкальный руководитель детского садика, пенсионеры, оператор, рабочий и даже студент. Играет в театре и семейная пара — Людмила Жданова со своим мужем.

Начинается театральная карьера обычно с долгих уговоров. Потенциального нового актера уговаривают всем миром — и режиссер, и уже опытные артисты. Самый основной шаг — согласие. Потом — пробы. На них-то все и решается: если лежит у человека душа к сценической деятельности, если есть в нем хоть капелька таланта, то он с удовольствием остается и преодолевает множество преград, чтобы ходить на репетиции. Например, не все супруги согласны отпускать свою благоверную на сцену. А домом кто будет заниматься? А детьми? Ну и что, что репетиции только раз-два в неделю? Денег за театр не платят. Да еще если выезды какие-нибудь, продукты нужно с собой брать — опять же расходы лишние.

Как пример таланта и преданности театру приводят Андрея Бондаренко, сыгравшего Степана в «Приговоре». Во время подготовки спектакля Андрей жил в Бутаково (это в 17 километрах от Анги) и каждый раз ездил на репетиции. Недавно у него родился ребенок, и теперь на сцену его жена больше не пускает, говорит: пора Андрею играть самую главную роль в его жизни — роль отца.

Театральный сезон «Взора» начинается обычно ближе к страде. Зимой готовится спектакль, потом премьера проходит в Анге — это обязательно. Афиши, билеты, полный зал информационно-культурного центра. А потом начинаются выезды на поля, на фермы, на начало и конец посевной, на уборочную, конкурс доярок, отсевки и отжимки, на праздники и фестивали. Причем театральные сцены в поле зачастую освещаются фарами. Днем труженикам смотреть спектакли некогда.

Кроме выступлений артисты театра вместе с другими творческими коллективами Анги, например с известным в Качугском районе хором «Селянка», принимают участие во всех деревенских праздниках. Актеры показывают самые яркие эпизоды спектаклей, а также устраивают другие тематические представления. Святки, колядки, праздник Ивана Купалы, 8 Марта и Новый год без них не обходятся.

Администрация Анги честно признается, что оказать финансовую поддержку театру она не в состоянии. Поэтому костюмы актеры придумывают и создают сами. Поскольку спектакли все жизненные, то тут обходиться проще. А для праздников театралам приходится проявлять чудеса изобретательности и делать парики из мочалок, мишуры, серебристого «дождика».

Чтобы театру куда-нибудь выехать, нужно нанять автобус и вместе скинуться на бензин. Обычно даже платные спектакли дорогу оправдывают не полностью. Стоимость билетов символическая, 10—15 рублей. Поэтому для театра, конечно же, удобнее получать приглашение на выступления — тогда на бензин скидываться не надо. Но и спектакль тогда тоже бесплатный. Словом, получается, что работает «Взор» на общественных началах и голом огромном энтузиазме.

— Надо бы начинать брать деньги, — робко высказывают свое мнение одни. — Да вы что, неудобно! — возражают другие.

И идут покупать что-нибудь из реквизита за свой счет. За последние пять лет коллектив театра дважды становился лауреатом областного фестиваля «Театральная деревня». Есть у творческих людей большая мечта — видеокамера. Чтобы заснять свои спектали — и ошибки разбирать, и потомкам на память оставить. Ведь 43 года коллективу — это уже большая история.

Ольга Контышева. Иркипедия, 2008

Контакты

МУ Ангинский КИЦ:

Адрес: 666222, Иркутская обл, Качугский р-н, с. Анга, ул. Советская, 23 а.

Телефон: +7 (39540) 9-22-62. Факс: +7 (39540) 9-22-62.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедии | Дата публикации оригинала (хрестоматии): | Дата последней редакции в Иркипедии: 14 октября 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.